Публикации Программа "Развитие познавательных способностей и интересов у детей старшего дошкольного возраста через использование проектной деятельности".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа "Развитие познавательных способностей и интересов у детей старшего дошкольного возраста через использование проектной деятельности".
Автор: Дубинина Надежда Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48 «Росток»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Развитие познавательных способностей и интересов у детей старшего дошкольного возрастачерез использование проектной деятельности».старшего дошкольного возраста 5 - 6 летВоспитатели:Дубинина Н.А. г. Сургут2021-2022 учебный периодСОДЕРЖАНИЕ1. Целевой раздел1.1. Пояснительная запискаДанный документ разработан воспитателями группы старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет на основе основной образовательной программы дошкольного образования (ООПДО) МБДОУ №48 «Росток».Рабочая программа (далее РП) определяет содержание и организацию образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.В программе на первый план выдвигается развивающий принцип образования, обеспечивающий становление личности ребенка и ориентирующий педагога на развитие его способностей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе коммуникации со взрослыми и детьми. Программой предусмотрено использование таких технологий, как технология М. Монтессори и технология Ф.Фребеля, которые базируются на деятельностном подходе к содержанию и организации образовательного процесса, направлены на индивидуализацию процесса обучения и поддержку детской инициативы.РП реализуется через:
  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности и культурных практик в соответствии с образовательными областями;
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации РП группы.
  • Цели и задачи реализации РП группы:Целью РП является: Развитие познавательных способностей и интересов у детей старшего дошкольного возраста через использование проектной деятельности.Задачи: - Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;-Развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;-Развитие проектной деятельности через индивидуальные способности детей;-Воспитание уважительного отношения к сверстникам, умения подчинять свои желания коллективу.Таблица №1Подходы к формированию РП группы:Проектирование Программы МБДОУ № 48 «Росток»Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации» ст. 14) для детей старшего дошкольного возраста сроком на один год.Значимые для разработки и реализации РП группы характеристики. Индивидуальные характеристики особенностей развития воспитанников группы.Списочный состав группы «Яблонька» 34 ребенка, из них девочек – 19, мальчиков – 15. Дети с ОВЗ –Группы здоровья: I группа – II группа – IIIгруппа – Количество часто болеющих детей –.Индивидуально-типологические характеристики детей.Интересы и склонности: У детей группы нервно-психическое развитие соответствует возрастным показателям. У25 детей можно отметить устойчивую познавательную активность, т.е. сформированы познавательные интересы. Эти дети увлекаются рисованием, могут играть в сюжетно-ролевую игру, используя для этого различные заместители. Проявляют большой интерес к игрушкам, книгам, театральной деятельности. Активны при подпевании и пении, в выполнении простейших танцевальных движений. Умеют играть рядом со сверстниками, не мешая им; имеют представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и соблюдают их. Остальные дети группы предпочитают двигательную активность, машинки (мальчики) и сюжетно-ролевые игры (девочки), реже книги и рисование, дидактические игры. Совершенствуется самостоятельность детей в самообслуживании. Некоторые дети умеют одеваться с минимальной помощью взрослых.Особенности познавательных процессов:Восприятие у 12 детей сформированы на оптимальном уровне. Эти дети имеют представления о форме, величине и цвете предметов. У остальных детей группы возникают трудности в различии и схожести предметов по форме, по величине. У 14 детей достаточный уровень развития воображения. Они могут обыграть знакомую сказку с помощью взрослого.У 16 детейустойчивость внимания достаточная. Детям оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. У 9 детей начинает развиваться образное мышление. Они способны использовать простые схемы для решения несложных задач.Развитие речи: Неговорящих детей в группе нет, но некоторые дети имеют проблемы с произношением. 10 детей читают стихи без помощи взрослых. Речь детей отличается подвижностью и неустойчивостью, они не всегда могут ориентироваться на смысловую сторону слова и объяснение значения слова для многих затруднительно. Инициативность: у 4 детей слабая, когда ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми. У 21 детей – средняя инициативность, когда ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым – нормальный уровень. У 4 детей – высокая инициативность, когда ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия. Игровая деятельность: В игровой деятельности дети в группе проявляют ролевые взаимодействия, начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполнять ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Некоторые дети подключаются к игре сверстника на уровне дополнительной роли, но не инициируют развертывание игры, предпочитая следовать за сверстником. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) в данной возрастной группе: вариативна, доступна. При организации РППС учтены пять образовательных областей: СКР, ПР, РР, ХЭР, ФР.Изучив проведенный анализ, было определено направление группы на 2021-2022образовательный (учебный) период:«Формирование познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность».*** В РП группы старшего дошкольного возраста «Яблонька» общеразвивающей направленности - возрастные нормативные характеристики особенностей развития воспитанников представлены в подразделе 1.1 ООПДО ДОУ.1.2. Планируемые результаты освоения РП воспитанниками группыПланируемые результаты освоения РП представляют собой целевые ориентиры дошкольного образования – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.Таблица 2:Критерии достижения целевых ориентиров в группе старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)2. Содержательный раздел*** Конкретное описание воспитательно-образовательного процесса представлено в подразделе 2.1 ООПДО ДОУ, а также в подразделе 2.1 РП воспитания.2.1.Описание образовательной деятельности по РП группы.Содержание РП обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
  • Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегративно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Решение образовательных задач предусматривается в рамках непрерывно-образовательной деятельности, а также в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.Компоненты образовательных областей по ФГОС дошкольного образования( цели и задачи образовательных областей)Таблица №3Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами РП и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП группы.Содержание РП в полном объёме может быть реализовано в процессе непрерывно-образовательной деятельности и в совместной образовательной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей. Совместная деятельность отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.Таблица №4Способы реализации ПрограммыОрганизация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в центрах активности (центр искусства, центр строительства, литературный центр + центр грамотности и письма в старших группах, центр сюжетно-ролевых (драматических) игр, центр песка и воды, центр математики, центр науки и естествознания, центр кулинарии, открытая площадка).Таблица №5Формы организованной образовательной деятельностиОтдельной формой организованной образовательной деятельности, используемой в образовательном процессе, являются игровые обучающие ситуации.Таблица №6Типы и содержание игровых обучающих ситуацийСовместная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов - это деятельность, в которой решение образовательных задач по всем основным направлениям развития сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми:Таблица №7Самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Данный вид деятельности осуществляется для закрепления полученных знаний, развития умений и навыков, самостоятельной активности ребенка, в целях развития и амплификации (обогащения) опыта воспитанников. Таблица №8Формы самостоятельной деятельностиТаблица №9Формы, методы, средства и технологии реализации РП*** Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП с учётом возрастных особенностей воспитанников, специфики их возрастных образовательных потребностей и интересов представлено в подразделе 2.2 ООПДО ДОУ, а также в подразделе 2.2 РП воспитания.2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития воспитанников группы.Модель психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельностиТаблица №10 Предложенная модель состоит в интеграции и концентрации необходимых ресурсов для обеспечения эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательной программы дошкольного образования при выполнении требований ФГОС.Цель реализации модели:создание интегрированного пространства, обеспечивающее комплексное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольногообразования.Задачи реализации модели:
  • осуществлять учёт специфики возрастного психофизического развития детей дошкольноговозраста;
  • формировать и развивать психолого-педагогическую компетентность участников образовательногопроцесса;
  • содействовать вариативности направлений и форм психолого-педагогического сопровождения,
  • способствовать диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательногопроцесса.
  • Результат реализациимодели:
  • создание эффективной системы психолого-педагогического сопровождения реализации образовательной программы дошкольногообразования;
  • создание многоуровневого интегрированного пространства, обеспечивающего вариативность форм и направлений психолого-педагогическогосопровождения;
  • выполнение требований ФГОС дошкольного образования в части создания эффективных психолого-педагогических условий реализации образовательной программы дошкольной образовательнойорганизации.
  • *** В РП группы освоение ООПДО ДОУ детьми с ОВЗ и/или с инвалидностью, а также испытывающими трудности в освоении ООПДО, развитии и социальной адаптации, осуществляется по адаптированным образовательным программам (далее АОП), разработанным индивидуально для каждого воспитанника указанных категорий.2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.*** Конкретное описание воспитательно-образовательного процесса разных видов и культурных практик, с учётом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность ДОУ, представлено в подразделе 2.4 ООПДО ДОУ.Традиции, сложившиеся в группе.Таблица №112.5. Способы и направления поддержки детской инициативыСпособы поддержки детской инициативыТаблица №12Таблица №13Формы поддержки детской инициативыПоддержка индивидуальности и инициативы воспитанников группы осуществляется через:- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;-оказание недерективной помощи детям, поддержку инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.). Условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей:1. Развивающая предметно-пространственная среда разнообразна по своему содержанию2. Содержание развивающей среды, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей.3. В группе созданы условия для реализации проектной деятельности творческого типа.4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.*** Описание способов и направлений поддержки детской инициативы, с учётом возрастных особенностей воспитанников представлено в подразделе 2.5. ООПДО ДОУ.2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников группы.Ведущей целью взаимодействия педагогов группы с семьей является создание условий для развития познавательно-исследовательского интереса, обеспечивающих целостное развитие ребенка, компетентность его родителей.Таблица №14*** Модель партнёрского взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, с учётом вариативных форм и методов сотрудничества, представлена в подразделе 2.6 ООПДО ДОУ, а также в подразделе 2.3 РП воспитания ДОУ.3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ3.1.Описание материально-технического обеспечения ООПДО ДОУ в группе, обеспеченности группы методическими материалами и средствами обучения по ООПДО ДОУ.В группе создана инновационная среда для поступательного и качественного развития воспитанников. Организация развивающей предметно-пространственной среды направлена на создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и  совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности (умственную, физическую, игровую и т.д.). Оборудование помещений группы отвечает безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим характеристикам. Групповые помещения
  • Группа оснащены необходимым учебным оборудованием. В достаточном количестве имеется игровое оборудование, позволяющее каждому ребенку самостоятельно найти занятие по интересам и потребностям. Учитывая факт, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, акцент в группе сделан на детскую мебель для сюжетно-ролевых игр.
