Публикации
Развитие читательской самостоятельности при работе с художественным произведением
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие читательской самостоятельности при работе с художественным произведением
Автор: Диана Олеговна Шайдулина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие читательской самостоятельности при работе с художественным произведением
Автор: Диана Олеговна Шайдулина
Развитие читательской самостоятельности при работе с художественным произведениемОдной из задач, стоящих перед учителем начальных классов, является обучение младших школьников полноценному чтению. Основа обучения чтению – умение самостоятельно работать с любым текстом – закладывается в начальных классах школы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует от учителей развивать в учащихся такое умение, как «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, любят ли россияне читать. Исследование было проведено в 2014 году. В целом, отмечается, что любят читать всего 48% из 100% респондентов. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 24-25 мая 2014 г. Опрошено 1600 человек.[4]. К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос развития читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. Наше исследование строится на основе теоретических понятий о «читательской самостоятельности». Объект: процесс развития читательской самостоятельности у учеников младшего школьного возраста при работе с художественным произведением.Предмет: способы работы с художественным произведением для развития читательской самостоятельности.Цель: изучить способы развития читательской самостоятельности при работе с художественным произведением, а также апробировать их в практической работе.Задачи: изучить понятие «читательская самостоятельность»; определить из методической литературы способы развития читательской самостоятельности при работе с художественным произведением; провести исследования по умениям при работе с художественным произведением младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС; сделать выводы о проделанной работе. Мы рассмотрели несколько понятий читательской самостоятельности и пришли к выводу о том, что читательская самостоятельность представляет личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению. Как отмечают авторы, читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки. Развитию читательской самостоятельности способствуют различные способы работы, направленные на развитие техники чтения, способности детей воспринимать и пересказывать материал. Поэтому в работе с детьми могут использоваться различные способы, которые помогут сформировать в ребенке навыки читательской самостоятельности. Для повышения качества читательской самостоятельности, по мнению Н.Н. Светловской, могут быть использованы следующие виды работ: краткий пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика, пересказ от лица одного из персонажей, передача прочитанного произведения по ролям, инсценировка, иллюстрирование прочитанного произведения (словесное, графическое). [3].Таким образом, для развития читательской самостоятельности есть несколько оптимальных способов работы. В нашей статье мы представляем один из способов работы по развитию читательской самостоятельности при работе с художественным произведением - ведение детьми читательского дневника.Читательский дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, расширять читательский кругозор. Следовательно, выполняет формирующую и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает. Только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное произведение, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе. В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:дневник-отчет о количестве прочитанных страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге. дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. Нами рассматривается такой вид читательского дневника, как дневник-шпаргалка. Ученикам распечатывается читательский дневник. Он состоит из титульного листа, инструкции по заполнению его, а так же из заданий для ученика. Учитель дает инструкцию по заполнению этого дневника, ученики работает с читательским дневником в домашних условиях. Ученик читает произведения, которые представлены в инструкции, затем он записывает автора и название, далее указывает героев и описывает суть повествования, рисует иллюстрацию к этому произведению.Например:Автор: А.С. Пушкин. Название произведения: Сказка о попе и его работнике Балде. Герои: поп, Балда, нечисть.Суть произведения: сказка рассказывает о том, как Балда с нечистой силой сладил и проучил попа за жадность. В конце читательского дневника присутствует анкета для ученика в виде рефлексии, которую заполняет сам ученик после того, как прочитает все произведения.На протяжении работы с дневником учитель должен контролировать заполняемость учениками своих дневников. Ребенку важно одобрение его труда. Лучше вести работу с читательскими дневниками систематически.Реализация процесса развития читательской самостоятельности посредством использования читательского дневника проходила во 2 классе (система «Начальная школа 21 века») СОШ №6. Рекомендованные программой произведения для самостоятельного чтения: В.В. Бианки «Кто, чем поет»; К.И.Чуковский «Ежики смеются»; В.Л. Дуров «Мои звери»; Ш. Перро «Золушка»; Г.Х. Андерсен «Ёлка», «Стойкий оловянный солдатик»; М.М. Пришвин «Золотой луг»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост» и другие. Ученики самостоятельно определяли последовательность чтения произведений. На протяжении четырех недель они заполняли свои дневники, выполняли задания в них, работали с анкетой, делились своими впечатлениями о прочитанном с одноклассниками на уроках чтения и во внеурочное время. Было проведено 12 уроков литературного чтения, где работа велась по совершенствованию отдельных умений, составляющих читательскую самостоятельность. По итогам проделанной работы, как и в начале исследования, был проведен тест, результаты выполнения которого представлены в следующей диаграмме, отражающей динамику развития читательской самостоятельности. Диаграмма 1. Через сравнительную диаграмму заметно, что уровень развития компонентов читательской самостоятельности у детей изменился в положительную сторону. Количество справившихся с заданием учеников возросло. После проведенных уроков с использованием способов развития читательской самостоятельности, динамика развития некоторых компонентов читательской самостоятельности возросла у небольшого количества учеников, на наш взгляд, из-за кратковременности практической работы и с учетом индивидуальных особенностей учащейся.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫЕфросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 часть/ Л.А. Ефросинина – 6-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 176с.: ил. – Начальная школа XXI века. Оморокова М.И. основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов./ М.И. Оморокова– М.: Вентана- Граф. 2005г.- 128с. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская. Начальная школа. - №1. - 2003. 11-18с. Статистика чтения в России на 2014 год [Электронный ресурс] Студенческий научный форум. [Электронный ресурс] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. – 132с.