Публикации
"Лучшая методическая разработка" «Жизнь диких животных»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Лучшая методическая разработка" «Жизнь диких животных»
Автор: Емельянова Светлана Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Лучшая методическая разработка" «Жизнь диких животных»
Автор: Емельянова Светлана Владимировна
Конспект занятия в подготовительной группе “Жизнь диких животных”Цель: дать представления об изменениях в жизни животных весной (линька, появление потомства, выход из нор). Воспитывать интерес к жизни животных.Связи: снег растаял - серый мех у зайца, весна - появления потомствау животных.Словарь: детеныш, родители.Материал: картинки зверей леса, игрушка Заяц, Лиса., Ёж, картина «Где чьи следы?», маски диких животных.Методические приемы: игровая ситуация, рассматривание картинок, рассказ воспитателя.Художественное слово:Загадка: «Кто в дупле живет, орешки грызет,На деревьях резвится, упасть не боится?Пушистый хвост мелькнет в вышинеИ вместе с ней исчезнет в сосне». /Белка/.Ход занятия.Солнце припекает,Снег повсюду тает.Лопаются почки,Растут, растут листочки.Травка появляется…Мишка просыпается.Звери дикие линяют – Шубы зимние меняют.Весной родились малыши:У всех зверей - детеныши.- Какие чувства вызвали у вас эти строки? Тогда повернитесь друг к другу,Дотроньтесь ладошкамиИ передайте друг другу своё хорошее настроение. - Объясните, почему вы решили, что в этом стихотворении говорится о весне. О чем еще говорилось в стихотворении. «Всю зиму спал не только медведь, но и еж. Еще с осени ежик зарылся в опавшие листья и проспал там все холода и метели. Но солнышко припекло, стало тепло – проснулся ежик, зафыркал «Ф-ф-ф – вставать пора – весна пришла».Все лесные звери рады весне. Зимой было холодно и голодно, а теперь стала расти травка, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики – надоело им за зиму ветки да кору грызть, хочется отведать свежей зелени. На прогретую землю начали выползать жуки, червяки, все чаще из своих норок выходят полевые мыши. Значит, и ежам будет, чем подкрепиться.Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть – мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу заметишь.Кто зимой спал, а кто нет? Дай скорее ответ!Почему медведь и еж весной проснулись?Почему звери линяют – шубы зимние меняют?У каких диких животных летом мех не такого цвета, как зимой? Для чего это нужно?Отгадайте загадки о диких животных. Этот зверь живет в бору,У ствола грызет кору.Летом в шубке серенькой,А зимою – в беленькой.(Поднять верхнюю губу, обнажив зубы; показать движения, имитирующие, как заяц грызет кору.)Что весной кушает заяц? (траву, листочки).Хозяин леснойПросыпается весной,А зимой под вьюжный войСпит в избушке снеговой.(Медведь.)«Проснулся весной медведь да как начал реветь: «Э-э-э… есть хочу!»Что ест медведь (корни, травы, жуков, мышей, зайцев).«Кто в дупле живет, орешки грызет,На деревьях резвится, упасть не боится?Пушистый хвост мелькнет в вышинеИ вместе с ней исчезнет в сосне». (Белка)«Цик-цик-цик», - говорит белочка. – «Это я !Пуста кладовочка моя.Надо из дупла выбираться – За едой отправляться».«Чем кормится белка?» (шишками, орехами).Всю зиму между елкамиПроспал мешок с иголками.«Ф-ф-ф – хватит спать,Пора вставать!» (Еж)Чем питается ежик. (жуками, червяками, мышами).Серый и зубастый.Воет в день ненастный: «У-у-у…»(Волк)Волк ест мясо – ловит мышей, зайцев, овец.Хвост пушистый,Мех золотистый,В лесу живет,В деревне кур крадет.(Лиса)Кого еще ловит лиса (мышей, зайцев).У всех диких животных весной появляются детеныши. - Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Лисенок, Ежонок, Зайчонок.(дети в масках- шапочках разыгрывают сценку)Л.: Ой, ежонок, какой ты колючий!Е.: Да, шубка у меня колючая. Но, имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность – свернусь в клубок – попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.Л.: А родился ты тоже с иголками?Е.: Ежи рождаются без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.Л.: А я родился покрытый темно-бурым пухом, глухим и слепым. .З.: А я свою маму не помню! И дома у меня нет!Л.: Как это? Почему?З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.Е.: И тебе не хотелось есть?З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.Л.: А как же на следующие дни?З.: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет заботу о них. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.В случае опасности для детенышей матери прибегают к различным хитростям. Лиса старается отвести их от своего жилища. Если возле норы побывали люди, то они перетаскивают в зубах детей в безопасное место. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчонка, притворяясь раненой, больной или старается или старается привлечь к себе внимание, стуча лапами о землю.Игра “Где же детки?”Ребята, случилась в лесу беда – все малыши разбежались кто куда. Заревели звери – родители.Одеть детям маски с изображением диких животных и с соответствующей интонацией сказать от имени животного фразы.Медведь: «Где мой медвежонок? (вопросительная интонация.) Нет моего медвежонка. (С печалью в голосе)»Лиса: «Где мой лисенок? Нет моего лисенка».Заяц: «Где мой зайчонок? Нет моего зайчонка».Белка: «Где мой бельчонок? Нет моего бельчонка».Еж: «Где мой ежонок? Нет моего ежонка». Игра “Распутаем следы.”Ребята, звери просят помочь найти своих детенышей. Поможем им?Рассмотрите на картине следы диких животных. Такие следы звери оставляют на снегу или влажной земле.Если вы будете внимательными следопытами, то сможете распутать цепочки звериных следов и узнать, куда убежали детеныши животных. Показ картины «Чьи следы?»Покажите по очереди диким животным, куда убежали их детеныши. Для этого нужно провести пальцем по цепочке следов каждого из них.Динамическая пауза «Узнаем маму»Обрадовались звери, что узнали, где надо искать своих детенышей, и отправились вслед за ними.Дети вместе с педагогом показывает, как идет каждый из зверей (медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка). Воспитанники должны стараться передать походку каждого животного, его характерные движения и даже голос, чтобы детеныши сразу узнавали своих мам.Игра “ Мамы и дети”.Звери очень обрадовались тому, что нашлись их детеныши.Дети раскладывают картинки парами. (Лиса – лисенок, медведь – медвежонок…)Итог: Спасибо вам ребята за то, что помогли зверятам найти своих мам: «Теперь вы настоящие следопыты!» Что нового вы сегодня узнали?Наши гости – Ёж, лис, и заяц дарят вам жетончики с изображениями детенышей диких животных.