Публикации Обобщение опыта по самообразованию. Тема: "Коррекционная работа на уроках истории"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение опыта по самообразованию. Тема: "Коррекционная работа на уроках истории"
Автор: Воронина Наталья Владимировна

Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №5»Обобщение опыта по самообразованию «Коррекционная работа на уроках истории»Воронина Наталья Владимировнаучитель истории 89143124640e-mail voronina.natka2010@yandex.ruг. Николаевска-на-Амуре 2021Содержание
  • Актуальность опыта
  • Теоретическая часть
  • 2.1.. Проблема коррекционно-развивающего обучения в школеи подходы к её решению.2.2. Общепризнанные коррекционно-развивающие формы и средства активизации познавательных способностей обучающихся
  • Внедрение новых информационных технологий
  • 3.Практическая часть4. ЗаключениеСписок литературы
  • Актуальность опыта
  • Главным направлением современной школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Проблемы образования детей с ОВЗ сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных и общеобразовательных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет.Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.Ведущая идея опыта: Создание для детей с ограниченными возможностями здоровья условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.Цель: апробирование методики коррекционно-развивающего обучения истории в школе. Задачи:- развитие речи.- развитие памяти и внимания;-формирование учебных умений и навыков; - индивидуализация обучения с учётом состояния здоровья; - формирование приемов умственной работы;Становление опыта, с позиции педагогической теории: 1. Определение наиболее актуальной проблемы в профессиональной деятельности. 2. Изучение методической литературы, опыта других педагогов с целью, узнать направления и принципы Коррекционной работы на уроках истории . 3. Отбор наиболее эффективных форм и средств коррекционной работы, с целью использования их, при обучении истории, применяемые для учащихся с ЗПР. 4. Вывод о целесообразности использования в коррекционно-развивающей работе различных форм, методов и направлений на уроках.Объект исследования – учебное занятие по историиПредмет изучения – подбор коррекционных заданий, способствующих активации основных познавательных способностей (речи, памяти, внимания, мышления).Длительность работы над опытом – 4 годаЭтапы и задачи опыта
  • Установочный. Обозначить для себя проблему, которая является наиболее актуальной в моей профессиональной деятельности.
  • Проблема – это сниженное развитие познавательных способностей на уроках истории.
  • Ознакомительный. Изучить методическую литературу, используемую в коррекционно-развивающей работе различных форм, методов и направлений на уроках истории.
  • Накопительный. Сделать вывод о целесообразности использования коррекционных методов с целью повышения познавательных способностей на уроках истории.
  • Обобщающий. Отобрать наиболее эффективные формы и средства работы, применяемые для учащихся ЗПР, с целью использования их при обучении истории.
  • Теоретическая часть
  • 2.1. Проблема коррекционно-развивающего обучения в школе и подходы к её решению.Урок был и остается основной классической формой передачи знаний. Особое внимание авторов методической литературы уделяется коррекционно-развивающему обучению в школе для детей с ЗПР, которое призвано обеспечить всем категориям проблемных учащихся адекватные их особенностям условия обучения и воспитания, позволяющие предупредить затруднения, возникающие у школьников в освоении программ, и в целом дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.В качестве условий преодоления школьных трудностей учащихся рассматриваются дифференциация и индивидуализация обучения, применение методов стимулирования, организация групповой работы, личностно-ориентированный подход и т.д. при этом организация коррекционно-развивающего обучения выделяется рядом исследователей в качестве необходимого условия преодоления отставания в учении и отклонений в поведении.Практика обучения детей с ЗПР показала, что при систематическом использовании коррекционных упражнений на уроках дает положительные результаты в будущем. 2.2. Общепризнанные коррекционно-развивающие формы и средства активизации познавательных способностей обучающихсяНа каждом уроке истории веду работу над коррекцией основных познавательных способностей (речь, память, внимание, мышление). Делаю это при помощи различных заданий. Речь. Для того чтобы формировать у учащихся речь, применяю различные виды пересказов. В 5 классе на уроке по теме «Открытия и изобретения древних охотников» ребята должны по опорным словам (копье, мамонт, яма, община, лук и стрелы, охота) составить рассказ о том, как охотились древние люди. Так же я в своей работе я использую задания, которые предусматривают рассказ учителя по схеме, а затем по такой же схеме, но с пропущенными словами, ученик должен составить связный рассказ. Память. Для развития памяти учащихся, применяю различные тестовые задания (как письменные, так и у доски), задания на составление сравнительных таблиц, на соотнесение дат и событий или словарных слов с определениями. Иногда, при