Публикации
Взаимодействие с родителями.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие с родителями.
Автор: Павлова Татьяна Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие с родителями.
Автор: Павлова Татьяна Ивановна
Проект "Как хорошо, что есть семья".Цель: формирование положительных детско-родительских отношений.Задачи:- Формировать у детей представление о семье, о профессиях членов семьи.- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.- Вызвать радость и гордость за то, что у него есть семья.- Развивать социально-коммуникативные навыки детей.- Формировать положительные детско-родительские отношения путем совместной творческой деятельности.- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.- Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.Проект состоял из трех этапов: подготовительный, практический, итоговый (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)На подготовительном этапе проекта провелиродительское собрание, цель которого было познакомить родителей с темой проекта с основными направлениями и этапами проекта.Провели консультации на темы: "Возрастные особенности детей 5-6 лет", "Поощрение или наказание?", а так же анкетирование на тему "Ваши взаимоотношения с детьми" (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), провели семинар-практикум "Типы семейного воспитания", цель которого: определить психологические причины отклонений в семейном воспитании, и беседу с родителями по теме "Игра, как средство воспитания дошкольников ". На подготовительном этапе проекта был организован круглый стол на тему: «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений», целью которого было ознакомление родителей с взаимосвязями семейного микроклимата и развитием личности ребенка.На практическом этапе проекта был проведен день открытых дверей "Детский сад глазами детей, где родители ненадолго становились детьми и путешествовали по станциям, выполняли различные физические и творческие задания. В результате у родителей формировалось представление о том, чем же их ребенок занимается и как он развивается каждый день, был установлен эмоциональный контакт между родителями и детьми, который способствовал развитию межличностного общения и позволил установить доверительные отношения между родителями и педагогами. Еженедельно обновляли информацию в родительском уголке по таким темам, как: "Воспитываем добротой", "Как правильно общаться с детьми", "Роль отца в воспитании ребенка", "Азбука общения с ребенком", "Как провести выходной день с ребенком?", "Как правильно общаться с детьми старшего дошкольного возраста", что бы родители получили новые педагогические знания о правилах общения с детьми, что отец играет значительную роль в воспитании ребенка, так же, провели семинар-практикум по теме "Типы семейного воспитания". Проводили консультации для родителей: "Как отвечать на детские вопросы", "Чаще разговаривайте со своими детьми"; беседы: "Возможные формы совместного отдыха родителей и детей", "Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка".Так же для родителей были оформлены буклеты: " Проведение совместной деятельности вне детского сада", с целью информирования родителей о способах укрепления семейных отношений (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).Два раза в месяц организовывали совместные с родителями и детьми досуги в игровой форме, каждый из которых имел свои цели: "Наша дружная семейка" (ПРИЛОЖЕНИЕ 5); "Уроки доброты"; "Давайте общаться"; "Давай сделаем это вместе!", Установление оптимальных межличностных отношений между родителями и детьми направленные на развитие доверительных отношений между родителями и детьми через игровые ситуации.Участие родителей и детей в культурно - досуговых мероприятиях способствовало установлению доверительного отношения между родителями и детьми и ощущения радости от совместной деятельности и установления эмоционального контакта:- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм. - Физкультурные досуги: «Мама, папа и я - спортивная семья», «Сто затей для друзей».- Акция "Пусть прогулка станет интересней", которая была направлена на благоустройство участка детского сада. День добрых дел "Наши меньшие друзья" (изготовление кормушек) - Игротерапия по сценариям русских народных сказок "Гуси лебеди", "Красная шапочка", которая способствовала развитию позитивных детско-родительских отношений. - Творческие конкурсы и выставки: "Осенний букет", "Мама, папа и я - счастливые мгновения", "Елочка - красавица", "Наша дружная семейка встречает Новый год". Такая форма детско-родительского взаимодействия способствует развитию детского воображения, сближает детей и родителей.Социально-коммуникативное развитие проходило через беседы: "Добрые дела", "Профессия наших родителей", "Я и моя семья", "Как мы отдыхаем с семьей" и др., обыгрывали ситуации на тему "От чего мама грустит", все это было направленно на углубление у детей чувства привязанности и любви к родным, чувству семейной сплоченности. Проводили познавательные занятия по темам: "Состав семьи", "Работа моих родителей", "Моя дружная семья". Так же приобщали детей к правилам безопасности жизнедеятельности через беседы: "Электроприборы и электричество дома", "Один дома", "Полезные и вредные привычки", игра-ситуация "Помоги бабушке перейти дорогу". Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в жизни общества осуществлялось через игровые ситуации "Каждой вещи свое место", "Наведем порядок в шкафчиках, чтобы порадовать маму"; беседы: "О труде в городе и селе", "О труде помощника воспитателя", дидактические упражнения: "Пыли нет, грязи нет" игры воспитывали у детей желание помогать близким людям.Индивидуальные беседы велись на темы, такие как: "Как мы с семьей провели выходные", "Как я помогаю дома", "Кем работают мои родители". Уточнению и активизации представлений детей о семье способствовали сюжетно-ролевые игры разнообразные виды игр: "Семья", "Поликлиника", "Магазин", которые служили развитием у детей самостоятельности в игре, коллективной игре. В этих играх дети учились подражать взрослым маме, папе, бабушке, дедушке; воспитывали уважение к труду. Для познавательного развития детям предлагались настольно-печатные игры: "Семья", "Кем быть?", "Кому, что нужно для работы"; дидактические игры "Засели домик", "Дружная семья", "Что может порадовать маму", "Мамины помощники", игры воспитывали у детей желание помогать близким людям.Словесные игры: "Кто старше?", "Кто младше? ", "Подскажи словечко", "Родственные отношения", "Я знаю ласковое слово", были направлены на расширение представлений о ближнем окружении, учили разбираться в родственных связях, развивали речь и память.Помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывали художественные произведения: Е. Благинина "Посидим в тишине", "Научу обуваться братца", "И. Суриков "Вот моя деревня"; рассказ Л. Н. Толстова "Бабушка и внучка", "Косточка", Э. Шима "Брат и маленькая сестра", М. Родина "Мамины руки", Я.Аким "Моя родня", Г. Виеру "Мамин день", О. Ю. Липатова "Я люблю свою сестричку", В. Осеева "Три сына");рассматривание картин соответствующего содержания (Б. Кустодиев "На террасе", "Родовое дерево", Ф.Славянский "Семейная картина", и др.На примере литературных героев у детей формируются чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших. Так же использовали пословицы, поговорки и загадки на тему семья (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)Использовали дидактическое упражнение "Очень мамочку люблю, потому, что...", "Назови ласково". С детьми проводились беседы по картинам, составляли рассказы о семье: "С кем я живу", "Моя комната", рассматривали семейные фотоальбомы.Организовывали игры - драматизации: "Гуси лебеди", "Репка", "Красная шапочка", "Теремок", с целью воспитывать у детей уважение к старшим, послушание, приветливость, вежливость; учить ценить добро, осуждать зло, находить правильный выход в непредвидимых ситуациях; готовить атрибуты к драматизации, творчески подходить к изображению её сюжета, ярко, выразительно отображать нравственную сущность персонажей. Художественно-эстетическое развитие было направлено на развитие творческих способностей детей, на привитие аккуратности в работе.На занятиях по рисованию темы подбирались в соответствии с темой проекта: "Моя дружная семейка", "Роспись кувшина", "Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить", "Мой выходной день с семьей", "Новый год с семьей", "Как я с мамой и папой иду домой", "С кем я живу", "Нарисуй свое настроение".На занятиях по лепке детям предлагались темы: "Моя любимая игрушка", "Сестренка в зимней шубке", " Угощение для мамы", "Наша дружная семейка".На занятиях по аппликации темы были такие, как: "Осенний ковер", "Подарок всей семье", "Дома на нашей улице", "Новогодняя поздравительная открытка" и др.На занятиях по конструированию подбирали темы такие как: "Дом, где я живу", "Подарок для мамы" и др.Физическое развитие была направлена на формирования представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках и охраны здоровья и способствовала становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни.В данном направлении с детьми проводили: комплекс утренней гимнастики "Я узнал, что у меня есть огромная семья", "Медвежья семья"; подвижные игры: "Посадка картофеля", "Кто сказал мяу?", "Помоги маме", "У дедушки Егора", "Найди свой домик"; так же мы использовали физкультминутки: "Семейная зарядка", "Помогаем маме", "Кто живет у нас в квартире", "Девочка Мила", "Пингвины"; пальчиковые гимнастики, проводили развлечения: "Любим вместе отдыхать, бегать, прыгать и скакать" и др. В рамках итогового этапа проекта был организован круглый стол с родителями и детьми в виде чаепития, где показали презентацию по теме "Семья – это важно", обсудили результаты проделанной работы, детьми были продемонстрированы достижения (стихи, танцы, сценки т.д.), родители приняли участие в конкурсе "Сладкоежка", в котором победила дружба. В ходе реализации улучшились взаимоотношения воспитанников, был заметен положительный и заинтересованный отклик со стороны родителей. Произошел некоторый прорыв в развитии творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Результатами нашей работы мы остались довольны.