Публикации Основы волонтерской деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основы волонтерской деятельности
Автор: Изотова Надежда Владимировна

Содержание.Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы».
  • Пояснительная записка
  • В общенациональной программе развития и воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков.Детство и отрочество – это время освоения ребёнком культурных и социальных ценностей, период проб и ошибок, время творческих исканий, момент самоопределения, поиск друзей, установление новых коммуникативных отношений. То, что будет заложено в ребенка в это время и определит его как будущую личность. На сегодняшний день лидирующее место в жизни ребенка занимают компьютеры или телефоны. Современный ребёнок находится в стремительном информационном потоке, где царит подмена ценностей, понижение уровня нравственности, множественные искушения и порой очень сложно отобрать самостоятельно верную информацию и воспользоваться ей.       В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков, привитие им нравственных качеств, воспитание здоровой и адекватной личности. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных, нравственных, патриотических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию патриотической и социальной компетентности подрастающего поколения, их нравственных качеств. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.    Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение. Программа волонтерского движения в школе предусматривает для ребят выполнение посильной общественно полезной работы. Школьники-добровольцы занимаются организацией праздничных концертов для пенсионеров и младших школьников, раздачей подарков ветеранам войны, труженикам тыла. Кроме того, волонтерское движение в современной школе предполагает участие школьников в различных социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических субботниках. Волонтерское движение в школе имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что ребята вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества. Это особенно важно в условиях школы-интернат.Взаимодействуя между собой в процессе деятельности ребята приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, проведение соцпросов, анкетирования), передают информацию  другим детям, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка отряда, написание летописи отряда. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.Направленность дополнительной общеразвивающей программы – социально – гуманитарная.Нормативно-правовая основаФедеральный закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598);концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября . № 1726-р)постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября . № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Центр по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «ВЕГА» Дятьковского района;Новизна программы волонтерской деятельности представляется одним из наиболее эффективных средств формирования у учащихся социального опыта, воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.Актуальность программы проблема гражданско - патриотического воспитания в современных условиях  обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.  События последнего времени подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства подростков, резко снизили воспитательное воздействие. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к старшим, к наследию государства. Новое поколение молодёжи вырастает на американских боевиках, мультфильмах  и азиатских наркотиках. И все это  ведет к  неизбежному  результату - росту наркомании, пьянству и детской преступности. Проявляется устойчивое падение престижа военной службы.  Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требует появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы.Адресат программы: воспитанники, в возрасте 13-18 лет. Возможно формирование разновозрастных групп. В таком случае на мероприятиях, акциях, экскурсиях и общих собраниях группа присутствует в полном составе, а для остальных занятий при необходимости делится на группы по возрастам (13-15 и 16-17 лет).13-15 лет – переломная точка кризиса. Этому возрасту свойственны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний. В связи с этим занятия волонтерской деятельности и помощь людям помогут им обрести уверенность в себе и заработать авторитет и уважение среди сверстников.В 10-11 классах (16-17 лет) с подростками куда проще находить общий язык. Формируются привычки. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе. Растет желание помогать другим. Растет потребность в неформальном, доверительном общении с взрослыми. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне. Данная программа позволит им формировать правильные привычки, находить интересным для себя общение с взрослыми людьми. Помогая нуждающимся подростки научатся сопереживанию, сделают переоценку семейных ценностей.     Так как одной из задач реализации программы является укрепление семейных ценностей, на занятиях допускается присутствие младших членов семьи обучающихся (братьев и сестер, не достигших 13 лет), а на практических занятиях – присутствие родителей. Минимальный возраст для обучения по программе 13 лет. Зачисление на обучение по программе осуществляется без предъявления особых требований к учащемуся в течение всего учебного года по заявлению родителя (законного представителя) несовершеннолетнего ребёнка.