Публикации
Формирование компонентов устной речи с помощью дидактического пособия по развитию мелкой моторики "Поиграй-ка"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование компонентов устной речи с помощью дидактического пособия по развитию мелкой моторики "Поиграй-ка"
Автор: Зайцева Ольга Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование компонентов устной речи с помощью дидактического пособия по развитию мелкой моторики "Поиграй-ка"
Автор: Зайцева Ольга Викторовна
Зайцева Ольга Викторовна Учитель-логопедМДОУ д/с №5 «Золотая рыбка» , г. КинельФормирование компонентов устной речи с помощью дидактического пособия по развитию мелкой моторики «поиграй-ка» Давно известно, что развитие мелкой моторики рук ребёнка является одним из важнейших задач в формировании полноценного становления личности. И это связано не только с совершенствованием тонкой моторики рук, но и с мышлением и речью. Данное утверждение свидетельствует нам о том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и деятельность мозга активизируется. Многие физиологи доказали этот факт. Исследования В. М. Бехтерева привели его к выводам о том, что движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с артикуляционного аппарата, а также снимают умственную усталость. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.Мария Монтессори заметила связь между развитием мелкой моторики руки и интеллектом ребёнка. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", – утверждал Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", – писал Кант. Опираясь на исследования учёных можно сделать вывод о том, что работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие работы пальцев рук, но и речь детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество, чёткость звукопроизношения, расширить словарный запас, а также вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. У детей с высоким уровнем развития мелкой моторики хорошо развиты внимание, память и мышление.Ввиду этого мне пришла мысль создать интересное, яркое и увлекательное пособие под названием «поиграй-ка». Оно представлено в виде большой по размеру книги, состоящей из пяти листов. Задачами в использовании данного пособия являются: развитие мелкой моторики рук ребёнка, развитие внимания, памяти, мышления, ориентировки в пространстве, автоматизация поставленных звуков, формирование грамматических категорий, лексики и связной речи.На первой странице данного пособия изображены трактор и солнце. Детали композиции держатся на заклёпках. Помимо отстёгивания и расстёгивания элементов, с ребёнком можно изучить цвета, формы, размеры, вспомнить названия транспорта, формировать ориентировку в пространстве, изменять грамматические формы (согласование существительных с числительными), развить связную речь (придумай рассказ по картине).На второй странице пособия изображена лягушка, выглядывающая из-за куста клубники. Детали держатся также на заклёпках. Данная композиция очень яркая, вызывает положительные эмоции у ребёнка, что позволяет без определённых усилий сыграть с ним в игру по формированию связной речи (придумай рассказ о лягушке). В раннем возрасте ребёнка, можно начать изучение красного и зелёного цветов. Данное пособие позволяет учить малыша счёту в пределах 7 (листья и плоды клубники). В игровой форме можно вызвать у ребёнка первую фразу (дай лягушке клубнику – на, ква-ква). Согласование существительного с прилагательным (лягушка зелёная, лягушка большая, клубника красная, клубника крупная, клубника спелая, клубника вкусная и т.д.).Открыв следующую страницу, ребёнок увидит мишку, играющего с мячами. Игра на липучках. С помощью этого пособия можно изучить форму круга, размер (маленький, побольше, поменьше, большой), располагать мячи справа, слева, снизу, сверху от главного героя.Четвёртая страница пособия украшена букетом из цветов. Она поможет Вам и ребёнку развить направленную воздушную струю, дифференцировать носовое и ротовое дыхание. Данная игра является подготовительным этапом для освоения самостоятельного расстегивания и застёгивания пуговиц. Помимо перечисленного, появится возможность в игровой форме изучить счёт в пределах трёх, согласовывать существительные с числительными (один цветок, два цветка, три цветка), и конечно же автоматизировать поставленные звуки.На заключительной странице пособия можно увидеть рыбок, плавающих в море. Элементы игры держатся на липучках. Игра позволит ребёнку автоматизировать звук, научит счёту в пределах трёх, дифференцировать право-лево, сформирует навык согласования существительных с числительными (одна рыба, две рыбы, три рыбы).Этой игрой можно увлечь и двухлетнего малыша и взрослого дошкольника. Всё зависит от Вашей фантазии и задач, которые Вы планируете выполнить на занятии.