Публикации Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по развитию коммуникативных способностей "Мой мир"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по развитию коммуникативных способностей "Мой мир"
Автор: Манькова Тамара Евгеньевна

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИОбластное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания"Саянский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей"м-н Благовещенский, 6, Ирк.обл., г. Саянск, 666304,тел. (факс) 5-25-48, 5-27-45 Дополнительная общеобразовательная программасоциально-педагогической направленности по развитию коммуникативных способностей«Мой мир» Разработчик программы Манькова Тамара Евгеньевна, социальный педагог г. Саянск, 2018 г.Содержание программыПояснительная запискаДополнительная общеобразовательная программа «Мой мир» (далее Программа) разработана на основе адаптированной дополнительной общеобразовательной программы для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР. Составители: Филатова Л.А. старший воспитатель, ОГБУСО «СДДИ»; Рябков Е.Е. заместитель директора по реабилитационно-воспитательной работе ОГБУСО «СДДИ».Программа рассчитана на развитие коммуникативных способностей в процессе деятельности у детей с умственными отклонениями и диагнозом ДЦП. Проблема развития коммуникативных возможностей детей с диагнозом ДЦП является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе. По анализу статистических данных на сегодняшний день коммуникативными расстройствами страдают 70-80 % детей с ДЦП. Л.С. Выготский утверждал: «Важно не столько передать определённую сумму знаний этим детям, сколько выработать у них адекватность в поведении, умение действовать в конкретных жизненных ситуациях. Бытовую ситуационную приспособленность». Проблемы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Организуемая взрослыми практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что проблема социализации всегда остро стоит для воспитанников специализированных детских домов, так как это дети с ОВЗ, которые зачастую изолированы от свободного общения со сверстниками и взрослыми вне стен учреждения. Для успешной адаптации в обществе их важно научить применять полученные знания в жизненных ситуациях. В основе организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Данная деятельность содержит набор дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий с использованием элементов соревнования, драматизации, практическими занятиями и опытами.Актуальность программы. Практическая работа показывает, что в связи с реализацией различных направлений общеразвивающих программ, целенаправленное формирование коммуникативных умений у воспитанников часто остается за пределами внимания. Дефицит времени на занятиях приводит к тому, что вопросы педагогов предполагают односложные ответы детей, недостаточно часто создаются ситуации для взаимодействия и диалога. Следует отметить, что, несмотря на достаточно полное и глубокое теоретическое освещение проблемы общения, методические вопросы, связанные с ее коррекцией в настоящее время разработаны недостаточно. В связи с этим возникла необходимость создания программы оптимизации общения умственно-отсталых детей в условиях детского дома.Цель: Научить воспитанников детского дома адекватному поведению и общению с окружающими средствами вербальной и невербальной коммуникации.Обучающие задачи:
  • Учить вербальным и невербальным способам общения.
  • Создавать у детей предпосылки к развитию речи и формировать языковые способности детей.
  • Сформировать речевые формы общения со взрослыми и сверстниками.
  • Знакомить с правилами поведения в общественных местах.
  • Учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих.
  • Учить отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении.
  • Знакомить с правилами поведения в общественных местах.
  • Развивающие задачи:
  • Развивать коммуникативную и познавательную функцию речи: задавать вопросы и отвечать на вопросы.
  • Развивать наблюдательность, способность живо откликаться на события окружающей действительности.
  • Формировать навыки социального общежития, нравственного поведения.
  • Способствовать формированию навыков разумного поведения, культуры безопасного поведения в обществе.
  • Воспитательные задачи:
  • Воспитывать у детей потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и детьми.
  • Воспитывать уверенность в себе, своих высказываниях, суждениях.
  • Воспитывать умение применять знания на практике.
  • Воспитать эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к событиям нашей жизни.
  • Данная программа рассчитана на группу детей от 7 до 12 лет с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью; диагнозом ДЦП. Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом особенностей заболевания детей, их психофизических и психологических особенностей, уровня их знаний, умений и навыков. У детей словарный запас беден, состоит из часто употребляемых в обиходе слов и выражений; нарушено внимание, оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Программа предполагает использование индивидуальных дифференцированных заданий позволяющих сделать процесс обучения личностно-ориентированным, максимально продуктивным.Срок реализации программы: 1 год.Количество занятий: 2 раза в неделю по 35 минут,72 часа в год.Объем программыСодержание разделов программыРаздел «Мир познания»Формировать у детей представление о здоровье. Расширять представления детей о вредной и полезной пище, и её необходимости для жизнедеятельности организма человека. Формировать навыки культурно-гигиенического поведения. Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. Формировать представление о правильном питании, познакомить с понятиями: «здоровая пища», «полезные продукты», «вредные продукты». Понимать и оценивать природные явления, их влияния на эмоциональное состояние человека и находить в любом хорошее и радостное. Гуманно относиться к животным, любить их. Беречь природу.Закрепить у детей знания правил дорожного движения и пожарной безопасности. Учить детей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их.Раздел «Я и мир»Формировать представления о собственной половой принадлежности, аргументируя её по ряду признаков (одежда, причёски, игрушки). Детям дать представление о себе как «Я» и различии «Я» от других. Учить различать людей по их характерным особенностям. Расширять знания о себе как о человек. Закреплять знания детей о внешнем строении человеческого тела. Дать понятие о назначении и важности органов чувств. Вызвать положительного отношения к умыванию, чистоте тела и одежды, личной и общественной гигиене.Способствовать развитию умения угадывать чувства и настроения другого человека. Учить понимать себя, свои чувства. Учить детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений. Воспитывать чувство сострадания и милосердия.Раздел «В мире интересного» Формировать реалистичные представления детей о труде людей. Расширять знания и представления о профессии пожарной службы, службы спасения, скорой медицинской помощи, полиции. Продолжать закреплять знания детей о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специальный); раскрыть значение транспорта в жизни людей. Учить видеть детей всё то, что представляет опасность для их жизни и здоровья на дороге, в транспорте. Формировать у детей основы безопасного поведения в общественном транспорте. Воспитывать культуру общения в общественных местах (на приеме у врача…). Воспитывать желание заботиться о своей безопасности, стремление прийти на помощь нуждающимся в помощи людям. Раздел «Маленький гражданин» Продолжать знакомить детей с родным городом, его дне рождении, улицах, отдельных исторических и культурных памятниках. Познакомить с городом нашей области Иркутском, его достопримечательностях; с традиционным русским художественным промыслом – «Русская матрёшка», «Дымковская игрушка», «Хохломские узоры», «Гжельская керамика».Познакомить детей с памятником, погибшим героям в Великой Отечественной Войне. Расширить представления детей о воинах-защитниках. Прививать уважение к памяти павших бойцов. Формировать понятие, что такое Родина. Формировать представления о родной стране, её названии, столице. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родной стране.Предполагаемые результатыЛичностные результаты:
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; любви к Отечеству и уважения к своему народу;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению других людей;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Предметные результаты: Дети должны знать:
  • правила поведения при встрече и расставании;
  • правила поведения на улице,
  • правила поведения в зрелищных и культурно- просветительных учреждениях, в гостях.