Объем: 4 часа в неделю, четыре академических часа. Срок освоения программы 1 год, общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения - 144 часа. Формы обучения: Программа «Основы волонтерской деятельности» предусматривает теоретические, практические и индивидуальные занятия.Теоретические занятия – проводятся в виде групповых развивающихся, профилактических, обучающихся и тренинговых занятиях, учебах, сборах бесед и т.д.Практические занятия – проводятся в виде мини-игр, тренингов, конкурсов, опросников, акций, дискуссий т.д.Индивидуальные занятия – проводятся с одним или двумя обучающимися в индивидуальном порядке.Форма обучения – очная.Форма организации деятельности – групповая.Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре.     Одним из способов организации обучения может быть и использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися. Такой способ возможен также при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, одарённых детей или детей, по каким-либо причинам временно не имеющим возможности посещать образовательную организацию.     Программа предусматривает разделение группы на звенья (по 10-12человек). Группа разбивается на звенья в связи с разновозрастным составом группы и для удобства проведения практических занятий. Специфика направленности программы подразумевает проведение занятий вне аудитории, в различных организациях (музейная комната, библиотека, больница и т.д.), на улицах города.1.2 Цели и задачи программыЦель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, активной жизненной и гражданской позиции, способствующей самоопределению и самореализации личности ребенка через участие его в волонтерском движении.Задачи:Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда задач.Обучающие:
  • обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;
  • обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
  • знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
  • обучение основам работы с различными видами информации;
  • знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;
  • обучение методике социального проектирования;
  • расширение навыков работы с информацией;
  • специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения).
  • Развивающие:
  • формирование первичных организаторских умений и навыков, дальнейшее развитие лидерских качеств;
  • развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;
  • развитие уверенности в себе;
  • расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;
  • развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности;
  • развитие активной деятельности;
  • Воспитывающие:
  • формирование и укрепление семейных ценностей;
  • воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
  • воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
  • формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
  • содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране;
  • воспитание активной гражданской позиции;
  • воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;
  • создание комфортной обстановки на занятиях, а так же атмосферы доброжелательности и сотрудничества;
  • формирование общественной активности и самореализации в социуме.
  • 1.3 Содержание программыУчебный планСодержание программы обученияТеория: 64 часа; практика: 80 часа. Всего 144 часа: 72 занятия
  • Вводное занятие. Инструктажи.
  • Теоретическая часть: Понятия: «волонтер», «добровольчество». Знакомство с задачами. Значение волонтерского движения. Правовые основы социального волонтерства. Качества необходимые волонтёру. Вводный инструктаж по технике безопасности.
  • Возникновение и развитие волонтерского движения.
  • Теоретическая часть: Понятие о добровольческой (волонтёрской) деятельности для каждого. Добровольчество в современной России. Цели и задачи, планирование. Социальный возраст людей пожилого возраста и отношение к ним в обществе.Практическая часть: Распределение поручений. Совместное составление плана работы на год. Изготовление цветов и открыток своими руками для пожилых людей. Организация и проведение «Дня пожилого человека». Детям  предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.Воспитательная работа: Беседа – что такое волонтерство?
  • Я – волонтер.
  • Теоретическая часть: качества волонтера, развитие личностных качеств, внешний вид, ораторское искусство, коммуникации.Практическая частьтренинги на развитие личностных качеств, тренинги по ораторскому искусству, искусство публичного выступления. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.Воспитательная работа: Беседа – кто такой волонтер?
  • Культура общения.
  • Теоретическая часть: Современный человек – грамотный человек. Что значит «Культура общения». Современный мир и книга. Ораторское искусство.Практическая часть: Викторина «Грамотей». Конкурс эссе «Кто такой доброволец». Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров».Воспитательная работа: Викторина «Грамотей».
  • Психологическая подготовка волонтеров.
  • Теоретическая часть: Особенности работы с людьми разного возраста. Психологические особенности детей, школьников, молодых, людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст. Отношение к разным возрастным группам в обществе. Что такое ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Критическое мышление: что это и необходимо ли оно.Практическая часть: Просмотр и обсуждение видеороликов. Тренинг личностного роста: «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать». Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ролевая игра «Свои и чужие».Воспитательная работа: Беседа – эмоциональное выгорание волонтера.
  • Лидерство в волонтерском объединении.
