Публикации "Актуальные проблемы оптимизации технических навыков в обучении музыканта исполнителя"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Актуальные проблемы оптимизации технических навыков в обучении музыканта исполнителя"
Автор: Чайкина Елена Александровна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ГОРОДА ЗВЕРЕВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАДна тему: «Актуальные проблемы оптимизации технических навыков в обучении музыканта исполнителя» Составитель: преподаватель ДШИ Чайкина Е.А. Декабрь 2021Один из актуальных вопросов музыкальной педагогики, волнующих педагогов-музыкантов, - это вопрос о воспитании технических навыков учащихся. Он в равной степени актуален на разных стадиях обучения будущих музыкантов.Игра на музыкальном инструменте представляет собой один из сложнейших видов человеческой деятельности, который требует для своей реализации высокой степени личностного развития в целом, отлаженной работы психических процессов - воли, внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения и безупречной согласованности тонких физических движений. Высокого художественного результата невозможно достигнуть, если учащийся не владеет техникой игровых движений, через которые он и предает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства.Скрипичное исполнительство - искусство практическое, требующее определенных технических навыков. Поэтому культура работы над техникой относится к наиболее важным вопросам методики обучения игре на скрипке, так как профессиональное вычленение технических компонентов игры необходимо сочетать с профессиональным охватом процесса в целом. Развитие скрипичных данных, накопление технических средств исполнения неразрывно связано с развитием слуха и музыкального понимания произведения.Понятие «скрипичная техника» не сводится к понятию быстрой, ловкой и громкой игры. Данное понятие гораздо шире, объемнее, так как техника, по сути, есть техника художественного выражения. Она включает в себя не только быстроту и ловкость, которые сами по себе являются немаловажными предпосылками хорошей техники, но и ритм исполнения, динамику, артикуляцию и т.д.Говоря о развитии технических навыков у учащихся, мы имеем в виду ту сумму знаний, умений, навыков, приемов игры на скрипке, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. «Техника без музыкальной воли - это способность без цели, а, становясь самоцелью, она никак не может служить искусству», - писал Иосиф Гофман, один из крупнейших пианистов.Из этого высказывания следует, что техника - это сумма средств, позволяющих передать музыкальное содержание, а всякой технической работе должна предшествовать работа над пониманием этого содержания.Скрипач должен представить себе внутренним слухом то, к чему он будет стремиться, должен как бы «увидеть» произведение и целом и в деталях, почувствовать, понять его стилистические особенности, характер, темп и прочее. Контуры исполнительского смысла уже с самого начала указывают главное направленно технической работы.Техника нужна во всяком искусстве. Скрипичное исполнительство не представляет исключения. Техника, многие ее виды настолько сложны, что без специальной многолетней работы овладеть ею невозможно. Эта работа начинается с момента первого знакомства с инструментом и продолжается у музыкантов всю жизнь. Не случайно учиться на скрипке издавна принято с раннего детства, с 5-7-летнего возраста, что в первую очередь связано с трудностями развития и приобретения технических навыков.Повседневная работа над развитием технических навыков влияет на исполнительский замысел. Она помогает глубже понять изучаемое произведение, конкретизирует, улучшает, уточняет первоначальное представление о нем.Соотношение музыкальных и технических задач в работе ученика, их последовательность можно сформулировать следующим образом: от понимания музыки к технической работе, и затем в процессе технической работы - к более высокому пониманию музыки. В тех случаях, когда изучаемую пьесу удается довести до хорошего уровня исполнения, эти две, так ясно различимые вначале, стороны работы ученика сливаются в единый исполнительский процесс.Работа по развитию технических навыков у учащихся должна строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Она должна быть посильной и последовательной и строиться на основе принципа наглядности, в данном случае - на основе показа педагогом игры на скрипке.Любая педагогическая деятельность, как известно, начинается с цели. Поставленная цель развития у учащихся технических навыков заставляет задуматься о том, где и когда воспитываемые у учащегося качества будут востребованы. Эта цель рождает идеи о путях ее достижения на уроках в школе и в домашних занятиях ученика.На уроках в школе при работе над техническими трудностями конкретных произведений можно использовать следующие методические приемы:· объяснение;· устный разбор произведения;· показ педагога;· ввод словосочетаний и фраз под музыку;· сопоставление речевых соединений;· аннотация к исполнению произведения;· анализ технической структуры музыкального произведения (пассажей и др.);· связывание группировок в пассажах;· графическое изображение пассажей;· проигрывание арпеджио в разных темпах;· слушание музыкальных отрывков.Приведем примеры работы над техническими трудностями на конкретных произведениях.Этюды. Систематическое прохождение этюдов необходимо для успешного развития ученика. