Публикации "Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом"
Автор: Карманова Ольга Александровна

«Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом»Одной из актуальных проблем на современном этапе развития общества является проблема становления личности. Для современного мира характерны стремительные перемены, поэтому общество диктует новые требования к образованию. В новых условиях оно перестало соответствовать потребностям общества, рынка, мировым стандартам. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития.Разнообразие заказчиков на рынке образовательных услуг порождает вариативность запросов. Поэтому перед образованием стоит задача его модернизации. Модернизация - это обновление и совершенствование действующей системы образования. Необходимо повысить качество образования, выстроить эффективную образовательную систему, которая будет отвечать запросам общества, государства, потребностям личности обучающегося. При этом запрос касается в первую очередь новых универсальных способностей личности и определенных поведенческих моделей. Поэтому акцент делается, прежде всего, на компетентностный подход. При таком подходе результаты образования признаются социально востребованными. Этот подход позволяет внести личностный смысл в образовательный процесс. Таким образом, идет речь об изменении организации содержания образования и изменении способов оценки качества образования. Школа для ребенка является одним из первых институтов первичной социализации. Опыт полученный в ней помогает осваивать законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов. Передача знаний происходит не только на уроках и классных часах, но и в ходе общения со всеми участниками образовательного процесса.В школу дети приходят уже с сформированными установками и ценностями, определенными нормами поведения и ответственности. Одновременно, выполняя разные социальные роли, они занимают в каждой из них разное положение, в зависимости от взаимоотношений с другими членами группы. Для того чтобы проанализировать степень включения индивида в различные группы, а также положение, которое он занимает в каждой из них используются понятия социального статуса и социальной роли.Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе. Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. В процессе социализации принимает участие, все окружающее индивида: семья, сверстники, одноклассники, СМИ и др. Но главную в социализации личности играет семья. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается, как правило, беспрекословное подчинение взрослым. Возникает вопрос: может ли такая личность быть социально успешной? Конечно - нет.Таким образом, жизненно необходимым является создание для учеников условий проживания реалий окружающей действительности в школьном возрасте, необходимо предоставить им право выбора.  Школа, как институт социализации, выполняет две социально-психологические задачи: усвоение учащимися нормативного поведения и построение собственной позиции и своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям. Именно эти две взаимосвязанные позиции отражают процесс вхождения ученика в общество. Резко усложняется в настоящее время функционирование подросткового социума, что актуализирует необходимость решения данного вопроса.Проблемы, которые проявляются в обществе, проявляются и в школе.Поэтому среди ключевых компетентностей выпускника школы выделяется социальная направленность, которая является одной из приоритетных в образовательной политике.В связи с тем, что у подростков не достаточного жизненного опыта, они совершают необдуманные поступки. В такой ситуации им нужна помощь из вне. Необходимо научить молодое поколение критически принимать информацию, принимать независимые взвешенные решения, формировать навыки поведения, проводить время от времени объективный самоанализ собственных действий и ситуаций. Литература:
  • Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Автореф. дис… канд. психол. наук. – М., 1985. – 19 с.
  • Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации / М.А. Бочарникова // Начальная школа. - 2009. - №3. - С. 86-92.
  • Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  • Рубинштейн С.Л. Проблема развития в психологии // Основы общей психологии.– М., 1989. - Т.1. – С. 106-115.
  • Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976. – С. 253-381.
  • Щерабакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. - 2008. - №10. - С. 39-41.