Публикации Саморазвитие учащихся на уроках иностранного языка средствами самостоятельной работы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Саморазвитие учащихся на уроках иностранного языка средствами самостоятельной работы
Автор: Кошевая Наталия Васильевна

Саморазвитие учащихся на уроках иностранного языка средствами самостоятельной работыЭффективное владение иностранным языком как средством, обеспечивающим потребности социально-культурной деятельности, предполагает, прежде всего, умение самостоятельно, «через всю жизнь» работать над изучением языка, поддерживать и пополнять свои знания и умения, развивать свою коммуникативную и информационную культуру. Следовательно, и в области обучения/ овладения иностранным языком необходим переход к продуктивным образовательным технологиям, которые ориентированы на самостоятельную учебную деятельность учащихся. А это определяет перспективные направления языкового образования.[41.c,180] Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей: развитие иноязычной коммуникативной компетенции, а именно: речевая компетенция, языковая, социокультурная/ межкультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенция. Учебно-познавательная компетенция –дальнейшее развитие общих и специальных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языка и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. Широкое распространение получают новые технологии и различные вариативные средства обучения иностранным языкам. Саморазвитие происходит обычно в значительной мере на подсознательном, эмоциональном уровне. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать происходящие в его психике процессы, вызвать их мотивацию, научить осознанно управлять ими, ставить цели своего развития. Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому поможет организация педагогического процесса, его специальные цели, содержание, методы и средства. [13,с.122].Одной из важнейших методических, организационных задач в технологии саморазвития личности является предоставление самостоятельности и возможностей для проявления творческих способностей личности, составляющих основу готовности выпускника к включению в самостоятельную жизнь и быстрейшей адаптации в социуме. В связи с этим самостоятельная учебная деятельность учащегося становится важнейшим компонентом учебного процесса. Ориентация на развитие языковой личности и таких её качеств, как способность к самостоятельному изучению языка и культуры (учебная компетенция), автономность в использовании иностранного языка, креативность в решении различных задач средствами изучаемого языка, требует по-новому подойти к содержанию и методике организации самостоятельной работы, чтобы сделать её продуктивной. В самом общем виде самостоятельность – это интегративное качество личности, характеризующее уровень умений регулировать свои отношения с окружающими и самим собой. Самостоятельность проявляется в осознанном самоопределении личности, в адекватной самооценке ею своих сил и способностей, в наличии умений и навыков самовоспитания и самообразования, в способности к независимому самоопределению в жизненных обстоятельствах, к утверждению себя в обществе, наконец, в умении создавать для себя необходимый минимум условий жизнедеятельности. Самостоятельность - это важнейший показатель уравновешенности, гармонии человека с окружающей средой, определяющий весь образ его жизни. Самостоятельность есть важнейший результат воспитания и самовоспитания; вместе с тем она выступает одновременно и как важнейшее условие и инструмент саморазвития личности. Установлено, что чем выше уровень самостоятельности личности, тем интенсивнее протекают процессы своеобразной «обратной связи», т.е. усвоения и применения своего и чужого опыта, обучения и воспитания. Саморазвитие – сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок. Основное положение технологии саморазвития –представление о том, что каждый ребенок от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом развития. Раскрыться этот потенциал может только в собственной деятельности ребенка. Главной целью технологии саморазвития является введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя.Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся с определённой долей самостоятельности, а при необходимости, при частичном руководстве учителя выполняют различного рода задания, прилагая необходимые для этого умственные усилия и проявляя навыки самоконтроля и самокоррекции. В настоящее время приоритетная ориентация делается на овладение способами образовательной деятельности, то есть умение самостоятельно осваивать иностранный язык и иноязычную культуру.[38,с.20]. Известное выражение П.Г. Щедровицкого «от образования на всю жизнь» к «образованию в течение всей жизни» означает, что нельзя выучить иностранный зык «однажды и на всю жизнь» - необходимо овладеть способами изучения языка и культуры и быть готовым заниматься им постоянно, на протяжении всей жизни. Целенаправленное и приоритетное развитие продуктивной учебной деятельности в области изучения иностранного языка и иноязычной культуры означает, что учащийся: -включается в определение целей овладения изучаемым языком, соотносит их со своими реальными интересами и потребностями (В каких целях, ситуациях ему необходим изучаемый язык?);- активно участвует в проектировании конечного результата/продукта овладения иностранного языка и определении критериев его оценки (Что значит «владеть иностранным языком»? Что необходимо конкретно уметь? Как это поможет в общении, в познании окружающего мира? Как это оценивается в реальном общении?);- совместно с учителем и своими товарищами отбирает наиболее приемлемые и эффективные формы и приемы обучения (Интересно? Продуктивно? Соответствует индивидуальному стилю учебной деятельности?);- отслеживает процесс и успешность своего продвижения в овладении языком (Что и как получается/ не получается? Какой уже накоплен опыт?) - оценивает реальные достижения и возможности использования иностранного языка в реальной деятельности (Что я уже конкретно умею – мои сочинения, проекты, опыт общения, справочные материалы и т.п., насколько они полезны, в какой мере они соответствуют требованиям?);- оценивает продуктивность и опыт своей учебной деятельности (Умею ли я работать на языком?);- оценивает себя, определяет «я-позицию».[13,с.198] .Таким образом, мы рассмотрели сущность саморазвития учащихся на уроках иностранного языка с использованием самостоятельной работы. Были проанализированы две технологии саморазвития, которые способствуют развитию личностных качеств, ориентированных на самого учащегося.Считается, что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять не менее 20% учебного времени ,в средних классах – не менее 50%, а в старших классах – не менее 70%. В действительности же на самостоятельную работу отводится значительно меньше учебного времени. Организация самостоятельной работы школьников немыслима в таком объеме, если нет соответствующих условий. Условия для этого может и должен создать учитель. И вот здесь многие преподаватели прибегают к проектной методике, как одной из эффективных методик современности, основанной на методике сотрудничества и проблемного обучения отвечающей требованиям личностно-ориентированного подхода в обучении.Одним из проблемных методов изучения иностранного языка является метод проектов.