  • Теоретическая часть: Доброволец – это лидер. Что значит быть лидером. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство.Практическая часть: Анкетирование. Тренинг лидерских навыков. Эссе «Кто такой Лидер». Подготовка к участию в конкурсе «Доброволец года». Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.Воспитательная работа: Беседа – кто такой лидер?
  • Событийное волонтерство.
  • Теоретическая частьЗнакомство с движением, особенности направления, знакомство с коллективами, работающими в данном направлениями.Практическая частьПомощь в проведении мероприятий учреждения и поселка. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.Воспитательная работа: Разработка сценария проведения срочного мероприятия.
  • Игровые технологии в работе волонтера.
  • Теоретическая часть: Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Игры с эстрады. Игры-кричалки. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему.Практическая частьРазучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Разработка и проведение игровых программ. Организация игровых переменок, детских праздников. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.Воспитательная работа: Проведение игровой деятельности между волонтерами отряда.
  • Информационные технологии в работе волонтера.       
  • Теоретическая частьИнформационные технологии в работе волонтера. Информационный буклет. Листовка. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Новостная статья. Структура новостной статьи. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика.Практическая часть: Показ видеороликов. Написание новостных заметок. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии. Практикум: написание делового письма. Практикум: работа над созданием видеоролика.Воспитательная работа: Создание небольшого видеоролика.
  • Основы проведения социальных дел.
  • Теоретическая часть Понятия «социальная акция», «социальный проект». Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет. Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста. Основные проблемы в жизни пожилого человека «Свои – чужие».Практическая часть: Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций. Основы социального проектирования. Разработка социального проекта. Разработка и реализация социальных проектов. Мастерство защиты проекта. Проведение благотворительных, экологических социальных акций. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.Воспитательная работа: Мастер класс по разработке проекта.
  • Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ.
  • Теоретическая частьВредные привычки, что это такое. Психологические особенности работы с людьми, имеющими зависимость.Практическая часть: тренинги на сопротивление групповому давлению. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.Воспитательная работа: Проведение спортивной зарядки.
  • Эко-волонтеры.
  • Теоретическая частьЗнакомство с движением, особенности направления, знакомство с основными экологическими понятиями и терминами, знакомство с экологическими акциями поселкаПрактическая часть: Помощь эко волонтерам, участие в экологических акциях и проектах, написание исследовательских работ на тему экологии. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.Воспитательная работа: Беседа – о различных видах загрязнения экологии и пути решения данной проблемы.
  • Семейное добровольчество. Социальное волонтерство.
  • Теоретическая часть: Понятие «Семейное добровольчество», особенности данного вида добровольчества. Моя семья – мое богатство. Мои родители – моя поддержка. Мы вместе делаем добро. Знакомство с движением, особенности направления, встреча с представителями направления, специфика общения с пожилыми людьми, специфика общения с детьми.Практическая часть: Открытое занятие совместно с родителями; творческие задания для семей и их презентация; проведение совместной, семейной акции. Помощь социальным волонтерам, разработка и реализация социальных проектов, проведение акций для детей. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.Воспитательная работа: Проведение классного часа для семей волонтеров.
  • Волонтеры Победы.
  • Теоретическая часть: Знакомство с движением, особенности направления, специфика общения с пожилыми людьми, история ВОВ.Практическая часть:  Помощь «Волонтерам Победы», помощь ветеранам и детям войны, участие в патриотических акциях: «Георгиевская лента», «Спасибо деду за Победу» и других. Помощь в проведении муниципальных мероприятий. Подготовка классных часов. Просмотр видеороликов «Перерыв на войну». Обсуждение. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.Воспитательная работа: Экскурсия в музейную комнату.
  • Воспитательно-познавательные мероприятия.
  • День волонтера. Подведение итогов работы волонтеров. Награждение волонтеров. Просмотр фильма «Волонтеры будущего».Новогодний серпантин.Посещение музея боевой славы.
  • Итоговое занятие. Аттестация обучающихся.
  • Теоретическая частьПодведение итогов за полугодие/год. Правила безопасности в зимний/летний период.Практическая частьАттестация. Встреча с волонтерами других добровольческих объединений. Итоговая программа подведения итогов учебного года.1.4 Планируемые результаты.Личностные:
  • формирование активной гражданской позиции;
  • положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности;
  • научиться проводить рефлексию;
  • научиться принимать свои чувства и чувства окружающих людей;
  • научиться говорить о своих эмоциях и проблемах;
  • научиться давать себе позитивную самооценку;
  • научиться отстаивать свое мнение;
  • научиться ставить перед собой цель и достигать ее.