повторении пройденного материала, использую словарные диктанты или диктанты по датам. Кроме этого применяю биографические задачи, когда читаю ребятам отрывок о каком-либо историческом деятеле, а они должны его назвать. К тому же довольно хорошо развивают память задания, в которых дан текст с пропущенными буквами. Иногда развиваю память и внимание при помощи показа видеофильмов, а после просмотра и разбора всей темы, составляют рассказ. После просмотра отрывка из фильма «Александр Невский», ребятам нужно рассказать, как были вооружены русские воины, а как рыцари; а также, почему в этой битве победу одержали именно русские дружинники. Внимание. Данную познавательную способность корригирую при помощи различных заданий у карты. Так ведя урок в 6 классе по теме «Героическая борьба русских людей против монголо-татар», а в 5 классе по темам Египет, Древний Китай и т.д. рассказываю материал и говорю, чтобы дети внимательно следили за моим показом на карте. А после рассказа, уже они выходят к доске и показывают то, что показывала я. Также на развитие внимания направлены задания, где ученикам нужно сравнить схемы, иллюстрации или карты и т.д., например, изучая в 5 классе тему «Древняя Спарта», учащиеся должны заполнить сравнительную таблицу, состоящую из двух столбцов «Спарта и Афины» по критериям: место расположения, управление, занятие, жители. После заполнения сделать вывод. Для лучшего понимания, чем отличаются историческая карта от географической, обе вывешиваются на доску, а ученики их сравнивают (7 класс, тема «Историческая карта»). На повторительно-обобщающем уроке в 7 классе по разделу «Борьба Руси с иноземными завоевателями» на доске представлены иллюстрации «Вооружение русских воинов», «Вооружение монголо-татар», «Вооружение рыцарей-крестоносцев». Ребятам также нужно их сравнить. Мышление. На уроке по теме «Распад Киевской Руси» (6 класс) вначале ставлю перед учащимися проблемный вопрос: - Почему на карте «Русские княжества в XII-начале XIII века» наше государство окрашено в разные цвета? Хорошо развивает мышление и внимание задание «Текст с ошибками», когда ученикам нужно исправить в отрывке ошибки, чтобы получился правильный текст. Такое задание применялось мною, например, при изучении темы «Создание тайных обществ в России» (9 класс). А, например, при первичном закреплении темы «Смутное время» (8 класс), ребята составляют кластер из ниже приведенных понятий, который характеризуют понятие Смутное время: самозванцы, праздник, голод, достаток, восстания и т.д. Таким образом, на уроках истории ведется обширная работа по коррекции основных познавательных способностей детей с ОВЗ (память, речь, внимание и мышление).В моей копилке есть коррекционные упражнения, которые еще не использовались на уроках истории в 5-9 классе.Мозговая гимнастика«Ленивые восьмерки».Упражнение активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.РазминкаВключение ребенка в работу, подготовка его к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции.«Подумай, отгадай, громко отвечай!»Какое сегодня число?Месяц?День недели?Время года?На какой сигнал светофора надо переходить улицу?Т – согласный, а – О?Сколько хвостов у двух ослов?Как называется полосатая африканская лошадь?Назовите последний день недели...В шахте трудится? (шахтер)В жаркой кузнице? (кузнец)Кто все знает? (молодец).Что нам позволяет сохранять и запоминать так много интересной информации? (Ответ ребенка: Внимание, память)Зачем внимание и память необходимы ученику?Нужно ли их тренировать?Как вы думаете, а чем мы тогда будем с вами заниматься?1.ВНИМАТЕЛЬНОСТЬИсто́рия (др.-греч. ἱστορία) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.Н АЙДИ СЛОВОААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААИААААААААААААААААААААААААААААААААААСААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААТААААААААААААААОАААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААРААААААААААААААААААИААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААЯАААААААААААААУпражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.Выбирается ведущий, который называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки, летают. Если не летают – руки у детей опущены, замирают. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживать и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет (чайка, шарф, воздушный шар, парта, сова, акула, книга, самолёт, кошка, пончик, вертолёт, ель) «ПОКОРЧИМ РОЖИЦЫ» - картинки исторических деятелейУпражнение на развитие памяти: «Опиши ребят».Обучающемуся нужно внимательно рассмотреть детей на картинке и описать настроение каждого из них. «Как можно запомнить то, что увидел?».«Для этого необходимо:охватить все количество предметов, стараясь их сосчитать,разбить эти предметы на группы, придумав название каждой из групп (обобщающее слово),представить расположения каждой группы предметов в виде каких-либо фигур, прикинуть, чтобы общее количество предметов во всех группах после подсчета совпало с количеством всех предметов».Упражнение на память «Запомните предметы».Сейчас, вам представлено 15 предметов, буквально на 1 минуту. Вам необходимо запомнить всё то, что вы увидите. На листочках, необходимо записать все те предметы, которые вы увидели на экране, желательно на тех же местах, в порядке их расположения.