Публикации Комплекс мероприятий в адаптивной физической культуре

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Комплекс мероприятий в адаптивной физической культуре
Автор: Рокосовская Людмила Геннадьевна

УДК: 796 (дополнительно 37.012.6)Тема «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста»Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа «Лесохимик»Отделение Адаптивной физической культуры и спорта,Россия, Иркутская область, город Усть-ИлимскЛ.Г. РокосовскаяАннотацияОснова жизни человека это движение. Условия современного мира, предоставившие нам возможность меньше двигаться, а больше находиться в сидячем положении неблагоприятно влияют на нашу осанку. Ключевые словаАдаптивная физическая культура, осанка, плоскостопие, плавание, физические, корригирующие упражнения, нарушения опорно-двигательного аппарата.ВведениеАдаптивная физическая культура — область общей физической̆ культуры. Главная цель адаптивной физической культуры - максимальное развитие жизнеспособности человека. Долгое сидение перед компьютером в одной позе, постоянное ограничение физической активности, неравномерное распределение нагрузки на спину приводит к ослаблению мышц спины и развитию сколиоза.Цель исследования обоснование комплекса мероприятий адаптивной физической культуры в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием средств оздоровительного плавания.Объект исследованияпроцесс физического воспитания детей.Предмет исследования средства и методы оздоровительного плавания. Задачи исследования
  • Изучить состояние вопроса по данным литературных источников.
  • Выявить основные средства и методы лечебно-оздоровительного плавания для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Методы, используемые для решения задач Занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста могут проводиться с использованием различных средств и методов. Одним из таких средств является дозированное плавание, как разновидность физических упражнений. Элементы плавания способом «брасс» являются эффективным средством предупреждения и нарушения осанки. Основное преимущество заключается в выполнении одновременных симметричных движений руками и ногами в воде, позволяющим сохранять выпрямленное положение, голова опущена лицом в воду. Скорость передвижения брассом не большая, что позволяет ребенку плыть бесшумно, хорошо просматривать пространство над водой, преодолевать большие расстояния. Рабочие движения ног в способе брасс создают большую силу тяги. Каждый цикл движений в этом способе состоит из одного движения рук, одного движения ног, одного вдоха и одного выдоха в воду.Основные принципы в обучении элементам способом «брасс»: - принцип доступности, позволяющий использовать преемственность физических упражнений (от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному), стимулирующий активность и двигательную деятельность ребенка;- принцип сознательной активности, стимулирующий формирование устойчивого интереса ребенка, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;- принцип новизны, позволяющий найти для обучаемого те движения, то сочетание движений, тот способ, которые бы отвечали его способностям, его одарённости, а так же целенаправленно выполнять корригирующие упражнения в воде;- принцип систематичности и постепенности, т.е. непрерывность, регулярность и планомерность процесса для формирования прочного навыка плавания;- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей предполагает построение занятий в соответствии с возможностями занимающихся, особенностями их возраста, пола, с учётом развития физических качеств, функционального состояния;- принцип комплексности предполагает использование элементов плавания с корригирующими упражнениями на суше и в воде для укрепления опорно-двигательного аппарата.Выполнение упражнений, разнообразных игр в воде содействуют разностороннему физическому развитию, стимулируют деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяют возможности опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения, игры в воде требуют от детей полной перестройки обычного дыхания, которое связано с циклом движений и выполняется в строго определённый момент.Подражательные упражнения «Ребёнок отражает мир»Цель: Развитие двигательных способностей через познание детьми подражательных упражнений животных, которые живут в воде.Задачи:получение первичных сведений о представителях водного мира;обучение упражнениям, развивающим и укрепляющим мышцы спины и живота;воспитание бережного отношения к предметам природы;формирование правильной осанки.