Публикации
"Методика разработки воспитательной программы для среднего школьного возраста"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методика разработки воспитательной программы для среднего школьного возраста"
Автор: Кошкина Ольга Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методика разработки воспитательной программы для среднего школьного возраста"
Автор: Кошкина Ольга Сергеевна
«Методика разработки воспитательной программы для среднего школьного возраста»Разработала:Кошкина Ольга СергеевнаВведение Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на учреждение дополнительного образования задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Исходя из закона «Об образовании» Конституции РФ, в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Усиление воспитательной функции образования рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики.Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.Поскольку программа направлена на обучение детей любого возраста, то необходимо отметить следующие принципы организации обучения:• Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения.• Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.• Принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.• Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.• Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.• Принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.Возрастные особенности в среднем школьном возрастеСредний школьный возраст (от 11 лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят большие сложности в развитии и становлении. Работа педагога должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.Воспитательные технологии, методы и формы организации деятельностиВ рамках образовательного направления используются следующие воспитательные технологии:Технология коллективного творческого дела - воспитание общественно-активной творческой личности, способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Творческая деятельность групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Результатом КТД является позитивная деятельностная активность обучающихся.Технология игрового обучения (метод разработали Персивал, Эллингтон, Эддинал). Использование готовых, хорошо проработанных игр с прилагаемым учебно-дидактическим материалом позволяет обучающимся ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский). Особенностями игры в подростковом возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность. Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра - хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры. Игра способна вызывать у детей высокое эмоциональное и физическое напряжение. По отношению к познавательной деятельности, она пробуждает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность и позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать.Технология социального проектирования (метод разработал У.Килпатрик) – технология социального воспитания учащихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Проектирование - это процесс разработки, составления и реализации полезного, социально-значимого проекта. Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных областей. Педагогу в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Проблемы, которые подростки стараются решить с помощью своих социальных проектов, очень разные.Технология «Тренинг общения». Она позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций, самопознания и самопринятия. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.Информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребенка, его сознания и приемов поведения. В рамках образовательного направления используется классификация методов Ю.К. Бабанского (по их месту в процессе воспитания):– методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;– методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;– методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).С помощью методов воспитания развивается и стимулируется собственная активность учащихся. Например, отчет детей о выполнении той или иной деятельности способствует закреплению достигнутых умений, знаний и привычек, а похвала способствует формированию у подростков стремления добиваться поставленных целей.В процессе воспитания чаще всего задействован не один метод, а группа, потому методами воспитательной работы следует считать определенную систему действий, направленных на достижение поставленной цели. В образовательном направлении используются следующие методы обучения:а) по источникам передачи и приобретения знаний, навыков и умений: - методы словесные (например, объяснение), - методы наглядные (например, демонстрация видеоролика), - методы практические (например, упражнение);б) по основным дидактическим задачам, реализуемым на конкретном этапе обучения: - методы приобретения знаний (например, рассказ), - методы формирований навыков и умений (например, игра), - методы применения знании, навыков и умений (например, разработка сценария), - методы закрепления, проверки знаний, навыков и умений (например, викторина), - методы проблемно – поисковые или творческие (работа над проектом).Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе, это может быть диалог, консультация. Практические - на обучении навыкам работы над сценарием, проектом, коллективно-творческим делом. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод.Формы занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания данной образовательной программы и возраста обучающихся:беседа, игра, коллективно-творческое дело, тренинг, учебное занятие, групповая работа, творческая работа, викторина, конкурс, встреча с интересными людьми, импровизация, мозговая атака, анкетирование. Таким образом, педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе:Учреждение дополнительного образования-----семья-----общество-----ребенок.ЗаключениеОсобое значение для подростка в среднем возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с педагогами. И это порой вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации. Педагог должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с учебным объединением и родителями.Учащимся будут интересны такие дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать дела, вступать в диалог, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, педагог должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «учебное объединение».