Публикации Оценка качества учебно-методического обеспечения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Оценка качества учебно-методического обеспечения
Автор: Когутенко О.В.

Оценка качества учебно-методического обеспеченияОснову Методической службы МБОУ СОШ составляют школьные методические объединения учителей-предметников. В 2015-16г. коллектив школы работал над методической темой: «Освоение и внедрение исследовательских методов обучения с целью повышения эффективности образовательного процесса». Это последний год работы над этой темой. Итогом работы над методической темой является заседание методического совета школы, где подводятся итоги 5-ти летней работы над темой и выходом является издание школьного сборника «Из опыта работы учителей МБОУ СОШ, обобщение опыта учителей, проведение школьного семинара, выпуск рекомендаций. Основная цель методической деятельности школы: создание условий для освоения исследовательских методов и повышения методической компетентности учителя. Исходя из этого, были определены задачи:-проведение диагностики методического уровня учителя;-организация и проведение методических семинаров;-совершенствование структуры методической работы.В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:1.работа педагогического совета как коллективная методическая деятельность;2.работа методического совета - коллективная методическая деятельность;3.повышение квалификации, педагогического мастерства;4.работа с молодыми специалистами-консультативно-информационная деятельность;5.диагностико-аналитическая деятельность, психолого-диагностическая диагностика. Структура методической службы представлена:-педагогическим советом; -методическим советом;-библиотечной службой;-психологической службой;-школьными методическими объединениями;-НОУ «Спектр»;-сотрудничество с БелИРО; - сотрудничество с НМИЦ. В связи с этим, особую актуальность приобретает сегодня проблема развития профессионально-педагогической культуры учителя как меры и способа реализации их сущностных, личностных сил в профессиональной, в том числе учебно-воспитательной деятельности. В образовательном пространстве школы учителями в рамках предметной деятельности внедряются технологии личностно-ориентированного обучения: -игровые (по Г.К. Селевко) учителя начальных классов, музыки, изо;-метод проектов (по Г.К. Селевко) – учителя английского языка, учителя технологии, учитель химии, биологии; -развития критического мышления - (Сорокотягтна Н.Ф. Шаталова И.Ю., Когутенко О.В., Алимова Е.В., Круговых С.Н.);-реализация принципа интегративности в урочной деятельности – Прибыловская Н.А. Сорокотягина Н.Ф., Алимова Е.В., Щупко А.Г., Хвостова О.С., учителя начальной школы, эффективность использования которых, прослеживалась на семинарах-практикумах с показом уроков.Проведение педагогических советов.Высшей формой коллективной методической работы является педагогический совет. Педагогический совет является органом самоуправления коллектива педагогов, на котором педагоги сочетают в себе функции объекта и субъекта административного управления в соответствии с закреплёнными за каждым из них должностными полномочиями и обязанностями. Тематика проведения педагогических советов была актуальной и востребованной, соотносилась с поставленной проблемой школы а также обусловлены перспективными направлениями деятельности ОУ, связанные с новыми документами и введением стандартов нового поколения. К педагогическим советам создавались творческие группы, члены которых посещали уроки коллег, проводили анкетирование, готовили материалы по изучению проблем. В течение года проводилось анкетирование учителей по следующим проблемам: самооценки затруднений степень готовности учителей работать с использованием личностно-ориентироанного обучения, диагностика подготовки учителя к введению ФГОС НОО. Вывод: в обсуждении тем педсоветов принимали участие большинство педагогов, происходил обмен мнениями, слушались советы, предложения по улучшению работы учителя, администрации, общестенности, детского самоуправления, проводилась работа в группах, ставились конкретные задачи и выполнялось их решение. Негативные тенденции: при подготовке и проведении педсоветов не все педагоги включались в деятельность по выполнению решений педсоветов. Задача: планировать совместную работу творческих групп учителей и родителей для решения поставленных задач с обоснованием совместно принятых решенийРабота методического совета школыМетодический совет школы в течение года решал задачи по:-осуществлению помощи методическим объединениям школы в условиях перехода на новые стандарты второго поколения;-обеспечению условий для повышения квалификации педагогических кадров;-диагностики состояния методического обеспечения УВП и методической работы школы;-координации деятельности педагогического коллектива по решению