«Улитка»Вытянув пальцы, садимся на колени, на полу или на длинной скамье. Предплечьями упираемся в пол. Локти касаются колен, кисть лежит на полу и на ней другая. Ладони и большие пальцы как щупальца направлены вверх. ПЕДАГОГ: «Я - улитка, я - спешу, к водоёму я скольжу». Ребенок, не спеша поочерёдно передвигает голень, толкая коленом предплечье, не отрывая их от пола.«Пингвин»Ноги на ширине плеч, локти прямых рук прижаты к пояснице. Кисти сомкнутыми прямыми пальцами отставлены в стороны. Переносим тяжесть тела с одной выпрямленной ноги на другую, приподнимая ненагруженную ногу и перемещая её чуть вперёд. Таким шагом двигаемся вперёд. Произносим «Пи - пи - пи - пи - пи - пи - ПИН.ПИ - пи - пи - пи - пи - ПИНГВИН».« Чайка».ПЕДАГОГ: «Птенцы проголодались. Чайки, чайки - своих птенцов выручайте». Дети не спеша перемещаются на носках, руками машут вверх - вниз, изгибая их в локтях и в запястьях. Кричат: « Я - ЧАЙЙЙЙКА. Я - ЧАЙЙЙЙКА. ПТЕНЦОВ ВЫРУЧАЙКА».ПЕДАГОГ: «За рыбой – ныряй - ка ». Дети приседают на носки и опираются на выпрямленные пальцы, сложенные один над другим как клюв. Встают и продолжают «полёт».«Осьминог»ПЕДАГОГ: «Плывёт серый осьминог, большая голова и много...»ДЕТИ: «...щупалец и ног». Дети распределяются по 4, садятся на пол, спиной к спине и берутся за руки под локти. Ноги полусогнуты. ПЕДАГОГ: «А вот плывёт кит-кашалот с плавниками и без...» - ДЕТИ: «...ног». Оставшиеся ложатся на живот для подражания киту.ПЕДАГОГ: «Осьминог, осьминог, у тебя сколько щупалец-ног?»По готовности произносят хором: «Я осьминог, одна голова и 8 щупалец-ног». Педагог дожидается, когда сцепятся и ответят все группы, и говорит: « Восьминогий осьминог, где же, где же он живёт?» ДЕТИ: «В море живёт, быстро плавает». На протяжении этого высказывания беспорядочно двигают ногами, не отрывая ступни от пола. ПЕДАГОГ: «Я - кит. Я плыву в глубину, осьминога найду. Присосался он ко дну». Дети выпрямляют ноги и прижимают к полу, спину удерживая прямой. Хором: «По сторонам вокруг смотрю, спинку прямой я держу». Через 5 - 7 секунд педагог говорит: «Кит - кашалот плывёт, у осьминога яйца заберёт. Поднимаем свои ноги, как щупальца осьминога». Дети поднимают ноги и двигают ими, подражая щупальцам осьминога. Встают ПООДИ-ночки.ЗАДАЧИ: выполнять по правилам и слаженно. В самом начале освоения этой игры педагогу необходимо обучить детей правильному и безопасному усаживанию на пол. Сначала им необходимо сесть, а уже потом сцеплять руки, чтобы предотвратить жесткое приземление, которое возможно при опускании в сцепленном виде.«МОРЖИ»ПЕДАГОГ: «У моржей большие плавники и очень длинные... » - ДЕТИ: «...клыки». Распределяются по двое: мальчик с мальчиком, девочка с девочкой. Встают напротив друг друга. ПЕДАГОГ: «Из воды моржи на льдину легли и присели на большие свои...» - ДЕТИ: «...плавники». Встают на колени и присаживаются на пятки. ПЕДАГОГ: «Моржи сильны, а клыки их...» ДЕТИ: «...остры». Прямые пальцы соединяют. Запястье прижимают к щекам, а прямые пальцы направляют вниз. ПЕДАГОГ: «Моржи на льдине друг друга встречают. Моржи друг с другом осторожно...» ДЕТИ: «...играют». «Моржи» сближаются. ПЕДАГОГ: «Своими клыками друг друга...» - ДЕТИ: «...не ранят». Пальцами рук осторожно касаются пальцев другого. Давят на щёки, прогибаются назад, выдвигая таз и грудь вперед, и глядя вверх, произносят: «Я - мооРРРж». Встают.Заключение Овладение элементами техники плавания способом брасс будет способствовать у детей повышению уровня физического развития, двигательной подготовленности, предупреждению и коррекции имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата. Использование новых форм индивидуального подхода к каждому ребенку, нетрадиционные пути взаимодействия занимающихся и педагога в конечном итоге приведёт к целостности педагогического воздействия на растущий организм ребенка, выступающего как единая продуманная система организации оздоровления детского организма. Список литературы
  • Адонина, М.А. Проблема профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у младших дошкольников и пути их решения/Адонина М.А., Заика О.А., Кутькова Т.С.//В сборнике: Педагогика и психология: теория и практика. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 81-83.
  • Воротилкина, И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении/И.М. Воротилкина, - М: НЦ ЭНАС, 2014.- 230 с.
  • Гребова, Л.П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и детей: учеб. пособие / Л.П. Гребова – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
  • Красикова И.С. Осанка: Плоскостопие. Профилактика и лечение. -Спб.:Издательство «Корона.Век», 2011.- 176 с.