Публикации Конспект НОД по развитию речи "Составление рассказа на заданную тему"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД по развитию речи "Составление рассказа на заданную тему"
Автор: Талалаева Светлана Геннадьевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №30»Конспект НОД по развитию речи«Составление рассказа на заданную тему»подготовила:воспитатель высшей квалификационной категории: Талалаева Светлана Геннадьевнаг. Снежинск2021Конспект НОД по развитию речи«Составление рассказа на заданную тему»Задачи:Знакомство детей с произведением детской писательницы И. Токмаковой «Где спит рыбка?» Рассматривание книг и сборников стихов Ирины Токмаковой. Развивать у детей интерес к художественной литературе посредством стихотворений.- связная речь: учить давать описание внешнего вида животного, учить составлять короткий рассказ на заданную тему;- словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;- звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.Материал: сюжетные картинки с изображением детенышей разных животных (по количеству детей), скворечник, мяч, медиапроигрыватель.Предварительная работа: Чтение рассказов и сказок о животных, дидактические и словесные игры, составление описательных рассказов, разучивание потешек, поговорок, придумывание и отгадывание загадок.Ход занятия        В. Дети, вы представляете, сегодня утром я пришла на работу и увидела, что в нашей группе появилась новая вещь. Хотите знать, что же это за вещь? Для этого нужно подойти к нашей библиотеке. Вот она, эта вещь – новая книга. Но она необычная, так как сделана своими руками. И поэтому она называется книжка-самоделка.  Вот посмотрите, у нее все как у обычной книги: обложка, на которой написан автор и название книги, а также внутри книги есть иллюстрации и текст. Ребята, вы хотите узнать, о чем эта книга? Тогда присаживайтесь на свои стульчики и слушайте внимательно.        Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой.Где спит рыбка?Ночью темень. Ночью тишь.Рыбка, рыбка, где ты спишь?Лисий след ведет к норе,След собачий – к конуре,Белкин след ведет к дуплу,Мышкин – к дырочке в полу.Жаль, что в речке на водеНет следов твоих нигде.Только темень, только тишь.Рыбка, рыбка, где ты спишь?Ребята, так, где же спит рыбка?Ответы детей.        В. Это произведение написала очень известная детская писательница стихов Ирина Токмакова. Посмотрите, пожалуйста, на её портрет. (На магнитной доске дети видят портрет И. Токмаковой, и изображения нескольких сборников стихов писательницы.)        В. Детки, как вы думаете, это произведение является стихотворением или рассказом?Ответы детей.        В.  Какие новые слова вы услышали в этом стихотворении?Ответы детей.        В.  Скажите мне, пожалуйста, какими словами начинается этот стих? Что было дальше? Чем заканчивается это произведение?Ответы детей.        В. Как вы уже поняли из стихотворения, каждое животное имеет свой дом, который в свою очередь, тоже имеет свое название. И в этих домах живут звери и птицы со своими детенышами.  С этими детенышами я вам предлагаю поиграть. В игру «Чей домик?» Вставайте дети в полукруг. Я буду называть дома животных и при этом кому-нибудь бросать мяч. Кому мяч достанется, тот должен будет назвать детеныша, который живет в этом доме. И так:- Чей дома конура, дупло, нора, берлога, коровник, конюшня, курятник, свинарник, гнездо, вода, голубятник, скворечник?Ответы детей.— Чей дом в конуре? (Щенков, щенят.)— В конуре дом щенков, а в норе ... лисят.— В дупле — дом ... бельчат.— В конюшне — дом ... жере...бят.— В коровнике — дом ... те...лят.— В скворечнике — дом... сквор...чат. В. Как вы догадались, что скворечник — дом скворчат?         В. Да, ребята, скворечник – домик, который люди строят для скворцов, поэтому он и называется – скворечник. В нем любят селиться не только скворцы, но и многие другие птицы – синички, воробьи, чижи. А бывает, что в забытом скворечнике и белка устраивает себе дом или кладовую. Очень гостеприимный этот скворечник! Вот такой же гостеприимный домик есть и у нас, вот он. Воспитатель показывает домик.        