Листочек перевернули…Сейчас я вам покажу ещё раз эту картинку, но на более коротких срок (20 секунд).Вы берете опять ваш рабочий листок, и вносите те, изменения которые вам необходимы (где-то дописываете, где-то исправляете ошибки.) Работа выполняется самостоятельно, затем ученики меняются листочками и карандашами исправляют друг у друга ошибки,2.3.Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к истории, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий и мультимедийных средств. Можно выделить как наиболее важные следующие изменения в современной школе:Массовое распространение цифровых информационных технологий; Изменение требований, предъявляемых к современному подрастающему поколению; Изменение характера взаимодействий между школой и семьей, обществом и государством, учителем и учеником; Огромная скорость увеличения объема информации и как следствие необходимость ее дифференцирования.Существует несколько основных форм применения ИКТ на уроках истории:- Использование огромной информационной базы в учебном процессе. - Применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.- Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.«Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Использование мультимедийных презентаций и видеофрагментов в ходе занятия включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи педагога и ребёнка. На уроках истории важно создать атмосферу интереса к знаниям. В России, например, по инициативе Министерства Образования формируется Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на основании списка потребностей системы образования в цифровых образовательных ресурсах. В ходе урока ИКТ можно использовать как на всех этапах учебного процесса, так и лишь на некоторых из них. Мне в учебном процессе, наиболее часто удается использовать такие элементы ИКТ, как электронные учебники, электронные энциклопедии, образовательные ресурсы Интернета, диски с фильмами и иллюстрациями, электронные пособия, презентации, демонстрируемые с помощью мультимедийного проектора. Компьютер можно использовать на разных этапах обучения:- как источник учебной информации при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного, - как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков, - как наглядное пособие качественно нового уровня для организации активной учебно-познавательной деятельности, - как индивидуальное информационное пространство для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы, - как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений.Наличие электронных тренажеров, а также огромная база из традиционных тестовых заданий позволяют добиться самых высоких результатов. Конечно же, опытные педагоги могут добиваться серьезных успехов в обучении и воспитании, опираясь на своё умение владеть вниманием аудитории вербально. Но никто не будет отрицать следующего — современный человек должен не только хорошо ориентироваться в мировом информационном пространстве, но и быть активным участником его разнообразных процессов. В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ, которые я использую на уроках:- учебные - тренажеры - контролирующие - демонстрационные - справочно-информационные Для меня, как учителя, который начинает осваивать компьютерные технологии важно знать все разнообразие информационных ресурсов для правильного их отбора для реализации конкретной учебной задачи.Применение информационных технологий на уроках истории не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся, повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, дает возможность увидеть ожившие исторические события и их героев, развивает мышление и творческие способности.3.Практическая частьИсследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности находки в передовом опыте учителей, я пришла к выводу, что для коррекционной работы на уроках, необходимо использовать современные технологии, но при этом не забывая о традиционных формах и средствах, которые апробированы и проверены десятилетиями. Урок был и остается основной классической формой передачи знаний. Я старалась подготовить и построить урок так, чтобы он вызывал интерес у учащихся. В начале урока, традиционно, перед учащимися ставиться конкретная цель и информация: что мы узнаем на уроке. Очень большой интерес у учащихся вызывает эффект неожиданности или удивления, если начать урок не с традиционной формы объявления темы, а с загадки, эпиграфа, выполнения задания и т.д. Опыт работы показывает, что ярко поданный материал прочно запечатлевается в сознании учащихся.При изучении нового материала часто возникал вопрос «Как лучше подать материал? Как сделать, чтобы ученики принимали участие не в роле слушателя, а активное участие в процессе»? При работе с текстом я стараюсь применять игровые моменты, включая самостоятельную работу: «Самое главное», «Опорные сигналы», «Рассказ по шпаргалке», «Лучший вопрос». Такие задания дают возможность учащимся активно включаться в учебный процесс, вырабатываются навыки работы с текстом: осмысление, анализ, выделение главного, умение делать вывод. Бывает, что такие задания вызывают трудности у учащихся, непонимание, чего от них требуют. Важно в такие моменты поддержать их, терпеливо объяснить, привести пример, придать уверенности в собственных силах.