методической проблемы школы;-созданию условий для перехода на новые стандарты. Важным направлением МС является постоянное совершенствование педагогического мастерства. Было проведено 6 заседаний МС. На методических советах заслушивались итоги диагностики выявления затруднений в работе учителя, итоги диагностики успешности учителя. Кроме этого на заседаниях совета заслушивались отчеты о работе МО, анализ открытых уроков, результаты школьных, городских предметных олимпиад, итоги предметных недель, рассматривался актуальный педагогический опыт учителей школы. Члены методического совета оказывали консультативную и практическую помощь методическим объединениям, проводили индивидуальные консультации с учителями; большое внимание уделялось повышению профессионального мастерства педагогов через самообразование.Анализ результатов показал, что в работе методического совета рассматривались вопросы, связанные с введением ФГОС ООО и реализацией ФГОС НОО 2009г, введением ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Основу Методической службы МБОУ СОШ составляют школьные методические объединения учителей-предметников, классных руководителей. Они являются первичной ячейкой, в которой педагог может получить консультационную помощь, повысить профессиональную компетентность и наметить приоритетные направления деятельности. Деятельность методических объединений учителей в 2015-2016 учебном году осуществлялась в соответствии с намеченными целями и задачами и методическим планом работы школы на год. В центре внимания руководства школы и руководителей методических объединений находились вопросы совершенствования мастерства учителей МБОУ СОШ, которые являются основой успешного решения задач по организации работы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации, развития личностного потенциала школьников, обеспечение индивидуального сопровождения различных категорий детей (одаренных детей, с ограниченными возможностями и т.д.). Важными направлениями деятельности было повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых информационных технологий, изучение и использование современных педагогических технологий, методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания. Заседания методических объединений проводились по плану 1 раз в учебную четверть, где рассматривались вопросы теоретического, методического и практического характера, анализировались результаты контрольных проверок по текстам администрации, итогового контроля в конце учебного года, итоги промежуточного тематического контроля, выпускных экзаменов, олимпиад по предмету. В соответствии с общей темой школы были выбраны темы работы МО и самообразования учителей. В условиях реализации стандартов НОО и перехода на государственные образовательные стандарты второго поколения ООО учителя нашей школы успешно осваивают элементы современных технологий, овладевают новыми системами и программами обучения, это можно увидеть из таблицы. По сравнению с прошлым учебным годом освоение учителями элементов современных технологий увеличилось на 15%, что свидетельствует о росте педагогического мастерства учителей школыИспользование современных образовательных технологий учителями школы Педагоги посещали уроки и семинары, проводимые как на внутришкольном, так и на городском уровне. Темы уроков на школьном уровне выбраны на основе проведенных диагностик. Учителя работают над индивидуальной методической темой, изучают опыт работы лучших учителей города, области. Участие в подобных мероприятиях дает учителям возможность глубже изучить теоретические вопросы, связанные с организацией образовательного процесса в школе, познакомиться с опытом работы коллег из различных общеобразовательных учреждений города, что способствует повышению уровня их профессионального мастерства, переоценке и переосмыслению собственных профессиональных позиций.Методическая активность учителейИз анализа карт методической активности можно сделать вывод, что высокая методическая активность учителей прослеживается не только на школьном уровне. Все учителя нашего образовательного учреждения (32%) проявляют активность на городском, региональном, всероссийском уровне. В сравнении с учебным 2014-15 учебным годом методическая активность увеличилась на 6%.Руководители методических объединений оказывают методическую поддержку коллегам, участвуют в организации конкурсов, конференций, способствуют развитию творческого потенциала учащихся, но следует активизировать работу по созданию условий для повышения результативности работы учителей, их активного участия в деятельности ШМО, ГМО, конкурсах профессионального мастерства, обобщения АПО на уровне школы, города, создание личных сайтов, размещение публикаций на разных уровнях, что может служить основанием для выдвижения на награждение. На базе МБОУ СОШ развивается профессионально – педагогическая культура, которую мы осуществляем через различные формы:1.