Публикации
Памятка для родителей "Чек-лист от логопеда" Артикуляционная гимнастика
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Памятка для родителей "Чек-лист от логопеда" Артикуляционная гимнастика
Автор: Мозина Татьяна Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Памятка для родителей "Чек-лист от логопеда" Артикуляционная гимнастика
Автор: Мозина Татьяна Сергеевна
памяткаРазвитие моторики артикуляционного аппарата*.Артикуляционная гимнастика*.При выполнении артикуляционной гимнастики (сокращённо а.г.) следует соблюдать следующие требования:Каждое движение выполняйте перед зеркалом. Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко. Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка). Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал. Гимнастика может проводиться от 3 – 4 минут до 7 – 10 минут ежедневно, чтобы мышцы языка привыкли к новым движениям и стали более подвижны, пластичны, переключаемы с одного движения на другое. Упражнения а.г. станут основой для овладения новыми артикуляционными укладами. При выполнении упражнений а.г взрослые должны проявлять по отношению к ребёнку такт и терпение, т. к. не всё сразу будет получаться как надо. Как правильно делать а.г., покажет логопед, вовремя обращайтесь за консультацией. Упражнения для формирования движения губ и челюстей.Лягушки (улыбка) – губы растяни в улыбку, удержи напряжёнными под счёт до 5. Заборчик (оскал) – ровно сомкни зубы, обнажая их в оскале, удержи в улыбке. Хоботок – вытяни вперёд губы и сомкни, просчитав про себя до 5 (либо считает взрослый). Трубочка (дудочка) – вытяни вперёд несомкнутые губы, считая про себя до пяти. Бублик – округли губы, изображая бублик. Рупор – сложи ладони рупором, поднеси к губам, проговори громко: «О» (повествовательно), «О» (с восклицанием), «О…» (огорчённо), «О?» (с вопросом), «О?!» (с вопросом и удивлением). Чередуем движения упражнений «Лягушки», «Хоботок», «Дудочка» поочерёдно. Упражнения на формирование подвижности мышц языка.Лопатка – улыбнись, широко открой рот, положи широкий распластанный язык на нижнюю губу. Удержи в таком положении, полностью расслабляя мышцы языка. Если язык по- прежнему напряжён, комком и не может расслабиться, то делаем следующее упражнение. Накажем непослушный язычок - положи язык на нижнюю губу и пошлёпай его губами, произнеси: «Пя-пя-пя…». Сделай так ещё несколько раз, затем разомкни губы и посмотри, расслабились ли мышцы язычка, стал ли он широким? Удержи «Лопатку» сначала до 5, а потом и до 10. Чистим зубы – улыбнись, разомкни зубы, почисти кончиком языка нижние зубы снаружи и внутри, делая движения из стороны в сторону. То же проделай и с верхними зубами Паровозик свистит – возьми чистый пузырёк и поднеси его ко рту. Кончик языка слегка высунь так, чтобы он чуть касался края горлышка. Выдыхай воздух плавно в пузырёк, посередине языка, свист тебе поможет получить звук (ф-ф-ф). Язык-силач – слегка улыбнись, приоткрой рот, опусти широкий кончик языка к нижним передним зубам, с силой упирай язык в зубы. Спинка языка напрягается – положи его расслабленным - лопаточкой - во рту, пусть отдохнёт. Повтори упражнение 5 – 7 раз. Качели – (внутри) – улыбнись, приоткрой рот, как при звуке (А), опусти широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удержи под счёт «раз», подними язык за верхние зубы под счёт «два», повтори несколько раз. Следи за тем, чтобы работал только язык, а челюсть оставалась неподвижной. Качели (снаружи) – делай то же, что и в упражнении 13, но только широким языком коснись попеременно то нижней, то верхней губы, качая «качели» вверх-вниз. Горка – «крутая (высокая)» - открой широко рот, широкий язык опусти за