Публикации Использование проектной деятельности для развития речи дошкольников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование проектной деятельности для развития речи дошкольников"
Автор: Фокина Валерия Александровна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка.
Метод проектовстановится все более востребованным вобразовательном процессе дошкольныхучреждений. Сущность этого методаопределяется как способ достижениядидактической цели через детальнуюразработку проблемы, лично значимойдляребенка, которая должна завершитьсяпрактическим результатом, оформленнымв виде конечного продукта.
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Авторы также подчеркивают, что пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети увидели пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи[2]..
Для развития речи дошкольников вдошкольномучреждении могут использоватьсяразные варианты проектов.
По предметно-содержательной областиО.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, А.М.Вербенец различают: монопроекты, содержаниекоторых ограничивается рамкамиодной образовательной области, имежпредметные (или интегрированные)проекты, в которых решаются задачииз разных образовательных областейпрограммы [3].
Например,реализация задач развития речи предполагаеттри варианта использования методапроектов: 1)специальные тематическиепроектыпо речевому развитию (монопроекты); 2)интеграция задач развитияобщенияи речи в тематические монопроектыпо другим образовательнымобластям; 3) в межпредметныеинтегрированныепроекты.
Цель и задачимонопроектов имеют направленность на комплексноерешение основных задач, указанныхв проекте ФГОС: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Решение задач других образовательныхобластей, интегрированных в проект,имеетвторостепенное значение. Речь и общение сопровождаютвсе другие виды деятельности детей(игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение)и являются их неотъемлемой частью.Поэтомуу воспитателя имеются огромныевозможности для постоянной работынад развитием речи детей в рамкахлюбого межпредметного проекта.
Длядошкольных учреждений рациональноиспользование коллективных игрупповых проектов. Вколлективных проектах участвуютвсе дети возрастной группы, сообщарешая поставленную проблему.Например, коллективный творческийпроект Мастерская Деда Мороза вподготовительной группе, результатомкоторогоможет стать конкурс новогоднихукрашений, сделанных рукамидетей группы.
Групповые проекты предполагаютнебольшую подгруппу детей-участников.Например, проект для старшей группыИстория игрушки предполагает совместнос родителями организациювыставки Старинные и современныеигрушки. Для парных проектов возможнообъединение двоих детей или ребенкаи родителя. Например, в мини-проекте Пожилые люди в жизни страны исемьи, посвященном Дню пожилыхлюдей,ребенок вместе с мамой изучает семейные архивы и готовит альбомСтаршее поколение нашей семьи, вкоторомпредставляет не только фотографии,но и свои рисунки, рассказы,поздравительные открытки и подаркидля бабушек и дедушек.
По длительности реализациипроекты могут быть краткосрочные, среднейпродолжительностии долгосрочные. Краткосрочныепроекты характерныдля младшей группы. Они могутвключать всего две-три образовательные ситуации и длиться 2-3дня. Например, мини-проект Надо,надо умываться включает осмотрумывальной комнаты в детском саду,рассматриваниекартины Купание куклы и чтение стихотворения А. Барто.Результатомэтого проекта будет организацияванной комнаты в кукольномуголке и ее обыгрывание.
Длядетей старших групп типичнымибудут проекты средней продолжительности,реализация которых составляет 1-2 недели. Длительныепроекты могут продолжатьсяв течение всего учебногогода. К таким проектам можно отнести: Визитная карточка группы, Дневникнаблюдений, Портфолио Мои успехи идостижения. Эти проекты предполагаютпостепенное пополнение материаловконечного продукта: рисунки в дневникнаблюдений за природными явлениями;фотографии, рисунки и детские рассказыо событиях в визитную карточку группы;индивидуальные продукты деятельностиребенка в его личный портфолио.
Проекты для детей старшегодошкольного возраста характеризуютсяпознавательной и социально-нравственной направленностью тематики.Например: Если с другомвышел в путь…, Добрые слова в деньрождения, Тайна третьей планеты,Как открыть книжный гипермаркет,Жалобная книга природы, Как измеритьтепло и др.
Таким образом, для речевого развития дошкольников возможно использование различных типов проектов по их содержаниюи детской деятельности: творческо-игровые, информационно-практические, исследовательские, продуктивно-творческие.