МО учителей-предметников и классных руководителей2. Проведение тематических методических дней3. Выпуск методических бюллетеней4. Самообразование и работа над темой5.Проведение открытых уроков, формирование умений осуществлять системный, проблемный аспектный анализ урока6. Индивидуальная работа с учителями.7. Индивидуальная исследовательская деятельность.8. Теоретический и практико-ориентированный семинар 9. Творческие отчеты учителей.10. Мастер – класс Основными направлениями деятельности методической службы школы являются аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная, информатизация системы образования, научное обеспечение системы образования.Деятельность школьной методической службы регламентируется документами федерального, регионального и муниципального уровней, а также нормативно-правовыми актами общеобразовательного учреждения. В текущем учебном году продолжилась работа по проблемам:-Введение и реализация стандартов нового поколения ФГОС НОО, ООО-Организация работы учащихся 2 – 4 классов по английскому языку, введение раннего изучения английского языка, учителя Емельянова Т.Н., Безменова А.Ю., Подорванова А.А.;-Организация работы учащихся 5,6,7 классов по физической культуре (введение 4 часа), учитель Кузнецова Л.В., Ершов С.В.В 2015-2016 учебном году было проведено 6 практических семинаров: Темы семинаров выбраны в связи с реализацией стандартов НОО и введением стандартов ООО, в целях оказания методической помощи учителям, повышения педагогического мастерства молодых специалистов и учителей школы, распространения актуального опыта учителей нашей школы и других школ города, области, России. Рассмотрены следующие вопросы:- инновационные подходы к развитию ребенка в рамках реализации курса «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Английский язык», «Русский язык», «Информатика», «Начальные классы». На открытых уроках учителя увидели различные возможности организации учебного процесса:- подготовка к уроку, отбор содержательной части урока, использование современных технологий, обо всем этом поделились с молодыми специалистами учителя – наставники. Результатом семинаров проведенных в 2015-2016 учебном году – уроки молодых специалистов стали отличаться целесообразным применением средств обучения, технологий обучения, улучшилась организация урока. Педагогами школы: Емельяновой Т.Н., Хвостовой О.С., Шаталовой И.Ю., Немыкиной Л.А., Недосековой А.В., Дьяконовой Н.А., Беспаловой И.Н., Серых Л.В. были даны открытые уроки, включающие применение проектных технологий, отражающих систему работы над методической темой школы. Учитель технологии Прибыловская Н,А. участвовала с учениками в городском конкурсе ученических проектов Пятых Ирина 5 класс –победитель в номинации «Вязанное изделие», Середа Ирина , 8 класс – победитель в номинации «Кулинарное изделие». Учитель изо Макаревич Ю.В. участвовала с учениками в городском конкурсе по Изо Смольникова Мирослава, 5 класс – призер в номинации «Проект полиграфической продукции». Создана школьная методическая копилка в виде сборников методических разработок учителей школы по использованию исследовательских методов обучения. Изучение теоретических основ применения исследовательских методов обучения в учебном процессе на заседаниях МО «Начальных классов». Выпуск методического бюллетеня, отражающего работу коллектива над единой методической темой. В связи с этим можно сделать вывод: в школе активизировался процесс исследовательской работы учителей и учеников школы. Можно отметить более серьезный подход к выбору и реализации тем самообразования учителей школы в рамках методической темы школы и реализации ее программы развития.Неотъемлемым звеном в работе методической службы является связь с научно-методическим информационным центром и отделом реализации стандартов управления образования администрации города. Учителя нашей школы за прошедший учебный год принимали активное участие в работе НМИЦ г. Белгорода. Руководители ШМО на августовских секциях ГМО получили методическую помощь и рекомендации, которые использовали в своей работе и поделились с коллегами на заседаниях школьных методических объединениях. Кроме этого, в течение всего учебного года учителя регулярно посещали все инструктивно-методические заседания, семинары, конференции, заседания творческих групп, что позволило плодотворно использовать инновации в педагогическом процессе. Таблица посещения семинаровНМИЦ, регионального института учителямиСредствами самообразования являлось систематическое изучение новинок педагогической литературы. В методической копилке школы имеются материалы из опыта работы коллег, различные варианты планов, образцы конспектов уроков, их анализа, презентации к урокам, внеклассным мероприятиям, собрана предметная