Публикации Методы предупреждения нарушений развития речи для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы предупреждения нарушений развития речи для детей раннего и младшего дошкольного возраста
Автор: Анисимова Елена Валерьевна

Методы предупреждения нарушений развития речи для детей раннего и младшего дошкольного возраста Проблема профилактики нарушений речи у детей раннего возраста стала наиболее актуальна в последние несколько десятилетий в работах таких ученых как О.Е. Громова, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева и др. Опираясь на идею Л.С. Выготского о том, что становление речиначинается с самого рождения ребенка, ученные говорят о важности раннейдиагностики и необходимости проведения профилактических мероприятийдля детей, находящихся в зоне риска. Данные положения являютсяоснованием современных исследований проблем речевого развития вдетском возрасте в работах современных ученых.Рассмотрим методику коррекционно-предупредительного воздействия Е. В. Шереметьевой. Данная методика включает три блока: музыкально-логопедический; социально-педагогический; клинико-логопедический.Важными условиями реализации взаимодействия блоков являются организационные формы, периодичность и место проведения, которые позволяют в полной мере реализовать содержание каждого отдельного блока.Музыкально-логопедический блокСтержнем разработанной методики обучения является музыкально-логопедический блок. Основная организационная форма этого блока — еженедельные интегрированные музыкально-логопедические занятия со всеми детьми группы, проводимые в музыкальном зале. Занятия разработаны по концентрическому принципу и наполнены определенным лексическим содержанием в соответствии с сезонностью явлений в природе и событиями общественной жизни.Социально-педагогический блокТесная взаимосвязь музыкально-логопедического блока с социально-педагогическим осуществляется посредством видеозаписи каждого занятия с последующей обязательной еженедельной демонстрацией родителям.Теоретическое консультирование способствует установлению корреляции коммуникативного поведения близких взрослых с когнитивными и речевыми возможностями ребенка, осознанному принятию родителями специальных коррекционных и методических приемов, необходимых для проведения занятий с ребенком дома.Клинико-логопедический блокВажным связующим звеном социально-педагогического блока и клинико-логопедического являются еженедельные посещения родителями детей с резковыраженными, выраженными отклонениями в овладении речью и обусловленными недоразвитием психофизиологических компонентов индивидуальных логопедических занятий и получение дополнительной консультации логопеда.Основная организационная форма реализации содержания клинико-логопедического блока:-индивидуальное обследование у невролога (2 раза в год);-индивидуальные логопедические занятия с детьми. Количество индивидуальных занятий зависит от типа отклонений в овладении речью: с резко выраженными отклонениями речевого развития — 3 раза в неделю; с выраженными отклонениямии обусловленными недоразвитием психофизиологических компонентов — 2 раза в неделю.Подготовительный этапЦель: развитие импрессивной речи в коммуникации.Музыкально-логопедический блокЗадача: уточнение существующих, вызывание и закрепление новых вербальных средств общения.Предупредительное воздействие в данном блоке начинается с развития слухового, зрительного внимания.Основные методы и приемы:подкрепление коммуникативного жеста соответствующим словом и музыкальным сопровождением;вызывание подражания слову взрослого;маркирование начала и окончания процесса движения словом;сопровождение движения ритмизованным текстом.Клинико-логопедический блокЗадачи:определение актуального соматического и неврологического статуса ребенка;-Приемы голосового модулирования используются как составная часть интонационного развития, развития качеств голоса (звонкости, собранности,свободы и силы звучания) и речевого дыхания.-формирование моторных предпосылок артикуляции и слухового неречевого гнозиса.Для определения соматического и неврологического статуса ребенка необходимо собрать анамнестические данные и провести неврологическое обследование детей.Подготовка моторных предпосылок артикуляции базируется на использовании набора приемов и способов:-имитация акта жевания, подготавливающая координацию движений нижнечелюстных, губных мышц, мышц языка и глотки;-контроль пищевого поведения; -элементы логопедического массажа.