  • Метапредметные:
  • развитие способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;
  • развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей;
  • воспитание чувств коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости;
  • формирование осознанного выбора участия в волонтерской деятельности;
  • формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
  • формирование и укрепление семейных ценностей;
  • формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
  • формирование в ходе деятельности более ответственной, здоровой личности;
  • формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
  • развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
  • развитие творческих способностей, потребность в саморазвитии;
  • развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в команде;
  • расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий.
  • Предметные:
  • умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
  • умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов;
  • умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу;
  • знакомство с историей и существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности;
  • обучение основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); методикам проведения некоторых досуговых форм;
  • специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения и т.д.).
  • Результаты в перспективе:
  • развитие инфраструктуры поддержки и развития молодёжных добровольческих инициатив обеспечит выход на новый качественный и количественный уровень вовлеченности молодёжи в социально значимую добровольческую деятельность, снизит уровень вовлеченности молодёжи в криминогенную среду;
  • обеспечение устойчивости и долгосрочности работы формируемых механизмов поддержки и развития молодёжного добровольчества;
  • расширение условий доступа молодёжи к добровольческой деятельности, предоставления разнообразных возможностей добровольческой работы молодым людям, желающим в ней участвовать (обеспечение доступа к информации о проблемах общества, создание необходимых условий для более эффективного участия граждан и организаций в решении социально значимых проблем);
  • разработка и внедрение программ молодёжного добровольчества в МОБУ ДО «ЦВР», как результат – обеспечение условий для общественно полезного и здорового досуга детей и молодёжи;
  • продвижение в молодёжной среде добровольчества как стиля социально активного образа жизни каждого молодого человека;
  • формирование основ духовно-нравственного и патриотического воспитания, культуры социально активного и здорового образа жизни молодого поколения России.
  • Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий». 2.1 Календарный учебный график.Количество учебных недель: 1 полугодие – 16 недель 2 полугодие – 20 недельПраздничные дни: 4 ноября, 1 января – 9 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.Даты начала и окончания учебных периодов/этапов: 01.09.2021 г. по 31.05.2022 г.2.2 Условия реализации программы.Материально-техническое обеспечениеМАУДО Центр по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «ВЕГА» Дятьковского района имеет базу аудиторий: кабинеты, актовый зал для проведения занятий, соответствующие санитарным нормам.Канцелярия: бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и простые карандаши, скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки, папки.Символика и атрибутика: футболки, свитшоты, ветровки, бейджи, кепки.Дидактические материалы:  сценарии и методические разработки мероприятий; волонтерские книжки; кодекс и памятка волонтера; учебно- наглядные пособия.Средства обучения:  ноутбук; проектор; учебные столы и стулья.Информационное обеспечение
  • материалы к занятиям (статьи, аудио-, видеоматериалы);
  • социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к людям, людям с
  • ограниченными возможностями здоровья.
  • ролики о добровольчестве;
  • видеофильмы «Перерыв на войну».
  • Формы аттестации.
  • Система оценки достижения планируемых результатов состоит из следующих направлений:
  • внешняя оценка (мероприятия различного уровня - конкурсы, смотры);
  • внутренняя оценка (личностные: портфолио; метапредметные: педагогическое наблюдение, анкетирование, защита проектов и презентаций, организация и участие в мероприятиях, конкурсах, акциях; предметные: анализ результатов тренингов, тестирование).
  • Способы проверки результатов освоения программы:
  • систематическое участие в добровольческих мероприятиях;
  • тестирование обучающихся «Я - волонтер!»
  • контрольные упражнения «Я - волонтер!»