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типических исполнительских трудностей и что они сочетают специально технические задачи с задачами музыкальными. Тем самым использование этюдов создает предпосылки для плодотворной работы над техникой.Чтобы извлечь из этюда максимальную пользу, важно обратить внимание не только на чисто технические задачи, но и на возможно более тщательную музыкальную отделку произведения. Надо помнить, что работа над хорошим качеством звучания, над фразировкой даже в самых элементарных технических фигурах, воспроизведение всех деталей голосоведения - все это в большой степени способствует успешному преодолению технических трудностей. Ученик должен проникнуться мыслью, что достижение нужной беглости в этюде, как и в любой пьесе - не цель, а лишь средство для выразительного, красивого исполнения сочинения.Большое значение имеет систематичность и последовательность в изучении этюдов. Они эффективно служат учащимся для развития технических навыков. Многие этюды отлично «тонизируют» руки, развивают гибкость и эластичность межкостных ладонных мышц. Это те произведения, фактура которых требует попеременно то собранного, то раскрытого положения ладони: в пассажах таких этюдов происходит частая смена широкого расположения интервалов на тесное.Специальное назначение этюдов вызывает необходимость особо пристального внимания к разрешению имеющихся в них технических трудностей. Для того, чтобы эта работа велась более осознанно, ученику важно составить о них вполне ясное представление. Поэтому при знакомстве с новым этюдом, помимо обычного разбора нотного текста, полезно проделать разбор специально технический - выяснить характерные, с этой точки зрения, особенности его фактуры.Работа над этюдами позволяет воспитывать у учащегося точные ритмические навыки, метроритмическую организованность. Четкая равномерная пульсация обуславливает столь же четкие двигательные представления и, в частности, пальцевую ровность. Этюды не только содержат материал для технического совершенствования, но и ставят перед учащимися разнообразные и артикуляционные задачи. Слуховой контроль ученика имеет принципиально важное значение при работе над ними. Поставленная в том или ином этюде технологическая задача может быть решена лишь при условии, что слуховое внимание будет активизировано. Работа над этюдами - это не только упражнения для развития кисти, пальцев - это физическая тренировка для достижения выносливости всего аппарата, укрепления пальцев. Эта работа вырабатывает у ученика чувство ритма, динамика, хорошее ощущение клавиатуры, ровный звук, певучесть. Накопление технического материала необходимо для передачи содержания произведения. Другими словами можно сказать, что работа над этюдами воспитывает внимание к тексту и качеству звучания, к опоре, слуховому контролю, а это есть главные принципы в организации рук и технических навыков.Выбираем аппликатуру с учетом следующих технических условий:- удобное распределение пальцев в пределах позиций - объединение в одной позиции большого числа пальцев;- пластичность движения, связывающего позиции;- стремление избегать резких поворотов руки.Технические упражнения, например Шрадика. С тех пор как существует искусство скрипичной игры, технические упражнения в том или ином виде применяются в процессе обучения и совершенствования. Они далеко не одинаковы по своим достоинствам. Наряду с упражнениями, в которых технически полезное органически сочетается с музыкально значительным, нередко встречаются и такие, которые преследуют узко технические цели.Говоря словами Ф. Листа, «упражняться» - это значит анализировать, обдумывать и изучать, приходить к принципам. Внимание учащегося все время должно быть сконцентрировано на звуке, линии и ритме. Особенно важно постоянно следить за качеством туше, вырабатывая в процессе упражнения ровный, певучий и в то же время достаточно разнообразный по колориту звук.Думать надо не только об ударе пальца, но и о его подъеме. Никогда не следует напрягать руку, которая должна оставаться свободной от плеча до кончиков пальцев. Упражняться можно в разных темпах; не всем обязательно начинать с медленного темпа. Однако к медленной игре следует время от времени возвращаться; медленная игра - необходимое «профилактическое» условие всякого упражнения.Цель упражнений - добиться ровного и точного исполнения. Работа должна проводиться сознательно с пониманием анатомии трудности. Для достижения цели проводится долгая и упорная тренировка, это помогает осуществить художественное намерение, верно передать звуковой образ музыкального произведения.По-разному происходит развитие ученика. На различных этапах обучения на первый план выдвигаются перед ним различные задачи. Как бы далеко от музыки не уводила ученика необходимость учить медленно, крепко, он всегда должен иметь перед собой музыкальный идеал.Не терять идеал из виду; всегда стремиться к содержательному исполнению - вот основная установка для работы над техникой. И тогда встречающиеся на пути ученика многочисленные и кажущиеся такими непреодолимыми тернии окажутся побежденными, и работа над техническим воплощением музыкального замысла будет успешной. Если же мысленный идеал отсутствует или исчезает, техническая работа ученика превращается в рисование вслепую, с закрытыми глазами. Увидеть, что должно получиться, - основа технической работы и писателя, и художника, и композитора, и актера, и музыканта.