Публикации " Планирование процесса экологического образования детей.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Планирование процесса экологического образования детей.
Автор: Приходько Елена Николаевна

Планирование эколого-образовательного процессаПланирование эколого-образовательного процессаПланирование – это изучение будущего и набросок плана действий, это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и ребенка.Планирование – центральное звено любой деятельности, которое включает постановку целей разработку правил и последовательность действий, предвидение и прогнозирование результатов. Планирование педагогического процесса помогает воспитателям осмыслить свою деятельность, построить работу с детьми самостоятельно и творчески.Планирование работы педагогом по экологическомуобразованию осуществляется в двух формах:· перспективный план на месяц (квартал);· календарный план воспитателя.Перспективный план представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий воспитателя.Основными звеньями этой цепочки являются следующие:1. отбор из комплексной или парциальной программы задач работы с детьми по экологическому воспитанию на конкретный месяц;2. отбор и определение последовательности освоения содержания экологических знаний, познавательных, речевых и трудовых умений и навыков в соответствии с программой;3. разработка технологии эколого - образовательного процесса.Первый шаг воспитателя – определение задач природоведческой работы с детьми на месяц или сезон в соответствие с программой.Нужно определить 3 группы задач:1.§ образовательные – направленные на усвоение детьми экологических знаний;§ развивающие – направленные на развитие базисных характеристик личности ребенка в процессе природоведческой деятельности, компетентности, креативности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.);§ воспитательные– направленные на формирование гуманного отношения к природе и понимание роли человека в окружающей его природной среде.Выделенные три группы задач отбираются педагогом из программы на месяц либо на конкретный сезон.Второй шаг в деятельности по планированию эколого – образовательного процесса- определение последовательности освоения содержания знаний, умений и навыков дошкольников. Воспитатель определяет, какие познавательные, речевые и трудовые умения необходимо формировать на данном временном отрезке. Познавательные умения направлены на развитие наблюдательности, любознательности, интереса к окружающим ребенка объектам и явлениям живой и неживой природы.Природоведческое содержание способствует усвоению детьми речевых умений: активизация словаря, грамматически связной речи дошкольника и др.Овладение дошкольниками трудовыми навыками и умениями по уходу за живыми объектами предполагает владение основными способами трудового процесса, компонентами трудовой деятельности, а также степень самостоятельности ребенка в труде и его качество.Третий шаг в деятельности педагога по составлению перспективного плана работы – моделирование технологии эколого – образовательного процесса в виде блоков:1. организованное обучение представляет собой планирование тематики занятий, кружков;2. виды совместной деятельности воспитателя и ребенка.Остановимся на различных видах совместной природоведческой деятельности.Наблюдение – основной метод экологического образования дошкольников, целенаправленное более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Воспитатель планирует наблюдения за живой и неживой природой, за трудом людей в природе.Они могут быть индивидуальными и коллективными, это зависит от целей и содержания наблюдения. При планировании наблюдения следует указывать объект (например: таяние снега весной, его цель (например: установление взаимосвязи между потеплением и таянием). Однако не всегда можно точно определить объект предстоящего наблюдения ввиду изменчивости состояния погоды и других факторов. В этом случае при планировании наблюдений можно не указывать объект конкретно. Целесообразно при планировании наблюдения указать его вид.Экспериментирование – практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением.Воспитатель в зависимости от характера объектов планирует эксперименты с объектами живой и неживой природы. При планировании экспериментов указывается объект, цель совместной деятельности воспитателя и детей.Труд детей в природе содействует воспитанию бережного, заботливого отношения к природе, к окружающей народной среде, создает благоприятные условия для решения задач интеллектуального, творческого развития детей. Труд планируется в уголке природы и на участке детского сада. Указывается его содержание, форма организации (поручения, дежурства, коллективный труд).Большое место в планировании совместных видов природоведческой деятельности отводится игре.Игры можно разделить на две группы:1. игры с готовым содержанием и правилами;2. творческие игры.К играм с готовым содержанием можно отнести дидактические и подвижные игры.Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на:1.§ предметные игры с использованием различных объектов природы (листья, цветы, фрукты- овощи).Например«Чудесный мешочек»«Узнай на вкус» и т. д. ;§ настольно- печатные игры – игры типа «Лото»«Домино»«Разрезные парные картинки»;§ словесные игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей и само слово.Например«Когда это бывает?»«Вредно- полезно».Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых подвижных играх отражаются явления неживой природы («Солнышко и дождик»).При планировании дидактических и подвижных игр воспитатель указывает назначение, цель игры, их усложнение при повторном проведении.Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. К ним относятся сюжетно- ролевые игры экологического содержания. Сюжетно- ролевые игры по мнению С. Н.Николаевой можно разделить на два вида:1. сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе («Зимовье зверей»«Наводнение» и т. д.);2. сюжетно- ролевая игра, отражающая природо -созидающую деятельность взрослых («Ферма»«Садовод»«Лесник»).Воспитатель планирует разные виды сюжетно- ролевых игр в зависимости от полученных детьми впечатлений о природе в процессе занятий и в повседневной жизни.В технологии эколого- образовательного процесса планируется речевая деятельность дошкольника,которая включает в себя:· беседы о природе;· рассказы воспитателя и детей о предметах и явлениях природы;· использование художественной природоведческой литературы.В зависимости от дидактических целей беседы о природе следует делить на следующие виды:1. Установочная, которая помогает актуализировать имеющийся опыт для того, чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее и предстоящей деятельностью.2. Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений и строится на имеющихся у детей знаниях. Она направлена на самостоятельные решения детьми познавательных задач и развитие речи – доказательства.3. Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе.При планировании беседы о природе указывается ее содержание и вид.Основная цель такого метода как рассказ о предметах и явлениях природы – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить дошкольникам о новых неизвестных им факторах.Книги о природе помогают дошкольникам познать ее во всем многообразии, глубоко воздействуют на чувства ребенка.Прежде всего нужно планировать использование художественной литературы, рекомендуемой программой. Но воспитатель может познакомить детей с книгами о природе, не включенными в программу, исходя из их индивидуальных запросов, уровня интеллектуального развития.Целесообразно планировать экологические праздники и развлечения.Они несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием: осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.Особое место в планировании эколого-образовательного процесса отводится работе с детьми, призванной обеспечить дифференцированный подход к ним.Исходя из изложенного, алгоритм планирования представляет собой технологическую цепочку,состоящую из следующих звеньев:1. Планирование деятельности, организованной взрослым в форме занятий по экологии или познавательному развитию. Педагог указывает тематику занятия и его цель.2. Продумывание интеграции занятий экологического содержания с другими видами организации деятельности.3. Моделирование совместных видов природоведческой деятельности воспитателя и детей.Педагог планируетразные методы работы с детьми: циклы наблюдений, серии экспериментов, дидактические игры, работу с книгой экологического содержания и др.4. Планирование работы с родителями по экологическому образованию.5. Выделение раздела плана по оснащению педагогического процесса, который может включать в себя изготовление моделей, стендов, альбомов, подготовку атрибутов, костюмов к экологическим праздникам и развлечениям, пополнение фонотеки, видеотеки, наглядных материалов. Литература:В. В. Порхунова «Планирование эколого-образовательного процесса в ДОУ», Нижний Новгород, 2004 г.