нижние зубы, упираясь в них языком, плотно прижми боковые края к верхним коренным зубам; а теперь горка «пологая (низкая)» - «сооруди» крутую горку, затем приподними нижнюю челюсть (рот откроется менее широко), боковые края прижми к верхним коренным зубам. Чередуй крутую и пологую горки. Катушка (кошечка выгибает спинку) – рот широко открой, широкий кончик языка упирай в нижние зубки, спинку языка «выкатывай» вперёд и возвращай в исходное положение. Чашечка – широко открой рот, широкий язык положи на нижнюю губу, приподними края языка вверх, удержи в этом положении под счёт до 5 (потом до 10). Занеси «чашечку» за верхние зубки, удержи её там при слегка приоткрытом рте. Вкусное варенье – слегка приоткрой рот, широким кончиком языка «слижи варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз. Кошечка умывается – широко открой рот, округлив губы. Начинай облизывать губы вкруговую (4 раза по часовой стрелке и 4 раза против часовой стрелки). Следи, чтобы язык не отрывался от губ и не делал «угловатых» движений, губы при этом не смыкай и не двигай нижней челюстью. Делай упражнение плавно, не спеша. Грибок – улыбнись, приоткрой рот, медленно пощёлкай языком, щёлкни языком и присоси (приклей) его к нёбу – из языка получилась шляпка грибка, открывай рот пошире, удерживая «приклеенный» язык (шляпку грибка) - получилась ножка грибка из подъязычной уздечки. После овладения упражнением «Грибок» полезно ввести одновременное чередование губных позиций «Улыбка» - «Трубочка», но при соблюдении удержания языка в позе грибка. Лошадка – улыбнись, приоткрой рот, пощёлкай медленно кончиком языка, следи, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык. Гармошка – улыбнись, приоткрой рот, медленно щёлкни языком и присоси его к нёбу, не опуская язык, закрывай и открывай рот (подъязычная уздечка растягивается, как меха гармошки). Делай под счёт до 5 (потом до 7, до 10) Иголочка – открой рот, язык высунь далеко вперёд. Напрягай мышцы языка, делая его узким. Удержи иголочку, считая про себя от 1 до 5. Любопытная змейка – движения языком вперёд изо рта, затем обратно в рот. Часики – движения узким языком к уголкам приоткрытых губ, как движения маятника. Индюшата – приоткрой рот и прижми широкий кончик языка к верхней губе. Не отрывая языка, делай движения по губе вперёд и назад, поглаживая. Быстрее поглаживай губу языком и добавляй голос, пока не послышатся звуки: бл-бл-бл. Гимнаст – приоткрой рот, широкий язык упирай в верхние зубы так, чтобы боковые края не прижимались к верхним коренным зубам. Если добавить голос, послышится (Л). Маляр – улыбнись, открой рот, подними язык к бугорочкам, води, поглаживая язычком по нёбу, как кисточкой – вперёд-назад. Следи, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигалась. КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ:Упражнения с 1 по 7 выполняются для всех групп звуков. Комплекс упражнений для правильного произнесения свистящих звуков (С), (СЬ), (З), (ЗЬ), (Ц) – с 1 по 7 и с 8 по 16.(Базовые (т.е. основные) – «Улыбка», «Лопатка», «Язык-силач», «Горка», «Качели») Комплекс упражнений для правильного произнесения шипящих звуков (Ш), (Ж), (Ч), (Щ) – с 1 по 7, 8, 9, 13, 14, с 17 по 22.(Базовые – «Трубочка», «Бублик», «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Грибок») Комплекс упражнений для формирования правильного произношения звуков (Л), (ЛЬ), (Р), (РЬ) – с 1 по 7, с 8 по 10, 13, 14, с 17 по 22, с 23 по 28. (Базовые – «Улыбка», «Лопатка», «Чашечка», «Грибок», «Иголочка», «Гимнаст», «Маляр»). Значение слов, помеченных значком * , можно найти в терминологическом словаре. Значение слов, помеченных значком * , можно найти в терминологическом словаре.