Публикации Эффективность логоритмических занятий на развитие речи дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эффективность логоритмических занятий на развитие речи дошкольников
Автор: Ильичева Светлана Владимировна

Эффективность логоритмических занятий на развитие речи дошкольниковС каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевизором, компьютером, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.     Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому для детей просто необходимо проводить занятия логоритмикой. Логоритмика — это система музыкально-ритмических упражнений. Они включают в себя слово, движения и музыку. Логоритмика, полезна всем детям. Это мощное вспомогательное средство для эффективной работы по коррекции различных нарушений речи.  Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно - сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Особенно нужна логоритмика, когда у ребенка есть заикание или наследственная предрасположенность к нему; ребенок отличается чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;у ребенка недостаточно развита моторика и координация движений;ребенок часто болеет;для ребенка характерна дизартрия, задержки развития речи, нарушения произношения отдельных звуков;для детей, находящихся в периоде интенсивного формирования речи (как правило, это возраст от 3,5 до 6 лет).Доказано, что занятия по логоритмике помогают ребенку в развитии речи, а также
  • памяти — зрительной, слуховой и двигательной. Ребенку необходимо запомнить положение пальцев, последовательность движений, а также стихи;
  • внимания — ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять;
  • восприятия — развивается слуховое восприятие, так как движения должны совпадать с музыкой и словесными инструкциями, которые получает ребенок;
  • крупной и мелкой моторики — пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики. А это способствует развитию мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики — тем более гибкий ум. И в конце концов после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это поможет в дальнейшем в освоении навыка письма;
  • ориентации в пространстве — все предметы в пространстве ребенок воспринимает с учетом положения своего тела. Это и служит исходной точкой для создания и контроля разнообразных пространственных образов. Упражнения воспитывают быстроту и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители.
  • В результате логоритмических занятий: отрабатывается артикуляция;развивается фонематический слух;расширяется словарный запас;развивается внимание, двигательная память;совершенствуется общая и мелкая моторика;отрабатываются координированные движения во взаимосвязи с речью;развиваются мелодико-интонационные компоненты;развивается творческая фантазия и воображение.СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ Логоритмические занятия включает следующие виды упражнений: - Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. - Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ:1. упражнения на развитие диафрагмально – брюшного дыхания, 2. выработка продолжительного речевого выдоха, 3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. - Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. - Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры – диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.- Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. - Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, а также учат общению со сверстниками.