Публикации Классный час "Мы коллектив?"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классный час "Мы коллектив?"
Автор: Соловьева Марина Германовна

Классный час «Мы - коллектив? Мы - коллектив!»Цель: развитие сплоченности детского коллектива, развитие лидерских качеств подростка, путём включения в творческую и организаторскую деятельность.Задачи:
  • Развитие умений и навыков работать в команде, аргументировать своё мнение, планировать свою деятельность;
  • Создание условий для повышения сплочённости микрогрупп в коллективе и коллектива в целом;
  • Развитие нестандартного мышления;
  • Реализация творческих потребностей подростка;
  • Формирование чувства самостоятельности и ответственности.
  • Реквизит: бумага, фломастеры, скотч 20 см., детские работы «Путь к центру Я», высказывания, презентация.Оформление класса: плакаты с высказываниями«Настоящий лидер не только знает куда идёт, но и может вдохновить других идти вместе с ним».«Без многого может человек обойтись, только не без человека»«В каждом человеке живёт лидер.Главное – его вовремя увидеть и раскрыть».«Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени совершенствования»«Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними»Рекомендации: класс необходимо разделить на 3-4 команды. Ход классного часа:
  • Приветствие участников, постановка цели
  • Здравствуйте ребята! (слайд)Говорят, что подъемная сила крыльев в стае позволяет птице преодолеть расстояние, вдвое большее, чем в одиночку. Как вы думаете, почему?
  • Высказывания учащихся
  • Вы правы, конечно, благодаря тому, что птица летит не одна, в стае преодолеть путь намного легче, ведь товарищи помогут (обратить внимание, что на эту тему существует множество высказываний).И сегодня на классном часе я предлагаю вам поговорить о том, в каком коллективе мы живем, мы будем говорить о вас как классе, как сообществе единомышленников. Как вы понимаете, кто такие единомышленники? А можно ли считать всех членов нашего классного коллектива единомышленниками? А какими качествами должны обладать члены коллектива? Перед вами карточки со словом коллектив, подумайте и расшифруйте это слово, называя качества коллектива …Упражнение «Расшифруй слово» (слайд) Правило: Каждый участник группы расшифровывает только одну букву. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор К – О – Л – Л Е К Т И – В –
  • заслушиваются ответы команд
  • Вы совершенно правы, на всех этих качествах строятся отношения в коллективе. Я тоже, готовясь к встрече с вами, размышляла над этим вопросом, и рада, что наши мнения во многом совпадают (слайд)К – контактность;О - объединение, открытость;Л лидерство;Л - любовьЕ - единение, единомыслие;К коммуникативность;Т творчество;И - искренность, исти;В – взаимовыручка, взаимоподдержка.Какими качествами из представленных, на ваш взгляд, наш класс обладает?
  • Перечисление качеств из выбранных
  • Они-то вам и помогут в выполнении следующего задания. Ребята, существует множество различных игр, тренингов, которые позволяют узнать ответ на вопрос: дружный ли коллектив, умеют ли ребята работать в команде. Я предлагаю вам себя проверить, а так как это игра, то вы можете ее провести и дома для гостей или для других классов.
  • Тренинг «Вавилонская башня» - 10 мин. (оборудование – 50 листов А4, кусочек маленького скотча - см.20).
  • Ваша задача, построить из листов бумаги вавилонскую башню , устойчивую, высокую, можно использовать 20 см скотча, который лежит у вас на столах. Время выполнения 10 мин, можно вставать с места, ходить.Обсуждение итогов:Почему у вас не получилось построить башню? Что вам мешало? Кто был генератором идей? Вы заметили, а все ли принимали участие? Что было легко, а что тяжело? Почему вы справились? Кто был идейным вдохновителем? Всегда ли он (она) так ярко себя проявляет? А давайте посмотрим, как другие ребята, также участвовавшие в таком тренинге, справились с заданием.
  • Демонстрация других вариантов, что это возможно (слайды)
  • Какое правило вы бы сформулировали для себя, которым нужно руководствоваться в работе группы?
  • Называют правила
  • Я согласна с вами.
  • С научной точки зрения (слайд)
  • Ребята, существует целая наука о коллективе. Многие ученые говорят, что коллектив - это когда придумали - вместе, сделали - вместе, испытывали волнения и восторг, переживания и слезы - вместе, пошли дальше - вместе. А еще говорят, что любой коллектив можно сравнить с ребенком: он рождается, начинает расти, изменяться.У вас на столах лежат мешочек с песком, глина, корабль с алыми парусами. Подумайте, при каких условиях мы можем рассматривать коллектив как россыпь песка, мягкую глину, алый парус? – (4 мин.)
  • Работа в группах
  • Время вышло, слово 1 команде, 2 команде, 3 команде
  • Заслушивание ответов
  • Я рада, что вы догадались, назвав правильный ответ. (слайд) Ученый Лутошкин Анатолий Николаевич именно так говорит о развитии классного коллектива, выделяет такие этапы «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Алый парус». На первом этапе мы как песчинки, нас еще ничего не объединяет. На втором – мы уже объединяемся в маленькие группы, лепим взаимосвязи с окружающими людьми. На третьем – мы единая команда, помогаем друг другу, нас объединяют общие цели, идеи, дело. Главное для нас взаимовыручка, взаимоответственность, взаимоуважение. Попробуйте наш классный коллектив оценить с этой позиции и с учётом результата тренинга. Как вы думаете, на каком этапе развития находится наш класс?
