Публикации Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением здоровьесберегающих технологий

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением здоровьесберегающих технологий
Автор: Лазарева Любовь Михайловна

Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением здоровьесберегающих технологий«Здоровье - это резервы сил:иммунных, защитных, физических и духовных.И они не даются изначально в готовом виде, а взращиваются по законам воспитания.А наукой воспитания является педагогика.Следовательно, здоровье – категория педагогическая».В.Ф. Базарный.Мы всегда должны помнить - здоровье ребенка, прежде всего! В группу компенсирующей направленности зачисляются воспитанники на основании заключения ТПМПК с различными нарушениями в речевом и психофизическом развитии. Дети часто болеют, испытывают дефицит внимания, быстро устают. Одним свойственна эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, другим вялость, пассивность, вследствие чего снижается работоспособность в процессе организации образовательной деятельности и в целом эффективность коррекционной работы. И что, в конечном итоге, без своевременной логопедической помощи, приводит к снижению возможности успешного обучения в школе.Поэтому, при организации коррекционно-образовательного процесса с детьми данной категории, учитывая требования ФГОС ДО, необходимо подбирать и применять здоровьесберегающие технологии, направленные не только на исправление дефектов речи, но и на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. В своей практической деятельности применяю следующие здоровьесберегающие технологии:Дыхательная гимнастика является жизненно важной в здоровьесбережении детей. Правильное дыхание - «пусковой механизм» для развития речи (звукопроизношения, артикуляции, развития голоса) и профилактика простудных заболеваний. В индивидуальной работе с детьми, дыхательные упражнения, направленные на формирование воздушной струи, проводятся в форме игр с предметами, которые реагируют на воздушную струю: «Чья бабочка улетит дальше?», «Фокус», «Подуй на листочек», «Сдуй снежинку». Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой [1] (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями руки), ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.Применение кинезиологических упражнений [2] повышает в организме положительные структурные изменения, выявляются скрытые способности ребенка и расширяются границы возможностей его мозга. Дети с удовольствием выполняют комплексы упражнений «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Ухо-нос» и др. В процессе выполнения детьми самомассажа происходит укрепление ослабленных мышц, активизация работы головного мозга. Под воздействием несложных массажных упражнений происходит стимуляция тактильных ощущений, а под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Упражнения «С добрым утром», «Дождик», «Хомка хомячок» способствуют развитию координации речи с движениями.С целью стимуляции мимических мышц, снятия спазмов проводятся мимические разминки [3]. Особой популярностью у детей пользуются упражнения для мимики в сочетании с психогимнастикой, которые стабилизируют психоэмоциональное состояние: «Шалтай-болтай», «Сосулька», «Штанга».С целью закрепления изолированного произношения звука, тренировки дыхательных мышц, голосового аппарата, развития голоса применяются игры-звукоподражания и фонопедические упражнения [4]. Дети с большим интересом выполняют упражнения «Кто как кричит», «Ракета», «В лесу». В качестве массажа, для нормализации мышечного тонуса, стимулирования речевых зон коры головного, развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма применяются игровые упражнения с массажными шариками, кольцами Су-джок [5,6]. Игровой массаж проводится в виде пятиминутных упражнений между основными частями занятий (динамические паузы), вне занятий, в режимных моментах, при проведении пальчиковой гимнастики, разучивании стишков, небольших сказок. Значимым здоровьесберегающим действием обладает релаксация. Дети, выполняя релаксационные упражнения, развивают умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. На коррекционно-развивающих занятиях активно используются упражнения: «Буратино и Петрушка», «Шишки», «Солнышко и туча».Для обеспечения двигательной активности, соблюдения динамического режима, применяю на практике панно и тренажи, изготовленные с учетом рекомендаций автора здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного [7] и требований ФГОС ДО. Русский ученый, врач и педагог-новатор разработал методики, придуманные самой «матушкой - природой», поэтому их легко применять в образовательной деятельности. Пособие «Экологическое панно» (магнитная картина) для демонстрации самого разнообразного наглядного материала в режиме телесной вертикали.Тренаж «Сенсорно - координаторный» вешается на такой высоте, чтобы ребенок мог дотянуться до него и снять игровой (наглядный материал). Оказывает благоприятное влияние на устранение двигательных расстройств, развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.Тренаж «Зрительно - координаторный» снимает напряжение с глаз, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию. С целью профилактики плоскостопия дети передвигаются по кабинету в носочках по деревянным массажным коврикам.И самое главное, важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их желание и потребности!Таким образом, применение на практике здоровьесберегающих технологий позволяет ребенку не только преодолеть проблемы психофизического и речевого развития, но и успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, а учителю – логопеду повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.Здоровые дети - здоровая нация! Здоровье - первая добродетель. Берегите его и приумножайте! Литература1. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу: Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей/ А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко. - М. АРКТИ, 1999. - 134 с.
  • Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей/ А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128с.
  • Чистякова М.И. Психогимнастика/ М.И. Чистякова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
  • Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В. Емельянов. – СПб.: Лань, 2000. – 190 с.
  • Пак Чжэ Ву. Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009г.
  • Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
  • Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 176с.