Публикации
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИ
Автор: Романова Алёна Леонидовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИ
Автор: Романова Алёна Леонидовна
А. Л. Романова МБОУ «СОШ №6», г.БратскЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИЧтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым. Жан Жак РуссоВ уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Проблема здорового поколения с каждым годом становится все более и более актуальной. Сегодня общество окончательно убедилось в том, что молодые люди постепенно теряют интерес к самим себе, к своему развитию, к своей судьбе и жизни в целом. Они не всегда задумываются о своем здоровье даже тогда, когда болеют и не серьезно относятся к любым внезапным проявлениям того или иного недуга.Формирование установки на здоровье, как источника социально-экономического благополучия в системе рыночных отношений, выступает важным направлением социальной политики в охране здоровья. В современном мире это уже проблема не только медицинская, социальная, но и педагогическая, решение которой требует интеграции фундаментальных знаний и междисциплинарных исследований. В «Национальной доктрине развития образования», в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» отмечается, что сегодня приоритетной задачей системы образования в нашей стране, является воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как наивысшей социальной ценности; формирование высокого уровня здоровья детей и подростков во всех его аспектах – духовном, психическом и физическом. Эти задачи получили отражение в новых федеральных государственных стандартах образования. В комплексных гуманитарных и естественнонаучных исследованиях здоровье рассматривается как самостоятельный образовательный продукт, так как оно является целью и результатом образования (в соответствии ФГОС).О том, что школа подрывает здоровье детей, говорили еще в прошлом веке, когда родители были относительно здоровы, когда люди дышали чистым воздухом, ели натуральную пищу, пили чистую воду, когда школьные программы не были так перегружены.Сегодня в век технического прогресса школа продолжает наращивать объем и интенсивность информационных потоков, уходя от проблемы самочувствия, психической и физической переносимости детьми этих нагрузок. Тревожат статистические данные Минздрава РФ:- из каждой тысячи новорожденных - 800-900 уже имеют врожденные порокиразвития, а к концу школьного обучения эти показатели возрастают;- лишь 5 % выпускников являются практически здоровыми;- 80 % учащихся школ имеют хронические заболевания.Критическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, получила название «Русский крест» (если наложить друг на друга графики смертности и рождаемости, то получается фигура креста).Специалисты называют целый ряд причин, приведших русский народ к деградации, но самым главным «похитителем здоровья» оказалась школа. Непосильная многим учащимся нагрузка, неподвижность детей во время занятий, необходимость находиться по несколько часов в день в замкнутом помещении, построение образовательного процесса без учета уровня развития учащихся - вот только некоторые из причин, позволяющих судить о школе подобным образом.Следовательно: здоровье - проблема педагогическая. В связи с этим, на мой взгляд, школа остро нуждается в технологиях, учитывающих особенности психического развития личности в разные возрастные периоды, технологиях, помогающих преодолеть негативное влияние школьного обучения на здоровье ребенка, то есть в здоровьесберегающих технологиях.Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости, как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учащихся.Их применение даёт возможность:осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;- достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;- осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;- организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.Здоровьесберегающее обучение и воспитание детей предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующихся на психолого-педагогических и медико-экологических основах, направленных на сохранение духовного, интеллектуального и физического благополучия учащихся.Предмет химии неразрывно связан с жизнедеятельностью человека. На уроках химии необходимо и очень важно формировать взгляды учащихся на здоровый образ жизни. Работа учителя должна быть направлена на отказ учащихся от разрушителей здоровья: курение, употребление спиртных напитков, психотропных и наркотических средств, а так же употребления продуктов питания средств бытовой химии содержащих токсины и яды. Нужно учить детей не только правильно питаться, но и правильно применять средства бытовой химии, косметику и парфюмерию, состав и влияние на организм зачастую нам бывают неизвестны. Таким образом, знакомство учащихся с веществами их химическими, физическими и биохимическими свойствами и составом, это необходимый и важный процесс в формировании у детей стремления к здоровому образу жизни.Немало важную роль в сбережении здоровья детей имеет процесс правильного использования на уроках химии применяемого для демонстрации опытов и анализов химической посуды и оборудования, наглядных пособий и образцов. Оптимальное их применение в учебном процессе дает возможность снизить учебную нагрузку и теоретический материал сделать более аргументированным и полезным в повседневной жизни.В здоровьесберегающих технологиях большое место отводится игровым урокам, которые способствуют повышению мотивации и активизации учебной деятельности учащихся.Одним из эффективных методов эдоровьесбережения и формирования знаний у учащихся по курсу химии, это решение задач направленных на здоровый образ жизни. Решая такие задачи, учащиеся невольно становятся сопричастны к проблеме формирования здорового образа жизни. В задачи по курсу химии целесообразно и необходимо включать следующие проблемы- влияние некоторых неорганических веществ и органических соединений на здоровье человека и окружающую среду;- влияние отходов промышленной переработки и химической промышленности на все живое;- состав пищевых продуктов и влияние ингредиентов пищи на здоровье людей;- применение бытовых химических средств в повседневной жизни, их влияние на природу и здоровье человека. Для решения проблемы переутомления учащихся на уроках предлагаются разные по сложности задания, дифференцируется время на их выполнение. Особое значение имеют уроки-экскурсии, уроки практикумы, где важными целями являются уменьшение психологической нагрузки на ученика, двигательная активность учащихся.Проведение физкультминуток решает следующие задачи: - Уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной позы; - Активизация внимания и повышения способности к восприятию учебного материала; - Эмоциональное встряска учащихся. В состав упражнений физкультминуток обязательно включаются упражнения по формированию осанки, укрепления зрения и упражнения направленные на выработку рационального дыхания. Продолжительность физкультминуток 2-3 минуты. Они обязательно на третьем и последующих уроках.Любые методики обучения и воспитания можно отнести к здоровьеберегающим, если их систематическое использование не приводит к снижению здоровья и заболеваемости, способствует профилактике заболеваний, воспитанию культуры здоровья. Но разумеется, одними здоровьесберегающими технологиями вопрос о сохранении и укреплении здоровья не решить. Необходима целенаправленная работа по формированию ценности здоровья в структуре личности ученика.Литература1. Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение», №8 (15), декабрь, 2007.2. Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 36 с.3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2012.4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРТИ, 2003. -272 с.5. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н / Дону: Феникс, 2007. - 285 с.6. «Здоровье – дело не только личное, но и общественное», ПОРТФОЛИО №1, 2011 год, рубрика «Педагогические технологии»7. Научно – методический журнал «Классный руководитель» №6 М.,20138. Журнал «Народное образование» М., №9 20069. Интернет «Здоровьесберегающие технологии», http\\bankrabot.Com\\wolk – 62709. Html & similar = 1, 201310. Корешкова Г.Г. «Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках химии» (Методические рекомендации), Уссурийск 2013