  • Заслушиваются ответы
  • Обобщение ответов: Сколько людей столько и мнений, а почему это так получилось, расскажет нам психолог Людмила Дмитриевна
  • Результаты диагностики
  • Людмила Дмитриевна, вам слово (слайды – диаграммы)Выступление психолога МОУСОШ №27 Криницыной Людмилы Дмитриевны Вы молодцы, оценили себя верно, объективно, так как по результатам диагностик, которые мы проводили перед классным часом, вы соответствуете данному уровню развития коллектива. Пусть это еще не идеал, но помните, что тот, кто умеет видеть свои недостатки, может измениться к лучшему.И поэтому важно знать: кто находится рядом с тобой, чье плечо может стать опорой в трудную минуту. Проверив ваше домашнее задание, я порадовалась вашей открытости и теми творческими образами, которые вы создали, путешествуя к центру своего «Я». Я увидела, что вы дорожите семьёй и вашими близкими, высоко цените дружбу, вы добрые, отзывчивые, любите музыку, спорт и предпочитаете активные виды отдыха. И хочу вам пожелать сохранить своё позитивное видение мира и достигнуть всего, о чём мечтаете! А сохранить, развить все хорошее в вас может помочь ваш коллектив, поэтому ему просто необходимо быть дружным. А вы знаете, что лучше всего помогает классному коллективу стать сплочённым, дружным?
  • Заслушиваются ответы детей.
  • Вы правы, думаю, что между вами должны быть такие же отношения, как и в семье. Предлагаю вам сделать семейную фотографию. Давайте представим, что мы большая семья, которой нужно сфотографироваться для семейного альбома. Но вы знаете, что без фотографа нам не обойтись, выберите из класса того, кто возьмет на себя его роль (должен расположить всю семью для фотографирования).
  • Выборы
  • У каждой семьи есть глава: это может быть самый старший (дедушка или отец), давайте выберем помощника нашему фотографу.
  • Выбор.
  • Прошу всех встать, предлагаю сфотографироваться на фоне классной доски.
  • Расстановка и окончание тренинга.
  • Я считаю до трёх и на счёт «три» все дружно кричим «сыр»
  • Фото
  • Давайте себе похлопаем. Молодцы. Спасибо. Пройдите на свои места.
  • Упражнение Волшебная лампа Алладина
  • Цель: Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Так же это упражнение можно использовать для завершения тренинга. Материалы: Бумага для заметок, карандаши, бумага формата А3. Время: 10 минут. Чтобы стать дружной семьей, ребята, нужно, как и в спорте, по мнению ученых тренироваться. Я предлагаю вам поучаствовать в тренинге.Давайте вспомним сказку про Алладина, напомните, пожалуйста, откуда в сказке появляется джинн? Представьте, что вы нашли такую лампу, потерли ее и появился джинн. За то, что вы спасли его, он предлагает выполнить 3 желания. Пусть каждый из вас сейчас на листке запишет свои три заветные желания (время 1 мин.).
  • Загадывание желаний
  • Молодцы, но вот в чем проблема, вас много, а джинн может выполнить по 3 желания каждой команды. Чтобы решить эту проблему, предлагаю вам командой обсудить весь список желаний, и выбрать 3наиболее важных для вашей команды. Главное, чтобы все члены группы были с ним согласны, и желания были направлены на благо всех. (3 мин.)
  • Обсуждение вариантов в группах
  • Время вышло, ваши варианты желаний.
  • Заслушивание желаний.
  • Обсуждение: Почему вы выбрали именно этот вариант? Какие трудности испытывали при выработке общего решения? Посмотрите, как много трудностей вы сегодня испытывали при принятии решений, участвуя в тренингах, я думаю, что На результат хороший не надейся,Пока меж нами нет взаимных действий.Научимся терпенью, уваженьюМы в поиске совместного решенья.И чтобы у вас все было на «5» предлагаю вам эти правила соблюдать (слайд).
  • Список правил: (слайд)
  • 1. Внимательно слушать друг друга. 2. Не перебивать говорящего 3. Уважать мнение друг друга 4. Быть аккуратными5. Проявлять творчество и инициативу6. Быть активными7. Сотрудничать и действовать сообща8. Не критиковать9. Предлагать как можно больше вариантов — чем больше идей, тем лучшеЯ дарю вам эти правила, помните о них, когда будете готовиться к какому-либо делу.
  • Рефлексия
  • Я была рада встрече с вами, получила огромное удовольствие от общения, хочу узнать, а было ли вам интересно сегодня на классном часе? У вас на столах лежат чистые листы, возьмите ручку и обрисуйте ладонь по контуру.А теперь прошу вас ответить на эти вопросы, заполнив каждый палец. (слайд) – время 5 мин. Ладошка
  • Мизинец – мысль: чему я сегодня научился?
  • Безымянный – бодрость тела: как я физически чувствовал себя на классном часе?
  • Средний – состояние духа: каким было моё настроение?
  • Указательный – уверенность: насколько уверенно я себя чувствовал в коллективе?
  • Большой – близка ли цель: помог ли данный классный час больше узнать друг о друге, о классе?
  • Наш классный час подошел к концу, хотелось бы, чтобы он вам запомнился, помните, что подъемная сила крыльев в стае позволяет птице преодолеть расстояние, вдвое большее, чем в одиночку.