Публикации Рекомендации для родителей дошкольников. Как развивать в ребенке системное мышление при познании окружающего мира

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рекомендации для родителей дошкольников. Как развивать в ребенке системное мышление при познании окружающего мира
Автор: Вахлина Наталья Геннадиевна

Рекомендации для родителей дошкольников. Как развивать в ребенке системное мышление при познании окружающего мираВсем известно, что наш мир существует как система. Все в нем взаимосвязано, все процессы, явления имеют причину и следствие.И чтобы ребенок не заблудился в этом мире, он должен научиться мыслить системно. Именно родители прививают это умение, преподнося информацию определенным образом.Для развития лучше давать меньше знаний, но давать их в системе, формируя привычку находить недостающее самостоятельно, применив системное мышление.Например, не просто сказать, что есть день, ночь, солнце и луна. А объяснить, что днем светло, потому что в этот момент наш участок Земли освещен солнцем, ведь Земля все время вращается. И через некоторое время наш участок станет далеко от солнца и солнце до нас не достанет, наступит ночь.Или еще пример. Рассказывая про место, где живет ваша семья, нужно не просто сказать, что в России, в Новосибирске. А объяснить, что есть большая страна — Россия, в этой стране много разных городов, в одном из них живем мы, это город Новосибирск. Какие еще города в России есть? Несколько назвать, на карте посмотреть. А вот в каждом городе есть много маленьких улиц. В нашем Новосибирске есть улица Кирова, вот на ней мы и живем. А какие еще улицы есть в Новосибирске? Посмотрим на карте. От целого — к части. Так правильно. Иначе ребенок будет доказывать, что он живет на улице Кирова, а не в Новосибирске.Каждому возрасту — свой уровень системного знания. Ребятам младшего дошкольного возраста — про насекомых, которые пропали осенью, потому что стало холодно, скоро зима. Объяснить, что снег не просто исчез весной, а он растаял, потому что солнышко стало светить более теплыми лучами. Главное в этом возрасте — научить соотносить часть и целое, искать сходства и отличия. Лужа — не сама по себе, а потому что прошел дождь. Ромашка — не просто ромашка, а цветок. Какие еще цветы бывают? А чем все цветы похожи друг на друга? У них есть корень, стебель, листочки, они растут в земле, их нужно поливать, своими корнями они пьют водичку и растут...Деткам постарше — про времена года, устройство нашей планеты, природные явления и многое другое. Чем старше ребенок, тем больше связей ему нужно демонстрировать.У ребенка, который привык получать знания фрагментарно, без связи в них элементов, не формируется потребность в выстраивании целостной картины, он не сможет «сам дойти», догадаться, додумать, порассуждать и развить себя, он все время будет «проваливаться», пытаться зазубрить, заучить, просто факты, факты, факты…Итак, обозначим основные принципы-ориентиры системного подхода в транслировании нового знания взрослым -ребенку:1. Дать название.2. Откуда взялось (установление причинно-следственных связей).3. Зачем ЭТО нужно, кому ЭТО нужно, как можно ЭТО использовать (функциональность).4. Рассказать о множестве, куда входит ЭТО (обобщение). Кот — домашнее животное, как и собака, лошадь, свинья.5. Из чего состоит (части целого).6. Сходство и отличия от других объектов.