  • количество проведенных мероприятий;
  • количество задействованных обучающихся программы и объектов деятельности;
  • наличие документов, подтверждающих результаты волонтерской деятельности (портфолио, волонтерская книжка);
  • участие в конкурсах: «Доброволец России», «Лучший волонтер отряда», «Лучший волонтерский проект», «Лучший руководитель волонтерского отряда» и т.д.;
  • участие в форумах, слетах, сборах, семинарах, мастер- классах волонтерского движения;
  • организация, реализация социально - значимых проектов;
  • создание авторских социально - значимых проектов.
  • Оценочные материалы.
  • Пакет диагностических методик:     Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной оценки подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении обучающихся.Методики:
  • Тест «Викторина добровольца» (Знание истории, сущности и особенностей добровольческой деятельности);
  • Определение направленности личности (ориентационная анкета). Эмоциональная готовность к участию в добровольческой деятельности; -позитивное отношение к различным формам и видам волонтерской деятельности;
  • «КОС» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин) Метод экспертных оценок. Деятельно - поведенческий. Наличие у подростков коммуникативных и организаторских способностей, необходимых для добровольческой деятельности;
  • реальный вклад в социально-значимую деятельность (участие в мероприятиях);
  • тестирование обучающихся «Я - волонтер!»;
  • контрольные упражнения «Я - волонтер!»;
  • диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий);
  • тест «Лидеры бывают разные»;
  • тест – опросник «Коммуникативные и организаторские склонности»(КОС-2)
  • опросник «Определение направленности личности»;
  • анкетирование: - «Я- волонтер!», «Этапы развития волонтерского движения в России», Характеристика социально – значимых проблем. Практические навыки, которыми обладает волонтер.
  • Фонд оценочных средств программы:
  • средства оценивания, применяемые в рамках опросных методов (опрос письменный и устный, анкета, тест, экспертная оценка деятельности, фокус- группа, дебрифинг и др.);
  • средства оценивания, предполагающие анализ продуктов деятельности (глоссарий, схема, таблица, концептуальная карта, коллаж, рецензия, аннотация, реферат, доклад, эссе, информационный бюллетень, буклет, электронная презентация, веб-страница, вебсайт, блог и др.);
  • средства оценивания, предполагающие анализ деятельности (мониторинг, конкурс, организационно - деятельностная игра, проект, отчет, кейс-измеритель и др.);
  • средства оценивания интегративного характера (резюме, портфолио, паспорт профессиональной карьеры, дневник, творческая книжка и др.).
  • В результате реализации программы обучающиеся должны:Знать:
  • историю волонтерского движения в России и за рубежом;
  • социальные аспекты волонтерской деятельности;
  • основные направления волонтерской деятельности;
  • особенности организации волонтерской деятельности;
  • полный цикл коммуникационного процесса с разными категориями лиц. Формы, методы, барьеры в коммуникации;
  • технологический процесс волонтерской деятельности;
  • правовые основы, формы и методы привлечения и поиска средств для организации и проведения волонтерских мероприятий.
  • Уметь:
  • обобщать полученные знания; анализировать опыт волонтерской  деятельности;
  • организовывать волонтерскую команду для участия в событийных мероприятиях;
  • проектировать волонтерские акции различной направленности, проектировать собственную волонтерскую деятельность, активизировать собственные личностные ресурсы, способствующие саморазвитию и самореализации, способности нести ответственность за качество своей деятельности;
  • использовать методы, механизмы, технологии по поиску средств для организации систематической добровольческой деятельности.
  • Владеть:
  • теоретико-правовыми основами в организации добровольческой деятельности;
  • навыками составления текстов, информационных писем, пресс-релизов;
  • навыками организации волонтерских акций и проектов; умения кооперации и организации работы в коллективе на основе толерантности, диалога и сотрудничества; самостоятельной разработки социальных проектов в области организации добровольческой деятельности; методами социально-проектной и прогностической деятельности, технологией организации и проведения добровольческих мероприятий; планирования и организации волонтёрского мероприятия;
  • навыками привлечения средств для организации и проведения волонтерских мероприятий, акций, событий.
  • Образовательные результаты2.5 Методические материалы.Программа разработана с учётом трёх основных компонентов деятельности:·
  • гуманизация педагогического процесса;
  • индивидуализация и дифференцированный подход;
  • демократизация.
