Публикации Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях.
Автор: Сытникова Галина Викторовна

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях. Музыка - это лекарство, которое слушают. Задача каждого педагога, родителя сделать для ребёнка всё возможное и невозможное, чтобы он был здоровым.Валеологические песенки-распевки «Здравствуйте ладошки хлоп, хлоп, хлоп». Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений. Подготавливают голос к пению, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат, способствуют лечению и профилактике заболеваний органов дыхания, формируют осанку и правильное положение корпуса во время пения.Ритмопластика. Способствует развитию чувства ритма, музыкального слуха, вкуса; умение правильно и красиво двигаться чувствовать и передавать характер музыки; укрепление различных групп мышц и осанки.Дыхательная гимнастика. «По шоссе летят машины». Корректирует нарушение речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также помогает выработать силу и правильное распределение выдоха.Артикуляционная гимнастика. Способствует выработке полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Развивает речь, певческие навыки, улучшает музыкальную память, внимание.Речевые игры. «Стёпка-растрёпка». Стёпка-растрёпка по лесу гулял,Стёпка-растрёпка шишки собирал.Солнце высоко! (руки вверх)Стёпке не легко! (вытирает пот со лба рукой)На пенёк он сел (присесть) песенку запел. (хлопки)Служат эффективным средством развития интонационного слуха, способствуют ритмической и темброслуховой тренировке. Влияет на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности.Пальчиковая гимнастика. Дружат в нашей группе ( соединяем в замок)Девочки и мальчики. (разъединяем)Мы с тобой подружим маленькие пальчики.1 2 3 4 5 начинай считать опять касание пальцев1 2 3 4 5 мы закончили считать.Развивает речь, двигательные качества, повышает координационные способности пальцев рук, соединяет пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формирует образно-ассоциативное мышление на основе устного народного творчества.Игровой массаж. «Доброе утро», «В гости к бровкам».В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли.Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок.Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим.Вот мы к шейке прикоснулись и по шире улыбнулись.Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть.Руки надо растереть, чтобы больше не болеть.И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть.Повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз. Чистота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.Фонопедические упражнения.1,2,3,4,5, тигр вышел погулять. Р-р-р-р(вверх)Запереть его забыли, 1,2,3,4,5. Р-р-р-р (глиссандо вниз)Он по улице идёт, ни к кому не пристаёт. Р-р-р-р (вверх)Но от тигра почему-то разбегается народ. А-а-а-а Развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулирует гортанно-глоточный аппарат, а также стимулирует деятельность головного мозга.Психогимнастика. Способствует снятию эмоционального напряжения; обучение умению изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции и движения; коррекция настроения и отдельных черт характера; обучение ауто-релаксации.Музыкотерапия. Используется на протяжении всего дня. Во всех режимных моментах. Регулирует психоэмоциональное состояние, уменьшает чувство тревоги и неуверенности, снимает раздражение и разочарование, снимает напряжённость в отношении с другими людьми, улучшает самочувствие, активность, настроение, уменьшает агрессию, злобность.Музыка для встречи детей и их свободной деятельностиКлассика:
  • И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
  • И.С.Бах. "Шутка".
  • И.Брамс. "Вальс".
  • А.Вивальди "Времена года"
  • Й.Гайдн. "Серенада"
  • Д.Кабалевский "Клоуны"
  • Д.Кабалевский "Петя и волк"
  • В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
  • В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
  • И.Штраус "Полька "Трик-трак"
  • Детские песни:
  • "Антошка" В.Шаинский
  • "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
  • "Будьте добры" А.Санин
  • "Веселые путешественники" М.Старокадомский
  • "Все мы делим пополам" В.Шаинский
  • "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
  • "Если добрый ты" Б.Савельев
  • "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
  • "Настоящий друг" Б.Савельев
  • "Песенка о волшебниках" Г.Гладков
  • Музыка для пробуждения после дневного сна
  • Л.Боккерини "Менуэт"
  • Э.Григ "Утро"
  • А.Дворжак "Славянский танец"
  • Лютневая музыка XVII века
  • Ф.Лист "Утешения"
  • Ф.Мендельсон "Песня без слов"
  • В.Моцарт "Сонаты"
  • М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
  • М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
  • К.Сен-Санс "Аквариум"
  • Музыка для релаксации
  • Т.Альбиони "Адажио"
  • И.С.Бах "Ария из сюиты №3"
  • Л.Бетховен "Лунная соната"
  • К.Глюк "Мелодия"
  • Э.Григ "Песня Сольвейг"
  • К.Дебюсси "Лунный свет"
  • Колыбельные
  • Н.Римский-Корсаков "Море"
  • Г.Свиридов "Романс"
  • К.Сен-Санс "Лебедь".
  • Ещё здоровьесберегающие технологии: вокалотерапия, улыбкотерапия, сказкотерапия, фольклорная арттерапия, терапия творчеством, ритмотерапия.Алгоритм проведения музыкальных занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, речь с движением.3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка-пальчиковая игра или жестовая игра.4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, в качестве физкультминутки-пальчиковая или жестовая игра.5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.6.Театральное творчество с элементами ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.8.Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию. Результаты музыкально-оздоровительной работы.1.Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.2.Стабильность эмоционального благополучия каждого воспитанника.3.Повышение уровня речевого развития.4. Снижение уровня заболеваемости.5.Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года не зависимо от погоды.Цель внедрения здоровьесберегающих технологий.Охрана и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасности образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической и оздоровительной работы. Музыка оказывает непосредственное влияние на здоровье. Учёные создали в официальной медицине целое направление-музыкотерапию.- скрипичная и фортепианная музыка-для тех, у кого не в порядке нервы;- арфа незаменима в кардиологии;- виолончель помогает людям с больными почками;- гобой и кларнет придут на помощь печени;- флейта запросто справится с бессонницей, а также поможет расслабиться.- кларнет - кровеносные сосуды- флейта - лёгкие, бронхи- труба - радикулиты, невриты- звуки колокола - убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи, вирусы гриппа- религиозная музыка - душевное равновесие, чувство покояИнтересен ещё и тот факт, что в последнее время стала подтверждаться теория о потрясающем влиянии вокального пения на организм. Во время исполнения песни происходит как бы мягкий массаж гола, лёгких, бронхов, диафрагмы, что, безусловно тренирует и укрепляет, а звук, поглощаемый другими внутренними органами, стимулирует их работу.Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.