Публикации "Основные направления психического развития ребенка"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Основные направления психического развития ребенка"
Автор: Приуполина Александра Ивановна

Консультация «Основные направления психического развития ребенка»Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей книге «Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы», если в процессах обучения центральную роль играют совместная деятельность и способы совместного выполнения различных действий, то в процессах личностного развития центральную роль приобретают образцы, средства и способы общения и организации межличностных взаимодействий. В отечественной психологии различными авторами в качестве важнейших выделяется следующий ряд психических новообразований, которые формируются в дошкольном возрасте (об этом говорит Л. Ф. Обухова в исследовании «Детская психология: теории, факты, проблемы»):1) возникновение цельного детского мировоззрения;2) возникновение первичных этических инстанций;3) возникновение соподчинения мотивов;4) возникновение произвольного поведения;5) появление внутреннего плана умственных действий;6) возникновение личного сознания.В качестве основных линий развития ребенка, определяющих его включение в новый вид деятельности – учебную деятельность,принято указывать:1) формирование произвольного поведения;2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека, считаться с интересами других людей);4) мотивационное развитие познавательной деятельности.Считается, что именно эти линии развития ребенка определяют его готовность к школьному обучению.Исследователи выделяют ряд направлений образовательной деятельности и умения, которые являются показателем развитияу детей дошкольного и младшего школьного возраста:1) развитие умений включаться в достойные формы общения и взаимодействия с другими людьми, а также умений считаться с интересами других людей.2) развитиеречевых умений и способностей:а)фонематические и грамматические умения:– умение дифференцировать звуковой состав речи;– умение согласовывать слова в предложениях;– устанавливать значения слов;б)регулятивные функции речи:– выполнение действий по словесной инструкции;– организация действий другого человека с помощью речи;– выполнение действий на основе самостоятельного речевого планирования;– умение подчиняться правилам и следить за этим;в)коммуникативные функции речи:– речевое описание каких-либо предметов;– умение передавать содержание какого-либо впечатления, события, сказки;– совместное планирование действий в речевом общении;– понимание смысла сообщений;г)коммуникативно-личностные и рефлексивные функции речи:– умение рассказать о поведении другого и объяснить его;– умение рассказать о переживаниях другого и объяснить их;– умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины;3) формирование и развитиеумений выполнять знаково-символические действия и умений выполнять действия во внутреннем умственном пространстве:а) умение обозначать и замещать различными знаками явления, процессы и события;б) умение разводить обозначаемое содержание и средства обозначения;в) умение «наполнять» условные знаковые схемы и модели содержанием;г) умение выполнять простые действия схематизации и моделирования;д) умение объективировать представления;е) умение использовать речь как средство преобразования внешней формы ориентировки в умственное действие;4) развитие простых логических и математических умений и способностей дифференциация качественных и количественных характеристик предметов:а) умение сравнивать множество предметов;б) умение выделять и классифицировать свойства и признаки предметов по различным основаниям;в) использование эталонов измерения с целью сравнения предметов и их количества;г) умение использовать простые математические знаки;д) умение выполнять последовательности математических действий по речевой инструкции.5) Развитиедвигательных умений и способностей:а) умение выполнять действия, требующие ориентировки тела в пространстве;б) умение ориентировать локомоторные действия во внешнем пространстве;в) умение выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами;г) умение изменять, поддерживать и произвольно регулировать тонус мускулатуры;д) развитие «тонкой моторики» манипулятивных действий;е) умение осознавать выполняемые действия (рассказать о выполняемом действии);ж) умение выполнять последовательности действий в соответствии с речевой инструкцией и намеченным планом;6) развитие художественно-изобразительных умений и способностей. Умения,связанные с техникой использования орудий художественно-изобразительной деятельности:а) умение пользоваться карандашом;б) умение пользоваться кисточкой и красками;7) умения,связанные с техникой построения изображения:а) умение ориентироваться в пространстве листа бумаги;б) умение передавать изображение в цвете;в) умение соблюдать пропорции между изображаемыми предметами и использовать «глубину».8)умения рассказывать о замысле будущего изображения и переносить его во внешний план рисунка:а) умение рассказать о сюжете предъявляемого изображения;б) умение рассказать о своем сюжете изображаемого и перечислить элементы сюжета;в) умение отразить в рисунке сюжет и его элементы в соответствии с планом;9) развитиемузыкально-выразительных умений и способностей:а) умение ориентироваться в ритмических характеристиках музыки;б) умение ориентироваться в звуковысотных отношениях;в) умение рассказать об объективных особенностях музыкального произведения;г) умение рассказать о переживаниях и образах, которые вызывает музыкальное произведение;д) умение выражать свои эмоционально-ценностные переживания, отношения и представления через музыкальные произведения;е) умение самостоятельно воспроизводить и интонировать мелодии, песни;ж) умение двигаться в соответствии с характером музыки.