Публикации РОЛЬ И МЕСТО ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РОЛЬ И МЕСТО ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Автор: Кошевая Наталия Васильевна

РОЛЬ И МЕСТО ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫОсновополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности знаний, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности . Несмотря на обилие работ по данной теме, само понятие самостоятельная работа трактуется неоднозначно, и до сих пор нет единого общепринятого определения самостоятельной работы.Р.М. Микельсон под самостоятельной работой понимал «выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя» [16, c.28].В своё время это определение подвергалось критике за то, что автор недооценивал внутреннюю сторону самостоятельной работы ученика, которая выражалась в самостоятельной мысли, суждениях и выводах.К.Н. Корнилов попытался раскрыть эту сторону самостоятельной работы. В своём учении он различал два вида самостоятельной работы:1) рассчитанную на деятельность памяти2) рассчитанную на деятельность мышления и творческого воображенияВторой вид, по мнению Корнилова, и являлся «истинно самостоятельной работой»И.Э. Унт называет самостоятельной работой такой способ учебной деятельности, «когда ученику даются учебные задания и руководство для их выполнения, работа проводится без участия, но под руководством учителя, и её выполнение требует от школьников умственного напряжения» [35, c. 108]. Некоторые учёные, например М.А. Данилов, основным критерием самостоятельной работы считают разрешение учащимися познавательных задач, вопросов, проблемных ситуаций. Задача, по словам М.А. Данилова, «побуждает учащихся к самостоятельной работе, служит начальным моментом их мыслительного процесса» [5, c. 17]. Так же определение самостоятельной работы имеется и у Б. П. Есипова: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся к поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий» [7, c. 34]. П.И. Пидкасистый отмечает, что в определении самостоятельной работы должны быть отражены такие признаки, как творчество ученика и единство процессуальной и логико-содержательной сторон самостоятельной деятельности. Он считает, что самостоятельная работа – это такое средство, которое в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче.По определению А.И. Зимней, самостоятельная работа представляется «как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания». А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. [10,с.320]. Как можно судить по приведённым выше примерам, у учёных не существует единства в подходе к данной проблеме определения самостоятельной работы. Они по-разному толкуют это понятие, его структуру и роль учителя.А.В. Конышева, обобщая все вышеприведённые подходы, даёт следующее определение: «Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся с определённой долей самостоятельности, а при необходимости, при частичном руководстве учителя, выполняют различного рода задания, прилагая необходимые для этого умственные усилия и проявляя навыки самоконтроля и самокоррекции». [13, c. 11].Суммируя всё вышесказанное, к основным признакам самостоятельной работы учащихся можно отнести следующие:
  • внешними признаками самостоятельности учащихся при выполнении заданий являются умение планировать свою работу, выполнять задания без непосредственной помощи учителя и оценивать результат своей работы.
  • систематическое осуществление учащимися самоконтроля за результатами своей работы, корректирование и усовершенствование способов её выполнения.
  • наличие познавательной задачи, проблемной ситуации, побуждающей учеников к самостоятельной интеллектуальной деятельности.
  • проявление учащимися самостоятельности и творческой активности при разрешении поставленных перед ними познавательных задач.
  • включение в задания для самостоятельной работы материала, усвоение которого способствовало бы целостному развитию личности учащегося, самообразованию и творчеству