медиатека. Значительно увеличилось число публикаций учителей школы на электронных носителях и в печатном виде. Значительно продвинулась методическая работа в плане самообразования и организации творческой деятельности учащихся. Большой объем работ выполнен всеми учителями, оформлен в электронном виде и на печатной основе, размещен на сайте школы и сайте «Фестиваль открытых уроков», «Педсовет», «Завуч. Инфо». Публикации педагоговВывод: Учителя школы публикуют свои разработки на разных педагогических сайтах, количество их увеличилось в этом учебном году на 7%, что объясняется повышением уровня самообразования учителей через создание публикаций. Основное внимание на заседаниях методических объединений уделялось изучению и распространению лучшего педагогического опыта учителей школы.Таблица обобщения АПО учителями за четыре годаЗадачи и приоритетные направления деятельности МС МБОУ СОШ - обеспечение методической поддержки введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;- организация внутришкольной модели повышения квалификации по вопросам единой методжической темы (круглые столы, семинары, игры, мастер-классы);- реализация плана-графика контроля (изучение уровня внедрения новых подходов и путей реализации темы в практической деятельности);- обеспечение удовлетворения индивидуальных образовательных запросов педагогов в межкурсовой период за счет функционирования внутриучрежденческой системы повышения квалификации;- проведение диагностики профессиональных затруднений педагогов по актуальным вопросам педагогики;- включение в план методической работы на 2016-2017 год мероприятий, направленных на повышение аналитических умений педагогов и умений, связанных с введением ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ; - провести семинар-практикум в рамках методической недели «Современный урок в свете требований стандартов ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»;Приоритетные направления работы школына 2016-20221. Реализация образовательных стандартов нового поколения – ФГОС НОО, ООО, НОО обучающихся с ОВЗ;2. Обеспечение реализации прав каждого обучающегося на получение образования в соответствии с его потребностями и возможностями;3. Создание условий для формирования конкурентноспособной личности, готовой к саморазвитию, к творческому преобразованию окружающего мира;4. Повышение качества образования за счёт развития профессиональных компетентностей педагогов школы в условиях реализации ФГОС на всех уровнях обучения;5. Формирование образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации обучающихся.Методическая тема: «Развитие профессиональных компетентностей педагогов школы как фактор достижения качества образования в условиях реализации ФГОС» Цель: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя для реализации ФГОС.Задачи:1.Осуществлять непрерывное повышение квалификации, педагогического мастерства кадров, обеспечивающих высокий уровень усвоения базового программного материала обучающимися школы на всех уровнях обучения.2. Создавать условия для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов школы на всех уровнях обучения. 3.Оказывать методическую помощь педагогам в осуществлении проектной и научно-исследовательской работы.4.Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.5.Развивать и совершенствовать систему работы и поддержки одаренных обучающихся.6.Вести постоянную работу по созданию банка данных результатов инновационных преобразований в работе педагогов школы.Вывод: все педагоги школы участвуют в работе городского научно-методического центра. За 2015-2016 учебный год учителя школы посетили 161 семинар муниципального и регионального уровня, материалы которых обсуждаются учителями на заседаниях школьных методических объединений. Из таблицы видно, что количество посещенных семинаров по сравнению с 20114-15 учебным годом увеличилось на 2.5%, что объясняется повышением уровня самообразования учителей через посещение семинаров. Работа по обобщению АПО учителями школы активизировалась и является стабильной. Проблема: недостаточная мотивация педагогов к обобщению АПО, недостаточная сформированность навыков аналитической деятельности, что препятствует систематизации учителями накопленного опыта.Задача: методической службе МБОУ СОШ активизировать изучение результативного опыта педагогов и оказать помощь (информационную, методическую и организационную) в обобщении опыта. Создать условия для роста педагогического и методического мастерства учителей в условиях реализации ФГОС НОО и перехода на новые стандарты второго поколения ООО, НОО обучающихся с ОВЗ;- познакомить педагогов с нормативной базой и методическими рекомендациями к переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;- включить в план работы на 2016-2017 год мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности.