Публикации «Лучшая методическая разработка учителя»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка учителя»
Автор: Заварыкина Галина Юрьевна

Орфоэпия. Орфоэпические нормыЦели урока:
  • Активизировать знания учащихся об орфоэпических нормах.
  • Расширить представление об орфоэпических особенностях слов,ознакомить с вариантами произносительных норм.
  • Развивать навык обращения к орфоэпическим словарям при рабо-те над орфоэпическими нормами.
  • Оборудование:Ход урокаI.Оргмомент.II.Языковая разминка.1. Под диктовку учителя ученики записывают в тетрадях (1 человек на доске) предложение.Птицы, возвратившиеся из дальних мест,, уже приглядывают места для будущих гнёзд, и в течение целого дня слышитсяне смолкающий ни на минуту "}ггпичищ}2.Проводится синтаксический разбор предложения, составляетсясхема предложения, выполняется пунктуационный разбор (называются2 смысловых отрезка (возвратившиеся из дальних мест и не смолкающий ни на минуту), графически обозначаются условия постановкизнаков или отсутствия их).
  • Указываются все части речи, встречающиеся в предложении.
  • Учащиеся находят орфограмму-гласную в приставках пре- (при-)(приглядывают), орфограмму-гласную в безударном личном окончании глагола (слышится) и орфограмму-гласную букву е на конце производного предлога (б течение), объясняют условия выбора написаний;выделяют орфограмму-пробел — написание не с причастием (не смолкающий), усилительно-отрицательной частицы ни (ни на минуту),раздельное написание производного предлога (в течение), графическиобозначают названные виды орфограмм.
  • Производится словообразовательный и морфемный (по составу)разбор слова птичий.
  • Словообразовательный: толкуется значение: птичий ~ «производимый птицами», устанавливается способ образования — суффиксальный (ий).Морфемный: прилагательное, изменяемая часть речи •шпгтшП -птичьего, птичьему; прич/птиц - корень, ий - суффикс прилагательного.III.Проверка домашнего задания.Два ученика на доске показывают деление слов употребление и произношение на слоги, остальные ученики обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку. В ходе взаимопроверки ученики отмечают, у кого встретились орфографические или пунктуационные ошибки, проводят объяснение и исправление.IV.Устный опрос с элементами проверки домашнего задания.Вопросы для фронтального опроса:— Какие основные фонетические законы действуют в области гласных звуков? (Закон редукции ~ изменение гласных в безударном положении.)
  • Приведите примеры: молоко [малако], часы [чисы].
  • Как называется фонетическое явление, при котором наблюдаетсясовпадение в звучании гласных а и о после твёрдых согласных в 1 предударном слоге? А совпадение а, е, и в 1-м предударном слоге после мягких согласных? (Аканье, иканье.)
  • Какие изменения могут происходить в области согласных звуков?(Оглушение и озвончение в середине слова, оглушение звонких парныхсогласных на конце слова, выпадение звуков, слияние звуков.)
  • Приведите примеры (травка [трафка], зуб [зуп], грустный [грус-ный], сшить [шыт']).
  • - С опорой на текст домашнего упр. 14 дайте определение литератур-вормы. (Норма — это лучший образец литературного языка, ко-является строгим и обязательным для всех.)Назовите разновидности литературной нормы, используя сведенияппнего упражнения. (Существуют нормы произношения слово-•.ребления — лексические, морфологические, синтаксические.) Как называется наука, изучающая нормы произношения? (Орфо-1,1Запишите тему урока в тетради: Орфоэпия. Орфоэпические нормы.5. Расширение понятия орфоэпической нормы, дальнейшееразвитие орфоэпических умений.1.Чтение вопросов для повторения (с. 14) и корректировка их (исклю-избыточных).2.Учитель отмечает, что орфоэпия может опираться на фонетиче-законы, но иногда никакого закона нет, слово произносится так, аиначе в соответствии с обычаем, узусом, как говорили раньше. Выборочный диктант. Из записанных на доске слов выпишите в один те, в которых произношение полностью опирается на фонети-1е законы, в другой, где произношение определяется традицией.Сообща, что-то, приготовьте, скучно, голубь, изжарить, сегодня, перебежчик, красного, яичница.1 Со[а]о[а]б[п]ща, приго[а]товъ[ф']те, голубъ[п'], изж[ж]арить, Л~л.]ре[и]бео1сч[и1']ик — произношение согласно фонетическим законам; рь/пго-то, скучн[шн]о, сег[в]одня, красног[в]о, яичн[шн]ица.)3 употреблении некоторых слов, определяемых обычаем (узусом), встречаются ошибки (скучно, яичница, Ильинична).X Нормы ударения.а. Проведение теста «Проверь себя».Задание: выберите правильный вариант ударения.1)ходатайство
  • танцовщица
  • иконопись
  • феномен
  • обеспечение6)отчасти
  • 7)столяр 8) облегчить 9)кварталОтвет: 3), 4), 6), 8), 9).б. Запишите слова, поставив правильное ударение: ходатайство, к^овщица, иконопись, феномен, обеспечение, отчасти, столяр, об-, квартал.в. Словарно-орфографическая работа: ходатайство (обозначение вверяемой орфограммы-гласной в корне), подбор однокоренных ходатайствовать, ходатай), толкование лексического значения (официальная просьба), включение слова в предложение (хода-*тво было удовлетворено).Учитель даёт понятие вариантов орфоэпических норм (разновид-которые допускаются в литературном языке, но различаются лстически).Проводится экспериментальное наблюдение.Предлагаются слова творог, ракушка, маркетинг, мизерный.Учащиеся ставят ударение. Учитель просит поднять руки тех, кто поставил ударение на 1-м (2-м слоге), и отмечает, что основной вариант ударения на 2-м слоге в словах творог, ракушка и мизерный, а ударение на 1-м слоге характеризует произношение как разговорное; в слове маркетинг разговорный вариант с ударением на 2-м слоге.5.Работа со статьёй из орфоэпического словаря.Коллективное выполнение упр. 16 (формируется умение выделятьразные виды орфоэпических норм: произношения (класть [с'т']), ударения (клала; неправ. (!): клала!), словоупотребления (грубо неправ. (!): ложить, ложитъ).6.Самостоятельное выполнение упр. 17с последующей проверкой -выборочное списывание (развиваются орфоэпические умения в произношении освоенных иноязычных слов (смягчения согласного перед э:бассейн, фанера, шинель), заимствованных слов с отсутствием смягчения согласного перед э (термос), совершенствуются акцентологическиенавыки; развиваются умения разграничивать слова, отражающие разные виды орфоэпических норм).VI.Подведение итогов урока.Вывод о значении орфоэпии учащиеся должны сделать сами, опираясь на материалы упр. 15 (развивается умение соотносить разные стороны литературного языка, видеть их взаимосвязь и роль в процессе общения).Примерные вопросы для получения выводов учащиеся найдут в заданиях к упражнению.Словарно-орфографическая работа над словами в рамочке (анархия, стандарт].Назвать ключевые слова темы: орфоэпические нормы, нормы произношения, нормы ударения, варианты норм.VII.Домашнее задание.