  • формы обращения с просьбой, вопросом,
  • слова – обращения, употребляемые при встрече и расставании к взрослым и детям.
  • Дети должны уметь:
  • участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
  • составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов;
  • общаться с окружающими детьми и взрослыми доброжелательно, вежливо;
  • выражать последовательно свои мысли, наблюдения, эмоциональные переживания в речи;
  • пользоваться невербальными формами коммуникации в процессе общения;
  • строить фразы из трёх — четырёх предложений;
  • планировать в речи свои ближайшие действия;
  • уметь завершать общение, используя этикетные формы общения;
  • участвовать в сюжетно - ролевых играх.
  • Календарный учебный графикКалендарно – тематический планСредства мониторинга и оценки динамики развитияМониторинг осуществляется в форме наблюдений за воспитанниками в ходе:
  • организованной деятельности в режимных моментах;
  • самостоятельной деятельности воспитанников;
  • свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности воспитанников;
  • организованной образовательной деятельности.
  • При необходимости педагог может применять и иные исследовательские методы - беседа, поручение, создание педагогических ситуаций и др. Система оценки результатов отражает степень выполнения ребёнком программ, взаимодействие следующих компонентов:
  • что ребёнок знает и умеет на начало мониторинга,
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
  • При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого ребёнка. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий ребёнком должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Результат мониторинга является основой для корректировки программ, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.В качестве основного показателя уровня знаний и умений используется критериально-бальная система: от 0 до 0,5 – критический уровень; от 0,5 до 0,8 – допустимый уровень; от 0,8 до 1 – оптимальный уровень. Методическое обеспечение программыСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Алябьева Е.А. Коррекционно — развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений – ТЦ: М. 2003.2. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры, беседы с детьми 5 – 7лет - ТЦ Сфера: М.2014 3.Аджи.А.В. Открытые мероприятия для детей средней группы. Образовательная область «Познавательна развитие» - Воронеж.20144.Богуславская Н.Е, Степанова Н.А. Весёлый этикет - ТЦ: М. 2011.5.Блинова Г.М. Занятия. Познавательное развитие детей – ТЦ: М. 2010.6.Бондренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет – ТЦ: М. 2011.7.Бойко Т.В. Формирование коммуникативного и социального опыта у детей с ЗПР. Система коррекционно – развивающих занятий. Старшая группа. Изд. – во: «Учитель». Волгоград.20148. Волочкова В.Н. Степанова В.Н. Конспекты занятий во второй младшей группе. Изд. – во: ТЦ «Учитель» Воронеж.2004.9. Гладкая В.В. Социально — бытовая подготовка воспитанников специальных(коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида. М.: Изд-во НЦ ЭНАС , 2003.10. Говорина Н.В. Вежливые разговоры. М.: Просвещение,2000.11.Иваничкина.Т.А, Никитина И.А, Рябова С.Е, Косенкова Т.Л, Бойцова Л.С, Корнеева С.Г, Ускова О.Ю, Рыбина М.И. Развитие личности ребёнка. Познавательно – творческие, игровые, экологические проекты. Изд. – во: «Учитель». Волгоград.201412.Карпухина Н.А. Реализация содержания образовательной деятельности. Старший возраст (5 – 6 лет). Познавательное развитие. Практическое пособие. Воронеж.201813.Коломийченко Л.В, Чугаева Г.И, Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3 -5 лет по социально – коммуникативному развитию и социальному воспитанию - ТЦ Сфера: М.201514. Мазанова Е.В. Комплексная коррекционная образовательная программа развития детей 4 – 7 лет. Изд. – во: «Учитель». Волгоград.201415. Максаков А.И, Тимакова Г.А. Учите, играя .М.: Просвещение,1983.16. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Ознакомление с окружающим миром: 5 - 6 лет. М.: Изд-во Мозаика — Синтез, 2011.17.Мосалова Л.Л Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург .201518. Тимофеева Н.В. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками - Изд. – во: «Учитель». Волгоград.201419. Циновская С.П. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Дошколка. РУ» Изд. – во: М.201520. Шипицына Л.М, Защиринская О.В, Воронова А.П., Нилова Т.А Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 - 6 лет) Санкт – Петербург .2002