При закреплении знаний учащиеся с удовольствием играют в «Конкурс эрудитов», «Исторический диктант», «Третий лишний», решение кроссвордов, игра «Самый-самый». Такие формы носят ненавязчивый характер, но у учащихся пробуждается живой интерес, дух соперничества, стремление к первенству. В таких формах лучший эффект дает работа в группах.Проверка знаний часто проводится в виде тестов. У меня имеется накопленный за несколько лет учебно-методический материал, с учетом психических особенностей обучающихся. Учащиеся хорошо знакомы с этим видом проверки и неплохо с ним справляются. Не забываю про письменные работы, чтобы учащиеся учились кратко излагать свои мысли. В качестве дополнения использую нетрадиционные виды проверки: викторины, конкурсы, исторические диктанты. Коррекционной работой на уроках истории, являются разнообразные игры например: 1. Игра "Исторический портрет".В ней принимают участие 2 команды. Первая - составляет портрет исторического лица, используя известные факты, но в то же время, стараясь запутать соперников. Другая команда должна узнать загаданное лицо. Дети должны обращать внимание на определенные детали, которые характерны для той или иной исторической личности. Если периодически проводить подобные игры, то дети постепенно будут приучать себя обращать внимание на детали тех или иных событий, личностей и т.д.2. Игра «Лови ошибку»Суть игры заключается в том, что учащимся предлагается текст, в котором заранее исправлены некоторые понятия, персоналии и даты на заведомо ложные. Дети должны найти ошибки и озвучить их.Такая игра позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию.3. Игра «Снежный ком»Суть игры заключается в том, что учитель дает задание: назвать как можно больше слов на заданную тему. Учащиеся должны внимательно следить, какие слова еще не назвали для того, чтобы не повторяться, потому что иначе ответ не будет засчитан как верный.4. Игра «Четвертый лишний» (на развитие образно-логического мышления и речи).Детям предъявляются четыре картинки, три из которых имеют обобщающий признак, а четвертая не подходит под этот признак, и ребенку нужно ее исключить.5. Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках истории можно использовать различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, так и готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет.6. Очень увлекательно и эффективно использовать на уроках истории для детей с ОВЗ, интерактивные игры-викторины, игры на отгадывание исторической личности по ее описанию, нахождение картинок, относящихся к изучаемому периоду истории, составление плана экскурсии по достопримечательностям Древней Греции или Древнего Рима и т.д. 4. ЗаключениеВ методике истории я продолжаю разрабатывать вопрос о коррекционной работе на уроках истории, т.к. работаю в специализированной школе. Использование методической литературы и Интернет-ресурсов дает огромную возможность использовать разнообразный материал, избирать его с учетом психических особенностей учащихся и пополнять свою дидактическую «копилку». Важно во всем многообразии форм коррекционных заданий отобрать наиболее эффективные, учитывая индивидуальные особенности учащихся нашей школы. На уроке непременно должен осуществляться дифференцированный подход к каждому ученику с ОВЗ. Уровень заданий, которые предлагает учитель ребёнку, не должен выходить за рамки возможностей ученика, но и не должен быть излишне упрощённым. Должно осуществляться наблюдение за динамикой развития умений и навыков учащихся с тем, чтобы постепенно вводить новые задания, продвигаться от простого к более сложному. Анализ показал, что:1.Целесообразно использование традиционных форм и средств обучения, которые и на сегодняшний день остаются актуальными.2.Воспитание современного человека невозможно одними традиционными методами и приемами без всестороннего использования информационно-коммуникационных технологий.За последние 4 года интерес к истории у учащихся возрос, о чем говорят повышение качества знаний у учащихся. Учащиеся нашей школы участвуют на различных конкурсах и олимпиадах по истории, где занимают призовые места.Показателем проявления интереса к истории является фактор повышения качества знаний по истории. В последнее время повысили активность учащиеся, которые раньше на уроках были безучастны. Список литературы
  • Л.В. Годовникова «Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе» под научной редакцией И.Ф. Исаева. Белгород 2005г.
  • Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. 1989
  • Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей с речевым недоразвитием. М.,ТЦ Сфера,2003.
  • Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. С-Петербург, Речь, 200г.
  • Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Ярославль, Академия развития, 2001.
  • Никишина И.В. Статья Технология методической поддержки как моя педагогическая технология. Волгоград, 2014.
  • Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационнопедагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно развивающего обучения.-М.:ВЛАДОС,1999.