Публикации ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Автор: Гагарина Юлия Александровна


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Гагарина Юлия Александровна - преподаватель спец. дисциплин
по специальности Парикмахерское искусство,
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Академия индустрии красоты ЛОКОН
Конкурентоспособность выпускника учебного заведения на современном этапе определяется его конкурентными преимуществами (способностью делать лучше, чем соперник) и отличительными (исключительными) особенностями (уникальной комбинацией способностей и компетенций, которые соперник не сможет продемонстрировать без дополнительной и длительной подготовки). Конкурентоспособность выпускника оценивается по совокупности личностных свойств и затрат на их формирование, отличающих выпускников данного учебного заведения от другого.
В настоящее время остро возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.
Использование ИКТ при проведении учебно-производственной деятельности в системе СПО позволяет развивать умение студентов ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором студент становится активным субъектом учебной деятельности.
Варианты применения ИКТ в учебно-производственной деятельности:
1.Занятия с компьютерной поддержкой
Студенты работают с готовой учебной программой, которая наряду с познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, соответствующая аппаратура позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний студентов и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний обучающихся.
Современное мультимедийное занятие строится по той же структуре, что и традиционный урок: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.
Очень важно, что студенты не просто пассивные поглотители информации. Целью преподавателя становится формирование у студентов навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов (индивидуальных и групповых), тема которых может быть связана со сециальными дисциплинами. Кроме того, защита проекта требует выработки у обучающихся навыков публичного выступления, умения аргументировано отстаивать собственную позицию. Работа преимущественно осуществляется в группе и требует овладения особыми навыками коллективной работы, межличностного общения. Создание мультимедийного проекта – это мощный инструмент, позволяющий формировать у обучающихся необходимые знания и познавательные приёмы, в также развивать мотивацию учебной и внеурочной деятельности.
Использование ИКТ на уроках - это источник дополнительной информации по учебной практике. Наглядными и содержательными являются медиа-уроки. Создание преподавателем и демонстрация на уроках презентаций в программе Power Point: Барберинг, Волосы: строение, типы, уход, Афроплетение, Аппаратура и оборудование парикмахерских, Современные технологии мужских стрижек, Современные техники мелирования волос, Современные техники окрашивания волос способствуют лучшему усвоению материала.
2.Занятие, интегрированное с информатикой.
Задачи такого урока: отрабатывать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, таблиц, учить выполнять проектные работы, учить красиво и грамотно оформлять тексты, в целом, расширять знания студентов по изучаемым темам за счёт использования ПК.
3. Использование ИКТ в учебной практике
Производственная (профессиональная) практика студентов - составная часть учебного процесса, целью которой является закрепление иуглубление знаний, полученных студентами впроцессе обучения, приобретение необходимых умений инавыков практической работы поизучаемой специальности.
Учебная практика проводится вучебно-производственных мастерских образовательного учреждения, оснащенных современным оборудованием под руководством опытных преподавателей. Мастерские отвечают современным требованиям подготовки высококвалифицированных специалистов ипозволяют получить основные умения инавыки повыбранной специальности. Набазе мастерских студенты старших курсов имеют возможность выполнять курсовые идипломные работы.
Неограниченные возможности использования информационных технологий предоставляет учебно-производственная деятельность. Один из активных методов – деловая игра, использующая имитацию для создания у студентов наиболее полного ощущения реальной деятельности. Именно деловая игра позволяет:
- имитировать производственные ситуации;
- различать ролевые цели при выборе решений;
- достигать общую цель всем игровым коллективом;
- реализовать в процессе игры цепочку решений;
- иметь многовариантность решений.
4. Использование ИКТ при выполнении дипломной работы
Частью выпускной квалификационной работы по специальности Парикмахерское искусство является электронная презентация по теме: Создание коллекции мужских и женских причесок (исторический, авангардный, экстравагантный стили). Электронная презентация выполняется с помощью стандартных приложений Windows Microsoft Power Point.
Главное в создании дипломных работ, что студентам предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего общего интеллектуального потенциала, вкуса и способностей.
Студенты используют презентации как одну из форм представления творческих, проектных работ. Кроме презентаций, студенты могут создавать, например, базы данных (электронные каталоги причесок, портфолио профессиональных работ). Подобные задания предоставляют возможность поработать с интересной информацией, расширяющей кругозор.
5. Использование ИКТ при выполнении самостоятельной работы (задания опережающего характера)
Использование ИКТ при подготовке студентов к практическому занятию помогает сэкономить учебное время, использовать дидактический потенциал сети Интернет, раскрыть возможности самообразования, повысить мотивацию обучающихся и включить их в активную познавательную деятельность. Самостоятельная работа выполняется инструкции и ссылкам, выданным преподавателем (просмотр видеоматериала, конспектирование, составление инструкционно-технологической карты стрижки (причёски, окрашивания и др.)).
6. Использование ИКТ для обеспечения дистанционного обучения в экстремальных условиях (период пандемии COVID-19)
В современных реалиях преподаватели вынуждены организовывать учебный процесс посредством дистанционных технологийобученияна основе различных способов доставки электронного контента и доступных инструментов коммуникации обучающихся и преподавателей.
Педагогический дизайн заключается в том, что занятия переносятся вонлайн-среду: преподаватель записываетонлайн-лекции, проводит видеоконференции, загружает текстовые материалы и тесты на платформу, студенты, соответственно, выполняют работы, согласно указаниям преподавателя.
Но электронный контент, быстро созданный для решения проблем удалённого обучения, следует отличать от полноценныхонлайн-курсов, предполагающих создание гибкой интерактивнойонлайн-среды для контролируемого освоения знаний и навыков обучающимися.
В целом, использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
- усилить образовательные эффекты;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечить наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;
- усилить положительную мотивацию обучения;
- активизировать познавательную деятельность студентов;
- повысить качество усвоения материала;
- построить индивидуальные образовательные траектории студентов;
- осуществить дифференцированный подход к студентам с разным уровнем готовности к обучению;
- расширить возможность самостоятельной деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- осуществлять дистанционное обучение.
При этом дистанционное обучение имеет ряд проблем.
Благодаря качественному оснащению учебных лабораторий студентам предоставляется возможность на базе образовательного учреждения в формате офлайн освоить современное оборудование, аппаратуру, подтвердить полученные теоретические знания, приобрести опыт практической деятельности, что придает выпускникам уверенность в своей компетенции. Информационно-компьютерные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, активизируют деятельность студента и создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, что позволяет подготовить компетентного специалиста, конкурентоспособного на современном рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Литература:
INTEL “Обучение для будущего”: Учебное пособие.- 5 изд., испр.- М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2005.- 368 с.
Новожилова Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся/ Н.В.Новожилова// Завуч.- № 8, 2003.- С.118-125.
Ставрова О.Б. Компьютерная презентация учебного проекта/ О.Б.Ставрова// Школа и производство.- № 8, 2002.- С.28-33.
5