Публикации Особенности эмоционально-волевой подготовки лыжника-гонщика

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности эмоционально-волевой подготовки лыжника-гонщика
Автор: Рыжкина Наталья Николаевна

Особенности эмоционально-волевой подготовки лыжника-гонщика
В финалах крупных соревнований часто принимают участие спортсмены, имеющие равную техническую и физическую подготовленность, придерживающиеся одинаковой тактики. В таких соревнованиях в сложных условиях спортивной борьбы с исключительно высокой конкуренцией нередко решающую роль играет уровень развития моральных, волевых и специальных психических качеств. В спортивной практике есть множество примеров, когда бесспорные лидеры сезона в силу срывов психологического характера не попадали в финалы, а спортсмены, не входящие в число фаворитов, во многом благодаря предельной волевой мобилизации часто добивались выдающихся результатов в чемпионатах Европы, мира, на олимпийских играх.
Высокий уровень моральной, волевой и специальной психологической подготовленности предполагает комплексное проявление самых различных качеств. Недостаточное развитие даже одного из них часто является причиной поражения высококвалифицированных спортсменов. Поэтому воспитание эмоциональных, волевых и психических качеств должно занимать значительное место в подготовке спортсмена на всех ступенях его совершенствования. Выбор наиболее эффективных методов и форм тренировок, предоставляется Конституцией РФ, статья 14 пункт 1: На основе закона РФ Об образовании, где говорится, что образовательное учреждение самостоятельно, с учетом своих уставов местных условий и интересов занимающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности.
Каждое из этих качеств, говорит И.М. Матвеев, имеет свои отличительные особенности и конкретные проявления, в значительной мере связанные с особенностями избранного вида спорта, и полностью проявляется, как правило, лишь в условиях острого соперничества в соревнованиях.
На занятиях лыжными гонками юные спортсмены постоянно сталкиваются с трудностями, такими как сложный рельеф, температура и высокое атмосферное давление. Поэтому в моей работе, выбрана группа спортсменов, тренирующаяся в условиях среднегорья, которое характерно для нашей местности.
И.М. Бутин считает, что лыжный спорт требует большой выносливости от спортсменов. Развитие выносливости напрямую связано с развитием волевых качеств, а также результат спортсмена на соревнованиях лыжников часто зависит от предстартового настроя и предстартовой психологической подготовки, отмечает А.В. Алексеев.
Целью нашей работы является выявление методов и приемов эмоционально-волевой подготовки лыжников-гонщиков.
Задачи: на основе анализа научно-методической литературы выявить особенности лыжного спорта в трудах педагогов и психологов; составить характеристику эмоционально-волевых качеств у спортсменов; рассмотреть и проанализировать систему эмоционально-волевую часть психологической подготовки спортсменов, выделить пути эмоционально-волевой подготовки лыжников-гонщиков.
Занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры. Во всех видах занятий на лыжах - на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках - успешно воспитываются важнейшие эмоционально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, что особенно важно в подготовке юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.
В процессе жизнедеятельности на основе внешних условий и генетических предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества - эмоциональные особенности и свойства личности. В работе были рассмотрены эмоциональные особенности спортсменов и структура их волевой подготовленности.
Значение эмоций деятельности спортсмена чрезвычайно велико. Они побуждают спортсмена к деятельности, помогают преодолевать трудности в тренировочном процессе и в период соревновательной деятельности. Эмоции часто определяют поведение спортсмена, постановку им тех или иных целей. Воспитательная работа и психологическая подготовка организуется на всех этапах тренировочного процесса спортсменов.
А.В. Алексеевым была разработана система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП), предусматривающая применение приемов ауто- и гетеропсихического воздействия. Система включает в себя десять этапов.
Со спортсменами проводилась эмоционально-волевая подготовка по следующей схеме: изучение личностных особенностей спортсмена; обучение расслаблению, тренировки чувства тяжести в руке; спортсмен повторяет про себя формулы самовнушения; обучение способности руководить сердечной деятельностью; воздействие на кожную терморецепцию, на проприорецепцию; изменение висцерорецепции; мобилизация психических функций и т.д.
Психологический анализ развития волевых качеств показал, что с помощью системы ЭВП Алексеева участники эксперимента повысили свои оценки по отношению друг к другу, следовательно, при оставшемся высоком уровне самооценки ребята научились уважать и ценить своих одногруппников.
Градусник самооценки выявил, что у ребят имеющих не высокие показатели произошло повышение мотивации, это выражается в увеличении таких критериев как желание тренироваться, соревноваться, готовность к высшим достижениям.
В начале эксперимента цветовой тест М. Люшера давал диагностику по повышенной агрессивности, нестабильности, скованности. После эксперимента произошло смена на более спокойный уровень, появилось активное стремление к успеху, к преодолению преград в деятельности, к самостоятельным решениям, к сотрудничеству.
На основе анализа научно-методической литературы, выделены главные аспекты, включающие в себя: теоретические основы анализ лыжного спорта в трудах педагогов и психологов, характеристику эмоционально-волевых качеств у спортсменов, эмоционально-волевую часть психологической подготовки спортсменов, систему эмоционально-волевой подготовки А.В. Алексеева.
А.В. Алексеевым была разработана система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП), предусматривающая применение приемов ауто- и гетеропсихического воздействия. Система включает в себя десять этапов: изучение личностных качеств спортсмена для адаптации методов психической регуляции к индивидуальным особенностям и виду спорта; спортсмен обучается успокаивающему варианту психической саморегуляции, главная цель которого успокаивать себя, отключаться от переживаний; спортсмен обучается мобилизующему варианту; отработка спортивных навыков во время тренировки; ЭВП во время и после тренировок в подготовительном периоде; отработка настойчивости, уверенности, целеустремленности; ЭВП перед соревнованиями, когда спортсмен может себя настраивать на предполагаемую конкретную ситуацию; ЭВП во время соревнования; успокоение спортсмена после соревнования; работа над совершенствованием своих личностных качеств.
Психологический анализ развития волевых качеств показал, что с помощью системы ЭВП Алексеева участники эксперимента вначале имели высокий уровень самооценки и низко оценивали друг друга, после эксперимента они стали выше ценить волевые качества одногруппников.
Список литературы
Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – М.: Физкультура и спорт, 2003.-181с.
Михалев В.И. Средства специальной тренировки в подготовке лыжников-гонщиков / В.И. Михалев. – Омск, 2003. – 44 с.
Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки./ Н.Г. Озолин. - М.: Ф и С, 2005.-459 с.
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. – М.: Издательство АСТ, 2003. – 863 с.
Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М. 2006. – 286 с.
Прядин В.П. К структуре волевых качеств. Проблемы психологии воли / Прядин В.П. – Рязань, 2009. – с. 16–19.
Солдатов А.Д. Подготовка юных лыжников-гонщиков./ А.Д. Солдатов. - М.: Ф и С, 2005.-196 с.
Людсков П.Н., Лыжные гонки / П.Н. Людсков, К.Н. Спиридонов. – М.: Физкультура и спорт, 2000.-236 с.
42
2