Публикации "Развиваем речь через мелкую моторику".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развиваем речь через мелкую моторику".
Автор: Баркарева Екатерина Николаевна, Рискина Галина Васильевна

«Развиваем речь через мелкую моторику».В настоящее время проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальны и значимы. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать коммуникативные связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.Исследование развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов), так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом.Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что "истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем ярче речь, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, с хорошей правильной речью.Применение тренировки движений пальцев рук в повседневной жизни, способствует стимулированию речевого развития.Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:1. Игра с пуговицами разного цвета и размера учит ребенка выкладывать рисунок по схеме, обследовать и анализировать зрительно-осязательным способом, а также строить высказывания.2. Работа с природным материалом укрепляет мелкие мышцы, развивает творчество, диалогическую речь, умение отвечать и задавать вопросы.3. Игра с крупами стимулирует развитие чувственного восприятия. Пластмассовые и деревянные конструкторы направлены на формирование мышления, творческой фантазии и на активизацию словаря ребенка.4. Игры с бросовым материалом развивают мускулатуру пальцев рук, а также знакомят с многозначными словами.5. Игра со счетными палочками формирует пространственно-образное мышление, развивает память, речь.6. Мозаика, конструктор - доступный для ребенка материал. Тематика разнообразна, идет от простого к сложному. Все это способствует обогащению словаря, развитию моторики пальцев рук и координации движения руки.7. Большое значение для "постановки руки" и формированию речи имеет развитие графической моторики. Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур и предметов, с использованием цветного карандаша.8. Задания в прописях и тетрадках помогут развить логическое мышление, произвольное внимание, воображение, речь, закрепить навыки ориентировки на листе бумаги.9. Дети очень любят собирать пазлы и раскрашивать картинки. Эти занятия формируют у детей умение собирать изображение предметов, композиции, а также штриховать снизу вверх, слева направо. Это очень увлекательно и интересно.10. Плетение - это процесс очень увлекательный, он способствует развитию глазомера, координации движения пальцев, оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости.11. Пластилин - это творчество, воображение, координация движения пальцев рук.12. Театрализованная деятельность обладает рядом преимуществ: речь делается четкой, эмоциональной, а сочетание пальцевых движений с речевым сопровождением позволяет       достичь наилучшего обучающего эффекта.Как видите, все очень доступно. Нужно лишь больше заинтересованности в развитии своего ребенка и желания помочь ему.Также  огромную  роль   в  речевом  развитии  играет  пальчиковая  гимнастика. . Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:Здравствуй, пальчик, выходи,На Юлю (называете имя своего ребенка) погляди.Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.)Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью.Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку), Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!Тянем-потянем (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону),Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?Тянем-потянем, тянем-потянем!Ух (расцепили руки, потрясли кистями)!Вытянули репкуПростые правила игры
  • Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
  • ·                           Обязательно чередуйте три типа движений:сжатие;растяжение;расслабление.