Развитие слухового неречевого гнозиса опирается на узнавание бытовых и природных шумов, различение мелодий и музыкальных звуков, дифференциацию звучания игрушек и голосов животных.На данном этапе используются игровые упражнения, предложенные Н.Х. Швачкиным, М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, по развитию слухового внимания к различным неречевым звукам и месту их локализации через соотнесение неречевых звуков с различными предметами и действиями.Подготовка слухового восприятия начинается с упражнений на различение неречевых звуков и направления их звучания с обязательным привлечением внимания вербальной инструкцией: «Где звучит? Что звучит?» С этой целью на фронтальных и индивидуальных занятиях используются звуки колокольчика, сигнала машины, металлофона, маракасов, музыкальной коробочки, дудочки, бубна и т.п.Коррекция двигательных основ артикуляционного праксиса осуществляется на индивидуальных занятиях и в семьях дома. На индивидуальных занятиях учитель-логопед использует элементы логопедического массажа [8; 90; 148]. Родители дома должны искусственно моделировать акт приема пищи, контролировать пищевое поведение ребенка и тренировать органы периферической части артикуляционного аппарата (массаж зубной щеткой, губной захват соломинок, с уменьшениемдиаметра, стимуляция движений языка вперед, вверх, в стороны и т.п.)Социально-педагогический блокЗадача:формирование через все виды деятельности ребенка значимости вербального раздражителя (инструкция взрослого) как наиболее важного среди всех сенсорных.Основные методы и приемы:-ограничение ближайшим взрослым окружением ребенка вербальной инструкции до двух—трех слов (7–8 слогов) из его ближайшего ситуативного окружения;выдерживание паузы до 5 секунд после ее предъявления;-повтор паузы в первоначальном варианте (если ребенок не выполнял инструкцию);включение в обращенную речь опорного для понимания ребенка элемента (хорошо знакомого слова, указательного жеста). Данный прием обозначен как прием лингводидактической организации обращенной к ребенку речи.Основной этапЦель:формирование вербальных средств коммуникации во всех трех блоках.Музыкально-логопедический блокЗадачи:-ритмическая организация речевой продукции (восприятие и воспроизведение ритма слова);-развитие интонации через формирование голоса, голосовых модуляций и речевого дыхания.Основные методы и приемы:-пропрыгивание (при помощи близкого взрослого);- прохлопывание (сначала с помощью взрослого, потом самостоятельно) ритма слова/фразы;-утрированное интонирование обращенной к ребенку речи взрослого;-пение вокализов с произвольным повышением или понижением тона;-пение гласных звуков, открытых слогов плавно и отрывисто.Социально-педагогический блокЗадача:насыщение речи, обращенной к ребенку, эмоционально утрированными интонацией и ритмом.Основные методы и приемы:-сопровождение передвижения детей хорошо ритмизованными стихотворными строками;-включение в совместную деятельность пропевания потешек, прибауток, подобранных или созданных специально для эксперимента по каждой лексической теме в соответствии с возрастными особенностями;-включение родителями процессуальных игровых действий детей с игрушками в сюжет, при этом родители должны показывать образец разыгрывания разных ролей.Клинико-логопедический блокЗадачи:-медикаментозное (по показаниям) лечение;-дифференциация гласных звуков, свистящих и шипящих, твердых и мягких;-уточнение артикуляции гласных звуков, согласных, доступных артикуляционным возможностям ребенка;-создание базовых двигательных умений для постановки артикуляторно более сложных звуков.Процесс речевого развития определяется поэтапным взаимодействием психофизиологических, языковых и когнитивных компонентов, представленным в модели психоречевого развития ребенка раннего возраста.Предложенное коррекционно-предупредительное воздействие при отклонениях речи в раннем возрасте позволяет в сензитивном периоде психического развития в зависимости от структуры дизонтогенеза устранить недостаточность функционирования психофизиологических и когнитивных компонентов речеязыковойсистемы и тем самым минимизировать вероятность нарушений речи вторичного порядка.Предложенная система работы может использоваться учителями-логопедами групп раннего возраста в условиях логопедического пункта ДОУ или ДОУ компенсирующего вида.Данная работа позволяет оптимизировать и сделать более эффективной логопедическую коррекцию недоразвития устной речи в дошкольном возрасте.