Публикации "Реализация основных принципов при организации образования лиц с ОВЗ на основе внедрения новых информационных технологий"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Реализация основных принципов при организации образования лиц с ОВЗ на основе внедрения новых информационных технологий"
Автор: Сериченко Татьяна Леонидовна

Министерство образования и науки Хабаровского краяКраевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 14»(КГКОУ ШИ 14)Доклад на методическое объединение на тему: «Реализация основных принципов при организации образования лиц с ОВЗ на основе внедрения новых информационных технологий» Подготовила: Воспитатель Сериченко Т.Л.Амурск 2020Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – я научусь Древняя китайская мудрость Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Получение образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.Таким образом, важнейшей задачей модернизации является:•    обеспечение доступности качественного образования;•    индивидуализация образования;•    дифференциация образования;•    систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;•    создание условий для достижения нового современного качества общего образования.И одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образовании, решающих эти задачи является внедрение в учебный процесс средств ИКТ. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Современные ИКТ предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут использоваться на всех этапах обучения:•    при объяснении нового материала,•    при контроле знаний,•    при закреплении,•    при обобщении и систематизации материала.Применительно к традиционному учебному процессу можно выделить следующие методические цели использования программных средств учебного назначения:•    индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;•    осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;•    визуализировать учебную информацию;•    моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления (которые невозможно увидеть в природе);•    осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;•    формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;•    развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, абстрактного);•    усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);•    формировать культуру познавательной деятельности и др.Для достижения поставленных целей используются различные аппаратные (компьютер, принтер, сканер, копир, проектор, фото- и видеотехника, звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т.п.) и программные (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, интернет) средства.Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Использование ИКТ позволяет педагогу-воспитателю привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую значимость.Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.Использование ИКТ на различных уроках с детьми со сложными дефектами позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения. Организация образования лиц с ОВЗ на основе внедрения новых информационных технологий связана с реализацией следующих основных принципов обучения:1. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, повышение ее эффективности и качества.Основой реализации данного принципа является применение инновационных методов обучения. Они позволяют создать открытую систему обучения, при которой обучающемуся предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения.2. Интерактивность системы компьютерного обучения с использованием новых информационных технологий.Использование компьютерных средств обучения позволяет обучающемуся получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с ОВЗ.3. Мультимедийность компьютерных систем обучения.Применение принципа мультимедийности не только активизирует внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность у учащихся с ОВЗ, но и корректирует их логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие. При этом нельзя забывать и об остальных принципах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ: * Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Компьютерные технологии предусматривают возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей. * Принцип системности и последовательности обучения.Компьютерные технологии позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному. * Принцип доступности обучения.Компьютерные технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям школьников. Задания предъявляются детям в игровой или занимательной форме. * Принцип индивидуального обучения.Компьютерные технологии предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. * Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал или в устной форме. * Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно - образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения. * Принцип воспитывающего обучения.Использование компьютерных технологий позволяет воспитывать у детей с ОВЗ волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата на повышенной мотивации деятельности. * Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности. Использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ.Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения.Немаловажной задачей является социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет решать эту задачу.•    развить новую информационную культуру деятельности для учеников с ОВЗ;•    повысить уровень мотивации учащихся;•    расширить зону индивидуальной активности ребенка;•    находить источники дополнительной информации по предмету;•    увеличить динамику и образность предлагаемого учебного материала;•    проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и оперативность;•    применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся;•    систематизировать новые для учащихся знания;•    активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе. Организация обучения и внеурочной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием информационно-коммуникационных технологий может быть различной:•    традиционная урочная система с применением ИКТ;•    дистанционное образование;•    элементы дистанционного образования при временных ОВЗ (долгая болезнь, не возможность посещать школу)•    участие в сетевых проектах;•    дистанционные олимпиады, конкурсы.Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий для детей с ОВЗ способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.Использованная литература:1.    Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». – М., 2010.2.    Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. “Дистанционное обучение на пороге XXI века” М. “Мысль”.3.    Ковалёв Д.С. “Место и роль дистанционного обучения в системе образования детей с ОВЗ”  4.    Конвенция о правах инвалидов: разные среди равных / Представительство ООН в РФ Информационный центр ООН в Москве, РООИ «Перспектива».