Публикации Индивидуальное и дифференцированное обучение как важнейший фактор развития познавательных интересов учащихся."

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Индивидуальное и дифференцированное обучение как важнейший фактор развития познавательных интересов учащихся."
Автор: Татьяна Александровна Бесперстова

Выступление на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы Тема по самообразованию : « Индивидуальное и дифференцированное обучение как важнейший фактор развития познавательных интересов учащихсяТема : « Использование индивидуально- дифференцированного подхода на уроках русского языка».При использовании индивидуализации и дифференциации на уроках  предполагаемыми результатами будет  усовершенствование знаний, умений и навыков учащихся, при этом учитываются  познавательные интересы и побуждаются новые, вызывая у учащихся положительные эмоции, благотворно влияя на  учебную мотивацию и отношение к учебной работе.В своей практике я использую внутреннюю уровневую дифференциацию обучения, предполагающую,   что школьник, обучаясь по одной программе, имеет право усваивать материал на различных планируемых уровнях: обязательном, повышенном (продвинутом) и творческом.        Как известно,   в основу уровневой дифференциации положен тематический зачет. Основная цель зачета – проверка владения всеми учащимися обязательными результатами обучения. Для того чтобы ученик мог работать в индивидуальном темпе, содержание зачета делится на две части: обязательную и дополнительную. Дополнительная часть оценивается отметками «4» и «5».  Это для ребят , которые хорошо усвоили данный материал. Например, для учащихся будет предложена работа найти в тексте ошибки в предложениях с деепричастным и причастным оборотами. Для ребят, которые слабо усвоили материал по данным темам, будет работа упрощена. Например, найти в тексте деепричастия и причастия, выписать их. В старших классах при изучении темы «Сложные предложения» придумать предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Для ребят предлагаю разноуровневые задания ( определить тип придаточных, придумать предложения на какой-то определенный тип придаточных).Как показывает практика,   теоретический материал по каждой теме изучается крупными блоками, что позволяет значительно сократить время на изучение теории. После изучения блока теоретического материала 2-4 урока отвожу на выработку у  учащихся умений на уровне обязательных результатов. После разбора образцов решения всех заданий по зачетной теме учащиеся самостоятельно выполняют соответствующие упражнения. Завершается этот этап проведением зачетной работы. Дальнейшее изучение темы становится дифференцированным по содержанию, методам и формам работы. Работа над обязательными результатами концентрируется исходя из результатов зачета.В своей работе использую разные методы и формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.   Во фронтальной работе применяю следующие приёмы индивидуального подхода:-использование различных уровней рассказа в устном изложении учителя; -применение учебной беседы ;-учет индивидуальных различий в ролевой игре, в дискуссии и т.д.   При групповой работе В малой группе учащийся находится в более благоприятных условиях. В беседе внутри малой группы он может высказать свое  мнение, активнее участвовать в решении учебных задач. На мой взгляд, особенно благоприятные возможности для индивидуализации представляют группы, сформированные определенным образом. Это прежде всего группы, которые сформированы на основе различного уровня развития учащихся. В таких случаях более сильной группе предоставляются и более сложные задания, а более слабой – менее сложные. Формирую группы и на основе пожеланий самих учащихся. В таком случае совместно работают ученики со сходными интересами, стилем работы и связанные дружескими отношениями. Работа в такой группе, на мой взгляд, создает особо благоприятные условия для проявления личностных качеств. Как правило, получаются группы сильные и слабые. Но, чтобы всем было комфортно, предлагаю задания по группам.Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения, безусловно, представляет индивидуальная самостоятельная работа, которая происходит в одиночестве и в индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого, а также путем группировки обучающихся внутри класса по различным признакам.При любой коллективной или фронтальной форме обучения усвоение знаний происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств учащихсядна и та же учебная задача для одних является сложной, для других  - почти неразрешимой проблемой, для третьих – лишь лёгкий вопрос. Иначе говоря, успешность усвоения материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний и их уровень зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе и от особенностей восприятия, мышления, памяти, интересов, своего уровня устойчивости психических процессов. Поэтому моя задача как учителя создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных способностей  каждого ребёнка. Решение этой задачи я решила связать с последовательной реализацией дифференцированного подхода в обучении учащихся русскому языку.  Сущность данного подхода в обучении состоит не в приспособлении целей и основного содержания обучения к отдельным школьникам, а в приспособлении форм и методов работы к индивидуальным способностям, с тем, чтобы развивать личность, обеспечивать возможность развития креативных способностей учащихся.Итак, разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход, состоящий в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу,  организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Он необходим на всех этапах обучения.В своей практике использую уровневую дифференциацию через содержание, методику преподавания  и организацию деятельности учащихся на уроке.Наличие различной дифференциации в классах обусловлено возрастом, индивидуальными особенностями учащихся, в том числе и зачастую завышенной самооценкой учащихся, что требует дополнительной работы как с детьми, так и с родителями.Учащиеся класса (группы) делятся на несколько подгрупп с учётом уровня обучения, склонностей и т. д. Деление на группы во многом условно, зачастую ребята сами выбирают задания и последовательность их выполнения.Предварительно готовлю несколько вариантов заданий. Ученики сами выбирают вариант или я заранее предназначаю каждый вариант определённой группе учащихся(1 группа – обязательный, т.е. базовый уровень, 2 - 3 группы – повышенный, т.е. продвинутый и творческий). Учебные  задания выполняются всеми учащимися в рамках изучаемой темы, но этапы работы, способы действий, мера помощи различны. Задания отличаются наличием или отсутствием алгоритмов, схем, таблиц, образцов выполнения упражнения; объёмом; степенью сложности и т.д. Дифференцированный подход на этапе изучения новых знаний и умений.   При изложении нового учебного материала возможности индивидуализации обучения на уроке ограничены при использовании любых технологий. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, темой урока, во-вторых, возрастом, в-третьих, самим этапом, ведь очень важно, чтобы учащиеся правильно поняли даже малейшие нюансы нового материала, что позволит в дальнейшем избежать ошибок. Новый материал, так или иначе, изучается под руководством учителя, а выполненные задания обязательно проверяются  на уроке.На этапе усвоения индивидуализация обучения заключается в показе образца действия, развёрнутом пояснении, после чего учащиеся выполняют задания частично или полностью самостоятельно. Очень важно заранее предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у учащихся, и рекомендовать пути их преодоления: прочитать ранее изученный материал, обратиться к справочной или дополнительной литературе и т. д. Часто разделяю задание на отдельные небольшие задачи, этапы. При этом каждая последующая задача становится посильной для учащихся, если выполнена предыдущая. Такие задания помогают слабым ученикам включиться в коллективную работу класса. В тех случаях, когда реальные учебные возможности отдельных учеников выше объективных требований, предъявляемых всему классу, можно повысить сложность индивидуального задания, а также и понизить сложность заданий. Работу по индивидуально-дифференцированному подходу веду на протяжении многих лет. В каждом классе к каждому учащемуся нужен определенный подход. Благодаря использованию на уроках индивидуально-дифференцированного подхода уроки становятся интересными и есть результат.