Публикации Формирование духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения
Автор: Потанина Елена Викторовна

Формирование духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения на примере УМК «Школа России», авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.ГоловановаАвтор: Потанина Елена ВикторовнаМАОУ СОШ №17, гипецк Аннотация: В этой статье описывается, как формируются духовно-нравственные качества личности младшего школьника на уроках литературного чтения УМК «Школа России».Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, базовые национальные ценности, литературное чтениеТематическая рубрика: начальная школаШкола, семья, общество несёт ответственность за воспитание подрастающего поколения. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество, оказывает негативное воздействие, прежде всего на подрастающее поколение. В связи с этим проблема духовно-нравственного воспитания является одной из актуальных в условиях современного общества.Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России, согласно концепции (Стандарты второго поколения), представляет собой педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека сознательно выстраивать отношение  себе, к другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов.Базовые национальные ценности:
  • патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
  • Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.Подробнее хотелось бы остановиться на духовно-нравственном воспитании младших школьников на уроках литературного чтения УМК «Школа России». Так как содержание учебников и учебных пособий позволяют в достаточно полной мере решать задачи воспитания младших школьников. Авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова включили в учебники «Литературное чтение» лучшие произведения духовно-нравственного направления. Учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, произведениям русских классиков. Важной особенностью выбора является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В процессе чтения и работы над содержанием литературных текстов , учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как долг, честь, смелость, совесть, добро, душевность, ответственность, справедливость, милосердие, отзывчивость.Например, произведения В.Осеевой, Н.Носова, В.Драгунского и др. дают огромный потенциал для полноценного формирования нравственных представлений младшего школьника. Изучая произведения этих авторов, на основе заданий и вопросов, ученики дают характеристику поступкам главных героев, высказывают своё отношение к ним, определяют мотивы их поведения. Главное, чтобы учитель тщательно продумал тактику ведения урока, чтобы ребёнок смог полнее прочувствовать прочитанное произведение, понять и оценить нравственные поступки героев. Дети часто не обращают внимание на некоторые очень важные слова. Задача учителя помочь им в этом. Здесь огромную роль играет атмосфера сотрудничества, так как доброжелательный и открытый стиль общения с детьми делают их более открытыми и общительными.Важную роль для полноценного чтения текста играет и подготовительная работа. Например, перед знакомством в 1 классе с рассказом Н.Артюховой «Саша –дразнилка», можно дать детям задания по группам: подобрать пословицы и поговорки вместе с родителями о дружбе, подготовить «добрые» дразнилки, «обидные» дразнилки, нарисовать рисунки на эту тему. Такие задания активизируют настрой детей перед изучением произведения.В стихотворении Я.Акима «Моя родня» затрагивается тема взаимоотношений в семье. Наглядно показано, как мальчик любит своих маму, папу. Как трепетно и нежно она называет своих младших брата и сестру «братишкой», «сестрёнкой». Даже не забыл упомянуть про своего щенка Тишку. В ходе работы над стихотворением приходим к пониманию, что семья-это самое главное в жизни человека. Что братья наши меньшие тоже часть нашей семьи. И требуют такой же любви, заботы и внимания. На этапе рефлексии можно задать детям вопросы: «Хотели бы вы жить в такой семье?», «Что вы поняли, читая это стихотворение?» (Нужно быть добрым, отзывчивым, уважительно относиться к членам своей семьи, быть внимательными к братьям нашим меньшим и т.д.)Большой потенциал содержит рубрика «О братьях наших меньших». Учит любить животных, заботиться о них, сопереживать, бережно относиться к природе. Анализируя эти произведения , нужно опираться на личный опыт общения ребёнка с животными.Рубрика «Из старинных книг» приобщает к культуре и традициям нашей Родины, своего народа.Литературное чтение 2 класс начинается с раздела «Устное народное творчество». Куда входят пословицы и поговорки, загадки, сказки. Представлены как малые, так и крупные фольклорные жанры. Мир фольклора яркий, выразительный. Ребёнок становится активным его участником. Знакомясь с пословицами и поговорками формируются такие нравственные понятия, как трудолюбие, любовь к Родине, доброта, уважение. Народные сказки помогают верить в силу добра, учат быть находчивыми, старательными, смелыми. Воспитывают такие качества, как сила духа, мужество, преданность, стойкость .Можно ещё привести множество примеров, как можно добиться духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения на примере УМК «Школа России». Ну уже из приведённых примеров видно, что содержание учебников построено так, что учитель имеет огромные возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности младших школьников.Список литературы:
  • Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. - М.: ЦГЛ, 2012,
  • Кузьмичев, И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2017,
  • Литературное чтение.1 классчебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.], Мросвещение,2012 г.