Публикации Использование проектной деятельности для развития речи дошкольников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование проектной деятельности для развития речи дошкольников"
Автор: Фокина Валерия Александровна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка.
Метод проектов�становится все более востребованным в�образовательном процессе дошкольных�учреждений. Сущность этого метода�определяется как способ достижения�дидактической цели через детальную�разработку проблемы, лично значимой�для�ребенка, которая должна завершиться�практическим результатом, оформленным�в виде конечного продукта.
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Авторы также подчеркивают, что пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети �увидели� пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи[2]..
Для развития речи дошкольников в�дошкольном�учреждении могут использоваться�разные варианты проектов.
По предметно-содержательной области�О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, А.М.�Вербенец различают: �монопроекты, содержание�которых ограничивается рамками�одной образовательной области, и�межпредметные (или интегрированные)�проекты, в которых решаются задачи�из разных образовательных областей�программы [3].
Например,�реализация задач развития речи предполагает�три варианта использования метода�проектов: 1)�специальные тематические�проекты�по речевому развитию (монопроекты); 2)�интеграция задач развития�общения�и речи в тематические монопроекты�по другим образовательным�областям; 3) в межпредметные�интегрированные�проекты.
Цель и задачи�монопроектов имеют направленность на комплексное�решение основных задач, указанных�в проекте ФГОС: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Решение задач других образовательных�областей, интегрированных в проект,�имеет�второстепенное значение. Речь и общение сопровождают�все другие виды деятельности детей�(игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение)�и являются их неотъемлемой частью.�Поэтому�у воспитателя имеются огромные�возможности для постоянной работы�над развитием речи детей в рамках�любого межпредметного проекта.
Для�дошкольных учреждений рационально�использование коллективных и�групповых проектов. В�коллективных проектах участвуют�все дети возрастной группы, сообща�решая поставленную проблему.�Например, коллективный творческий�проект �Мастерская Деда Мороза� в�подготовительной группе, результатом�которого�может стать конкурс новогодних�украшений, сделанных руками�детей группы.
Групповые проекты предполагают�небольшую подгруппу детей-участников.�Например, проект для старшей группы��История игрушки� предполагает совместно�с родителями организацию�выставки �Старинные и современные�игрушки�. Для парных проектов возможно�объединение двоих детей или ребенка�и родителя. Например, в мини-проекте �Пожилые люди в жизни страны и�семьи�, посвященном Дню пожилых�людей,�ребенок вместе с мамой изучает семейные архивы и готовит альбом��Старшее поколение нашей семьи�, в�котором�представляет не только фотографии,�но и свои рисунки, рассказы,�поздравительные открытки и подарки�для бабушек и дедушек.
По длительности реализации�проекты могут быть краткосрочные, средней�продолжительности�и долгосрочные. Краткосрочные�проекты характерны�для младшей группы. Они могут�включать всего две-три образовательные ситуации и длиться 2-3�дня. Например, мини-проект �Надо,�надо умываться� включает осмотр�умывальной комнаты в детском саду,�рассматривание�картины �Купание куклы�� и чтение стихотворения А. Барто.�Результатом�этого проекта будет организация�ванной комнаты в кукольном�уголке и ее обыгрывание.
Для�детей старших групп типичными�будут проекты средней продолжительности,�реализация которых составляет 1-2 недели. Длительные�проекты могут продолжаться�в течение всего учебного�года. К таким проектам можно отнести: �Визитная карточка группы�, �Дневник�наблюдений�, Портфолио �Мои успехи и�достижения�. Эти проекты предполагают�постепенное пополнение материалов�конечного продукта: рисунки в дневник�наблюдений за природными явлениями;�фотографии, рисунки и детские рассказы�о событиях в визитную карточку группы;�индивидуальные продукты деятельности�ребенка в его личный портфолио.
Проекты для детей старшего�дошкольного возраста характеризуются�познавательной и социально-нравственной направленностью тематики.�Например: �Если с другом�вышел в путь…�, �Добрые слова в день�рождения�, �Тайна третьей планеты�,��Как открыть книжный гипермаркет�,��Жалобная книга природы�, �Как измерить�тепло� и др.
Таким образом, для речевого развития дошкольников возможно использование различных типов проектов по их содержанию�и детской деятельности: творческо-игровые, информационно-практические, исследовательские, продуктивно-творческие.