  •      Это дает возможность педагогу в рамках реализации данной программы достичь поставленную цель и решить педагогические задачи; а также дать возможность каждому обучающемуся – члену волонтёрского объединения, раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения.     При работе с подростками, образовательный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения:
  • игровые методы;
  • наглядно-словесные методы;
  • методы диагностики: метод упражнения, работа с методической литературой,
  • самостоятельная работа;
  • приемы актуализации субъективного опыта обучающихся.
  •      С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов молодежи, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения занятий:
  • занятие – экскурсия;
  • занятие – путешествие;
  • занятие – исследование;
  • занятие – лекция;
  • занятие – игра.
  • Деятельность и технологии работы:
  • популяризация добровольчества в муниципальном образовании;
  • коммуникация и построение взаимодействия с потенциальными добровольцами, добровольческими центрами, органами власти, муниципальными организациями, работающими с добровольцами;
  • создание баз данных потребностей и нужд местных сообществ (НКО, социальных учреждений) в добровольческих усилиях молодёжи и баз данных молодых добровольцев, готовых к участию в их работе;
  • обеспечение информацией, знаниями и инструментами молодых добровольцев, где и как они могут приложить свои добровольческие усилия;
  • деятельность по ориентированию, наблюдению, оценке, признанию достижений и успехов молодых добровольцев;
  • проведение тренингов по обучению молодёжи методам социального проектирования;
  • создание возможностей для осуществления на практике разработки, управления и реализации молодёжью добровольческих проектов, мероприятий, акций;
  • администрирование молодёжных добровольческих программ, проектов и акций;
  • организация конкурсов добровольческих проектов и др.
  • Этапы реализации программы:I. Организационно - проектировочный этап:
  • Включает в себя формирование добровольческого объединения, комплектование групп, диагностику личности каждого участника, расстановку приоритетов деятельности каждого члена добровольческого объединения, распределение социальных ролей внутри объединения, первичное планирование деятельности.
  • Диагностика проблемной ситуации – проведение анкетирования, опрос, изучение аналитических материалов по теме проекта, сценарно-событийное планирование процесса выполнения мероприятий, формирование команды исполнителей программы, обучение волонтеров.
  • Анализ ситуации, нормативно-законодательной, программной и аналитической документации по теме проекта.
  • II. Программно-деятельностный этап:
  • Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации программы. Подготовка и проведение мероприятий различных форм организации. Осуществление взаимодействия с различными структурами, привлечение обучающихся в социально — значимую деятельность различной направленности. Анализ и самоанализ проделанной работы.
  • Непосредственная организация мероприятий.
  • Обеспечение организационно-педагогического и информационного сопровождения участников; привлечение специалистов, СМИ, организация информационного пространства мероприятий.
  • III. Итогово-аналитический этап:
  • Подведение итогов проделанной работы. Выбор каждым членам добровольческого объединения приоритетного направления дальнейшей деятельности.
  • Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации данной программы.
  • Планирование дальнейшей деятельности добровольческого объединения.
  • Анализ сильных и слабых сторон проведенных мероприятий, оценка эффективности результатов.
  • Оценка общественной и личностной значимости для участников программ.
  • Подготовка информационно-методических продуктов по результатам.
  • Прогноз перспектив дальнейшей деятельности.
  • 2.6 Список литературы.Нормативные правовые акты
  • Всеобщая Декларация Добровольчества. – Амстердам, 2001 г.;
  • Всеобщая декларация прав человека, ст. 29 – ООН, 1948 г.;
  • Конституция Российской Федерации. — М.: Приор, 2004 — 32 с.
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. – 2009 г.;
  • Методические рекомендации МИоНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 (09- 3242).
  • Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года;
  • Письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844
  • Указ Президента от 19 декабря 2012 г. № 1666 РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»: (федер.закон: принят Госумой 21 дек.2012 г.) // Российская газета, 31 декабря 2012
  • Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 170-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон о дополнительном образовании от 12 июля 2001 года;
  • Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»;
  • Список интернет источников
  • Концепция развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014 года №1726-р. [Электронный ресурс]. — URL:  
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». [Электронный ресурс].— URL:  
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». [Электронный ресурс]. — URL:  
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 от 29 мая 2015 года. 8 июня 2015 г. Российская газета - Федеральный выпуск №6693 (122). [Электронный ресурс]. — URL:  
  • Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года от 07 декабря 2017 года. [Электронный ресурс]. — URL:  
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.3172-14. - Москва 2014 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 4 июля 2014 г. № 41 [Электронный ресурс]. — URL:  
  • Для педагога:
  • Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
  • Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
  • Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
  • Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
  • Беспалова Г.М., Виноградова Н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
  • Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005
  • Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления /  воспитание школьников – 2008 - № 3
  • Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011
  • Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3
  • Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011
  • Дьячкова Т.В. Волонтерское движение подростков как противостояние асоциальным группировкам / Т.В. Дьячкова, Н.В. Зарниченко // Народное образование. – 2017  - №1/2. С. 157-162. – Библиогр. в сносках
  • Загладина, Х. Т. Продвижение культуры волонтерства в современной российской школе: проблемы и перспективы / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. – 2015 – № 10 – С. 10-14. Взаимосвязь между социальной активностью граждан и волонтерством. Продвижение культуры добровольчества как приоритетной задачи государственной образовательной политики. Особое значение волонтерства в качестве одного из индивидуальных достижений абитуриентов при поступлении в вузы России
  • Ишбулатова, Р. Волонтерство - движение души / Р. Ишбулатова // Студенчество: Диалоги о воспитании. – 2015 – № 1 (79). – С. 23-24. Рассматривается одна из основных черт гражданского общества – волонтерство, его история и современная волонтерская деятельность.
  • Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
  • Кузькина Е. // Учитель. – 2016 – № 3 – С. 52-53. – Библиогр.: с. 53 (2 назв.). Привлечение школьников к волонтерской работе.
  • Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
  • Майорова-Щеглова С. Н. От тимуровца – к волонтеру / С. Н. Майорова-Щеглова // Социальная педагогика. – 2015 – № 4 – С. 33-37. Трудовой подход и экономическая эффективность волонтерского труда.
  • Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в  детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
  • Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов.- М.,1996
  • Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7
  • Для учащихся:
  • Амонашвили Ш.А. Школа жизни.-М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200-144 с.
  • Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития-3-е изд.-Казань :Центр инновационных технологий, 2003-608с.
  • Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.-СПб: Лениздат, 1992.-400 с.
  • Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
  • Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
  • Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003
  • Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб. Питер, 2006 – 160 с.: - (Серия «Практическая психология»).
  • Рабочая программана 2021-2022 учебный год объединения «Основы волонтерской деятельности».Возраст детей: 13-15 летПояснительная записка.
  • Название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: «Основы волонтерской деятельности».
  • Направленность: социально – гуманитарная
  • Дата утверждения:
  • Срок реализации: 01.09.2021г. – 31.05.2022 г.
  • Год обучения: 1 год
  • Количество учебных часов на группу в год: 144 часа
  • Количество учебных часов на группу в неделю: 4 часа
  • Количество учебных часов на 1 занятие: 2 часа
  • Календарный учебный графикМесто проведения занятий (с указанием кабинета) МАУДО «ВЕГА» Дятьковского района, каб. №115Дата начала занятий: _01.09.2021 г___Дата окончания занятий: __31.05.2022 г__Рабочая программана 2021-2022 учебный год объединения «Основы волонтерской деятельности».Возраст детей: 16-17 летПояснительная записка.
  • Название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: «Основы волонтерской деятельности».
  • Направленность: социально – гуманитарная
  • Дата утверждения:
  • Срок реализации: 01.09.2021г. – 31.05.2022 г.
  • Год обучения: 1 год
  • Количество учебных часов на группу в год: 144 часа
  • Количество учебных часов на группу в неделю: 4 часа
  • Количество учебных часов на 1 занятие: 2 часа
  • Календарный учебный графикМесто проведения занятий (с указанием кабинета) МАУДО «ВЕГА» Дятьковского района, каб. №115Дата начала занятий: _01.09.2021 г___Дата окончания занятий: __31.05.2022 г__Приложение 1Методическое обеспечение программы «Основы волонтерской деятельности»