В. А сейчас ребята присаживайтесь на свои стульчики и будем играть в другую игру. Каждый из вас возьмет у меня по одной карточке с изображением какого-либо детеныша животного.  Своим детенышам вы поможете попасть в наш домик. У кого какой детеныш, вы мне пока не говорите, и не показывайте карточку.          В. Наш гостеприимный домик волшебный. Он пускает к себе всех: и зверят, и птенцов. Только нужно правильно и вежливо попросить об этом: если вы ошибетесь и неправильно назовете своего детеныша или попросите невежливо, двери не откроются, и малыш не сможет попасть в домик.        Воспитатель проносит домик, давая детям возможность выполнить игровое задание, правильно попросить: «Домик, домик, пусти, пожалуйста, моего скворчонка, моих бельчат, моего снегиренка, моих котят» и т.п.        В. Все малыши собрались в домике.  И их стало там очень много. А так как их очень много вот мы с вами и поиграем в игру, которая так и называется «Один – много». Я буду называть детеныша, который у вас на карточке в единственном числе, а вы будете называть своего детеныша во множественном числе. Например: один бельчонок – много бельчат и т.п.        Дети по очереди называют своих детенышей сначала в единственном числе, затем во множественном.        В.  Ну что ж ребята, я смотрю, в нашем волшебном домике собрались почти все лесные звери и птицы, но мне кажется, все-таки одного зверька не хватает. (Воспитатель берет из подноса, на котором лежали карточки для детей с изображением детенышей, одну не использованную карточку. На ней изображен зайчонок.)        В. Детки, посмотрите, один заинька остался без друзей и без дома. Давайте ему поможем. Согласны, ребята?Ответы детей.        В. Для начала давайте согреем его лапки, сделав небольшую разминку. Вставайте в круг и повторяйте за мной:   Скок – поскок…Скок – поскокЗайка прыгнул на пенек.В барабан он громко бьетВ чехарду играть зовет.Зайке холодно сидетьНужно лапоньки погретьЛапки вверх и лапки вниз,На носочки подтянись.На носочках скок – поскок,А затем вприсядку,Чтоб не замерзли лапки.Дети выполняют движения вместе с воспитателем, при этом проговаривая слова физкультминутки.  После этого присаживаются на стульчики.        В.  Ребята, кто-нибудь из вас знает, что же произошло с этим зайчонком.  Почему он остался один в лесу, без домика, без друзей, да еще и такой грустный.Ответы детей.        В. А вот я знаю, что этот малыш еще маленький и пугливый. Он вышел погулять в лес со своей мамой. А как называют маму зайчонка?Ответы детей.        В. Да ребята, он вышел погулять на лесную полянку с мамой зайчихой. Но во время прогулки он засмотрелся на одного зверька. А кого, вы узнаете из загадки. Воспитатель загадывает детям загадку:Хожу в пушистой шубке,Живу в густом лесу.В дупле на старом дубеОрешки я грызу.                                                       (Белка.)Дети отгадывают, воспитатель выставляет картинку с изображением белки.        В. Да ребята, это белка. Она также, как и заинька живет в лесу. Но что же было дальше с нашим зверьком?  Может быть, из вас кто-нибудь знает? (Если дети затрудняются, воспитатель продолжает.) А дальше, ребята, зайчонок отстал от своей мамы зайчихи и побежал искать ее в лес, но встретил на своем пути различных птиц.  И одна из таких птиц даже умеет вести счет. Кто на елке, на сукуСчет ведет: «Ку-ку... ку-ку!» (Кукушка.)Знаете ли вы, что это за птица?Ответы детей.        В.  А вот еще загадка кого зайка встретил в лесу:Зимой спит — летом ульи ворошит. (Медведь.)Как вы догадались, что это медведь?Так вот эти лесные жители и помогли зайке найти его маму и от радости все весело танцевали.        В. Давайте мы тоже с вами побудем поэтами. Я буду вас спрашивать, а вы отвечайте так, чтобы получилось складно.— Зайчик, зайчик, где ты был? (За капустой я ходил.)— Зайчик, зайчик, где гулял? (За морковкой поскакал; на полянке танцевал и т.п.)— А сейчас придумайте короткий рассказ про зайчика, который на «полянке танцевал».В своей истории не забудьте указать, какой на нашей картинке зайчонок и с помощью чего ему удается спастись от своих врагов.Воспитатель дает оценку рассказу.