Публикации "Использование современных образовательных технологий, как средство активации учебной деятельности младших школьников''

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование современных образовательных технологий, как средство активации учебной деятельности младших школьников''
Автор: Бельская Дарья Андреевна

«Использование современных образовательных технологий, как средство активации учебной деятельности младших школьников''Каждый учитель старается сделать свой урок современным и эффективным. Поэтому появляются новые методы и приемы обучения в различных вариациях. Современный учитель обязан следовать новым тенденциям в образовании. Нововведения 21 века диктуют свои правила: умения и знания, которые ученик получает в школе, должны найти свое место в жизни и приносить пользу обществу, государству. Поэтому каждый учитель ежедневно пересматривает свою практику преподавания и старается сделать свой урок интересным, продуктивным, увлекательным, динамичным, насыщенным. Поэтому каждый учитель пытается самосовершенствоваться в профессиональной сфере.Педагогическая деятельность сегодня без нововведений невозможна. Во все времена в образовании главной составляющей учебного процесса остается урок.Новейшие подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сейчас общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, которые умеют применять свои знания в жизни, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, результативно сотрудничать, адекватно анализировать и свои достижения.Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо применять современные образовательные технологии (СОТ) на уроках и во внеурочной деятельности.Современные технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать личность ребенка.Значимым этапом в процессе общего образования ученика является начальная школа.  За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и «научиться учиться». Именно на это должен быть ориентирован процесс обучения.В школу сегодня приходят дети, которым в будущем придется решать проблемы нашего общества. На выходе из школы они должны быть максимально к этому готовы. Задача учителя не просто дать детям знания, а научить применять их на практике, преодолев тем самым разрыв между обучением и жизнью. Научить детей учиться, при этом сохранить здоровье и воспитать полезного обществу гражданина, который был бы успешен в своей профессии в будущем.           Существует множество различных педагогических технологий:технология проблемного обучения;технология проектного обучения; технологии дифференцированного обучения;технологии игрового обучения;технология «Портфель ученика» (Портфолио);здоровьесберегающие технологии;Технология проектного обучения   Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.Задачи проектного обучения:1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею.4. Формирование умения решать творческие задачи.5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).Проект — это «пять П». Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио.Технологии игрового обучения.Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием. Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.Игровые технологии чаще всего я использую на уроках литературного чтения, окружающего мира. Компьютеры и телефоны… интерес к книге. Любовь к чтению воспитываю с помощью игровых технологий на уроках литературного чтения. Главное – организовать читательское пространство, подобрать материал для чтения, направляющий развитие читательской деятельности.Игра, может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.Функции игр, как метода изучения: облегчать учебный процесс, оживлять его (сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр.); «театрализация» учебного  процесса (игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей; артистические приемы используются в ролевых диалогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, чтении сказок); соревновательная (игра возбуждает активность, стремление к лидерству, к соревнованию в качестве и глубине знаний, к  творчеству).Систематическое использование игровой технологии позволяет мне развивать   у младших школьников  компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. В ходе такой работы ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, умений  эффективно решать проблему в нестандартных ситуациях Здоровьесберегающие технологииВажная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока.Показателем рациональной организации учебного процесса являются:Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;Нагрузка от дополнительных занятий в школе;Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.На уроках всегда организуется смена видов деятельности, чтобы учащиеся не переутомлялись: проводятся уроки здоровья, беседы с мед. работником школы по профилактике заболеваний и гигиеническим вопросам; на переменах организовываем оздоровительные игры: соблюдаются требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования (проводится регулярное проветривание кабинета на переменах, обеспечивается рекомендованная посадка детей, соблюдается правильная осанка во время выполнения письменных заданий и при работе за компьютером, соответствует нормам освещение в кабинете, согласно росту учащихся подобрана мебель), обязательным является дозированное домашнее задание  и  создание комфортной психологической обстановки на уроках.