Публикации
"Рисунок "Моя семья"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Рисунок "Моя семья"
Автор: Лисянская Ольга Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Рисунок "Моя семья"
Автор: Лисянская Ольга Викторовна
Лисянская О.В., учитель начальных классов.Рисунок «Моя семья».Работа в начальной школе тесно связана с семьей, с семейными отношениями и ценностями. Каким же образом можно узнать, какой тип воспитания используется в семье ребёнка? Конечно же, существует огромное количество тестов, для выявления типа воспитания. Но ребёнок, который учится в начальной школе не сможет ответить на огромное количество вопросов: он устанет читать, сидеть на одном месте, он не сможет сказать правду, хотя бы потому, что не всегда понимает, что происходит в его семье. Именно для работы с детьми используются проективные методики, в частности, рисуночные тесты. Рисунок – это очень интересный инструмент, и если знать, как им пользоваться, то можно узнать очень много о ребёнке – того, что он сам рассказать не умеет. Исследование особенностей взаимодействия в семьях учащихся начальной школы через анализ детских рисунков по теме «Моя семья» помогает проникнуть в самую глубину подсознания ребенка и понять систему его ценностей. Существует множество методик по этой теме, но сегодня мы остановимся именно на рисунке, ведь рисуя, ученик бессознательно показывает свои интересы, увлечения, страхи и т.д. Хотите глубже заглянуть в душу ребенка и понять, чем он живет, что его беспокоит, о чем мечтает, его восприятие окружающего мира, семьи? Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые. Особые детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и непринимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории».В начальной школе детям часто предлагается выполнить проект под названием "Моя семья", в ходе выполнения которого дети рисуют портреты членов своей семьи, рисуют групповые портреты, рисуют то, как они проводят вместе время. Целью этого проекта является не только знакомство с семьей ученика, но и также осознание школьником своего места в семье, осознание того, какую именно роль он играет в семье.Самым простым рисунком на тему "Моя семья" конечно же окажется портрет семьи, на котором будут показаны мама и папа, может быть братья и сестры, бабушки и дедушки. Ведь все это и есть семья человека.Дети очень любят рисовать. Они рисуют то, что видят, то, что им близко или нравится, и, конечно же, изображают доступными для себя средствами себя и свою семью. Психологи могут определить по таким рисункам очень много важных моментов, например, кого в своей семье ребёнок считает главным, с кем у него более близкие отношения. Рисуя родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр, малыш учится не только передавать окружающий его мир, но и находит самые яркие и красивые, по его мнению, краски и оттенки цветов, чтобы показать самых любимых и родных людей. Достоверная оценка рисунка ребёнка невозможна без принятия во внимание возраста и уровня его развития. Нет смысла ждать кистей рук в рисунках ребёнка 4-х лет, мы может увидеть их в 5, но в 6 они должны быть. Искажённая, неузнаваемая «мазня», которая называется «человек», вполне нормальна в 3 года, но вызывает много вопросов у специалистов, если ребёнок так рисует в 5 лет. В ходе проведения исследования было важно, чтобы у детей были в доступе любые изобразительные средства, а также выбор цветов. Перед началом рисования всем детям дается инструкция: «Нарисуй свою семью», и на все уточняющие вопросы ответ должен быть неизменным: «Как ты сам это себе представляешь». После завершения рисунка стоит попросить детей подписать всех персонажей и обозначить цифрой «1» того, кого они нарисовали первым. При анализе рисунков обращается внимание на: члена семьи, изображённого первым на рисунке; размер персонажей рисунка; наличие преград между членами семьи, например, на наличие рамок или стен; наличие фона; то, где изображён ребёнок относительно других членов семьи и его номер. Анализ полученных результатов позволяет нам сформулировать некоторые выводы об особенностях взаимодействия в семьях учащихся начальных классов. Как правило рисунки детей позволяют сделать следующие выводы:Среди семей учащихся нередко встречаются семьи, где чтят старшее поколение (бабушки, дедушки на рисунке); Папы чаще, чем мамы, являются наиболее значимыми членами семьи, как для мальчиков, так и для девочек; Мальчики чаще изображают себя первыми на рисунке семьи, можно предположить, что, воспитывая мальчиков, родители чаще используют попустительский тип воспитания; Подавляющее большинство детей в своих рисунках используют цвет для изображения членов своих семей, из чего можно сделать вывод о том, что сфера семейных взаимоотношений очень важна для учащихся начальной школы. Мне кажется, что подобные результаты будут интересны как родителям, так и педагогам. Помните, что ребёнок, естественно, ничего не понимает о скрытых смыслах и символах. Он просто рисует, как чувствует. А вы уже можете интерпретировать рисунок, используя методику рисунок «Моя семья».Ребёнок может помочь через свой рисунок заглянуть в его внутренний мир и посмотреть на семью его глазами. Не задавайте слишком много вопросов и уточнений. Просто посмотрите внимательно на рисунок и постарайтесь понять, что чувствует ваш ребёнок. Можете перевернуть лист бумаги и попросить малыша нарисовать рисунок "Семья, которую я хочу" - семью его мечты. Возможно, вы увидите что-то очень важное.Литература:Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов. – Мн.: Соврем. школа, 2007