  • Вся мебель регулируется по росту ребенка.
  • Образовательная среда группы представлена материалами Ф.Фрёбеля, палочками Кьюизинера, материалами М.Монтессори, различными видами конструкторов, в том числе образовательной робототехникой.
  • Территория прогулочного участка - Территория прогулочного участка оснащена комплектами малых архитектурных форм, имеющими кладовые для хранения выносного материала.*** Описание средств обучения по ООПДО ДОУ в соответствии с направлениями развития воспитанников, их возрастными особенностями, а также особенностями их психофизического развития, представлено в перечне игрового и учебно-методического оборудования ДОУ, ежегодно разрабатываемом по состоянию на начало финансового года и утверждаемом приказом заведующего.3.2.Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды группы Развивающая предметно-пространственная среда группы отвечает требованиям ФГОС ДО. Организована в соответствии с принципами содержательно-насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности. Образовательная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребенка и составляет систему условий позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста, включая пространственно-временные (вариативность и трансформируемость предметного пространства в зависимости от меняющихся интересов и возможностей детей, в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия. Организация развивающей предметно-пространственной среды направлена на создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности (умственную, физическую, игровую и т.д.).При создании предметно-развивающей среды группы учитываются особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, используется гендерный подход. Организация развивающей предметно-пространственной среды отвечает принципу полифункциональности: игровые модули, ширмы, предметы-заместители имеют возможность разнообразного использования в различных видах детской активности. Оборудование помещений группы отвечает безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим характеристикам. Мебель соответствует росту и возрасту детей, обеспечивая доступность игрового оборудования, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.Пространство группы организовано в виде «центров активности», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям, что позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.Таблица №15Перечень «Центров активности»*** Детализированный перечень оснащения развивающей предметно-пространственной среды образовательных помещений, используемых при организации и осуществлении образовательной деятельности с воспитанниками группы, представлен в паспортах соответствующих образовательных помещений.3.3.Распорядок образовательной деятельности в группе.Программа реализовывается в течение 12 часов пребывания детей с учетом режима дня и возраста детей. В таблице представлены нормативы времени, затраченного на реализацию образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) по старшему дошкольному возрасту детей.Таблица №16Норматив времени, затраченного на реализацию программыТаблица №17 Модель организации образовательного процесса в группе старшего дошкольного возраста от 5 до 6 летУсловные обозначения к модели организации образовательного процесса:СК - Социально-коммуникативное развитие П - Познавательное развитие Р - Речевое развитие ХЭ - Художественно-эстетическое развитие Ф - Физическое развитие О - Обязательная часть ПрограммыФ - Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений*** Информация о регламентах по распорядку образовательной деятельности, представлена в приложениях к ООПДО.РЕЖИМ ДНЯ(учебный период с 01.09.2021 по 31.05.2022 гг.)Таблица №18Таблица №19РЕЖИМ ДНЯ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД 2022 Г.3.4.Описание традиционных событий, праздников, мероприятийПрограмма предусматривает организацию культурно-досуговой деятельности детей, задачами которой являются:1. Организация культурного отдыха детей, их эмоциональная разрядка.2. Развитие детского творчества в различных видах деятельности.3. Создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых.4. Обогащение личного опыта детей разнообразными впечатлениями.5. Формирование у детей представлений об активных формах культурного отдыха, воспитание потребности в их самостоятельной организации.Организация досуговых совместных мероприятий с детьми и взрослыми осуществляется согласно перспективному планированию таких праздников. Содержание досуговых мероприятий планируется в зависимостиот календарных праздников, памятных дат, времени года, а так же детских потребностей и интересов. Формы организации досуговых мероприятий:1. Праздничные концерты.2. Развлечения.3. Спортивные досуги.4. Познавательные досуги.5. Выставки детского творчества, а так же педагогов и родителей.6. Конкурсы, творческие проекты.Продолжительность мероприятий варьируется в зависимости от возраста детей и содержания досуга.Традиции, сложившиеся в группе.Таблица №20*** Описание традиционных событий, праздников, мероприятий в ДОУ представлено в подразделе 3.4. ООПДО ДОУ.