Публикации ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Солодченко Наталья Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВСолодченко Наталья Николаевна, воспитатель ГБОУ «Школа No 508», г. Москва Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у дошкольников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края – все это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию дошкольников. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтомузабота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейшей составляющей окружающего мира. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Каждому человеку необходимо знать о своем доме, а наш большой дом – Земля и жить на ней нужно так, чтобы никому не было плохо от твоего общения с окружающей природой. Необходимо воспитывать природой. Необходимо воспитывать интерес к природе. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания мною совместно с детьми и родителями был разработан и успешно реализован проект «Эколята». В рамках данного проекта было проведено две беседы познавательного содержания по темам «Что такое природа», «Вода - источник жизни и здоровья», две проблемные ситуации «Как ухаживать за комнатными растениями», «Посадка семян моркови» - труд в уголке природы, два наблюдения «Деревья на нашем участке», «За ростом лука» - «Огород на подоконнике», две игровые образовательные ситуации «Лекарственные растения» - по ознакомлению с окружающим миром, - порисованию. Вся работа сопровождалась чтение стихов, сказок, рассказов, загадыванием загадок, рассматриванием картин, иллюстраций, мультимедийных презентаций экологического содержания. Также проводились наблюдения за деревьями на участке, растениями уголка природы. Все участники образовательного процесса активно включились в познавательную, исследовательскую и художественно-творческую деятельность. Вместе с детьми мы изготовили календарь наблюдений за ростом лука и моркови. Каждый день дети наблюдали за тем, что происходит с растениями, отмечали изменения. После выходных «бежали», что первым увидеть появившиеся ростки и потом всем вместе поставить отметку в календарь. Родители оказались активными участниками образовательного процесса. Узнав о теме, с которой знакомятся их дети они стали приносить фотографии своих комнатных цветов. Их оказалось столько, что вместе с детьми мы решили сделать альбом «Наши комнатные растения». Я подобрала для каждого цветка его описание, условия роста, полива и размножения. Так в группе появилось целое Энциклопедическое пособие. Для ознакомления с художественными произведениями мною была оформлена выставка книг на экологическую тематику. Завершающим этапом работы в рамках проекта «Эколята» стала викторина «Знатоки природы». Я подобрала вопросы для викторины, изготовила необходимый наглядный материал - карточки с заданиями. Завершая работу над проектом, я сделала вывод о том, что в процессе общения с природой: растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице, у ребенка формируется отношение к природе, умение видеть прекрасное. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев, что – то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить её на клумбу. А осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд. Экологическое воспитание строится на усвоение детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния, деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную среду. Литература:1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1993. - 255 с. 2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2005. - 272 с. 3. Киреева Л.Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2020. 4. Экологические проекты в детском саду / Масленникова О.М., Филиппенко. А.А. – Волгоград: Учитель, 2020.- 232 с.