Публикации ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование социокультурных ценностей у детей раннего дошкольного возраста через ознакомление с фольклорными формами (потешками, пословицами, поговорками, сказками).

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование социокультурных ценностей у детей раннего дошкольного возраста через ознакомление с фольклорными формами (потешками, пословицами, поговорками, сказками).
Автор: Козлова Татьяна Егоровна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТФормирование социокультурных ценностей у детей раннего дошкольного возраста через ознакомление с фольклорными формами (потешками, пословицами, поговорками, сказками). МБДОУ «Детский сад №6» г. Заполярный, Печенгский район, Мурманской областиВоспитатель КозловаТ.Е.Информационная карта проекта1.Полное название проекта: Формирование социокультурных ценностей у детей раннего дошкольного возраста через ознакомление с фольклорными формами (потешками, пословицами, поговорками,сказками).2. Автор проекта: Козлова Татьяна Егоровна воспитатель II-ой группы раннего возраста МДОУ детский сад №6, I квалификационная категория.3. Кадры: воспитатели II-ой группы раннего возраста МДОУ детский сад №6, педагог – психолог, музыкальный работник, инструктор по физической культуре, медицинский и обслуживающий персонал.4. Район, город: представивший проект: г. Заполярный, Печенгский район, Мурманская область.5.Адрес организации: 184430, г. Заполярный, Печенгский район, Мурманская область, ул. Крупской, д. 10-а.6.Телефон: 8(81554)398-21.7. Вид, тип проекта: долгосрочный, игровой, познавательно-социальный развивающий, индивидуальный. 8. Объект исследования – дети 2 – 3 лет (социализация воспитанников раннего возраста).9.Предмет исследования – ознакомление с фольклорными формами в процессе социализации воспитанников раннего дошкольного возраста ДОУ. 10.Направление деятельности проекта: создание в ДОУ условий, способствующих позитивному раннего дошкольного возраста при ознакомлении с фольклорными формами. 11.Цель проекта: Осуществлять социализацию дошкольников через познание окружающего мира, передачу ребёнку социального опыта общения в процессе проектной деятельности направленной на формирование у детей коммуникативных навыков, развитие сотрудничества и гуманных отношений воспитанников в группе сверстников.12. Задачи проекта:
  • создание благоприятной  предметно-развивающей среды для социального развития воспитанников;
  • разработка методов и приёмов воспитания дошкольников, способствующей позитивной социализации в дошкольном образовательном учреждении;
  • создание единой системы работы коллектива ДОУ и родителей;
  • используя устное народное творчество воспитание у детей основ личности будущего гражданина;
  • воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него;
  • развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря;
  • профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем;
  • помощь родителям в воспитании и развитии детей через вовлечение их в педагогическую деятельность детского сада.
  • 13. Миссия образовательного учреждения   Организация целенаправленной педагогической деятельности для полноценного развития детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, социальными условиями, для эффективного воспитания и развития дошкольников, способствующего упорядочению процесса социализации их в обществе через ознакомление их с устным народным творчеством.14 Сроки реализации проекта:  рассчитаны на учебный 2018-2019 годСодержание проблем и обоснование необходимости их решения проектным методомАктуальность проектаАктуальность приобщения детей к народному творчеству заключается в том, что в «Концепции дошкольного воспитания» говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину эта задача особенно актуальная сегодня.Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. В своей работе каждый педагог обращается к малым формам фольклора: к сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, песням, народным играм. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в образовательной, совместной деятельности - направить на воспитание ребёнка.В дошкольный период интенсивно формируются мышление, эмоциональность, воображение, речь. Психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по своему представлению. Младший дошкольник обладает особой восприимчивостью. Кроме того ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к близким, интерес, любовь и сочувствие ко вcему живому, уважение к труду взрослых.Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в ДОУ позволяет заложить фундамент формирования социокультурных ценностей ребенка, определяющий успешность его общего развития. Обоснование проектаВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.Ключевой установкой дошкольного детства является поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации, содействия взрослых и детей, для развития способностей и всестороннего развития каждого ребёнка.В настоящее время возрастает приоритет народной культуры, уходящей своими корнями к истокам развития человечества, как «уникально — комплексной системы», заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, нравственные представления, идеалы, этническое самосознание, устойчивые ориентиры для формирования духовных черт характера и социально-культурного опыта. Народная культура близка восприятию детей, особенностям их воображения, мышления на которых строятся гуманистические тенденции современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст — это начало разностороннего развития и формирования личности. Система дошкольного образования предполагает полноценное воспитание и гармоничное развитие ребёнка по всем его направлениям. Одним из приоритетных направлений остаётся нравственно- личностное воспитание дошкольника. Целью воспитания младших дошкольников является обеспечение эмоционального нравственно ориентированного взаимодействия с окружающим миром Первичная социализация  воспитанников происходит в семье. Семья является для ребёнка образцом норм, ценностей и правил поведения в обществе. Этот основополагающий период для всей последующей жизни человека.Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьями на одно из ведущих мест. Укрепление и развитие тесной связи взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной гармонической личности.Именно поэтому, сегодня необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи. Дети должны научиться, не только брать, но и отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, членам своей семьи и окружающим людям.Поступление ребенка в детский сад – сложный и ответственный период в жизни ребёнка и взрослых. ДОУ выступает в качестве первого социального института  детей. Детский сад – это культурно-социальная плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя и самореализуется. С момента  поступления в детский сад  жизнь ребёнка кардинально меняется. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям (детскому саду). От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее личностно-нравственное и познавательное развитие и благополучное пребывание  в детском саду, семье и обществе. Важно создать для малыша положительный эмоциональный климат. В этот период неоценимо благоприятное влияние фольклора на психофизическое состояние малыша, как одно из уникальных средств. Фольклор являются самым доступным, интересным, музыкальным и развивающим средством для понимания малыша, он позволяет заложить прочный фундамент психофизического, познавательного и социального развития дошкольника, вызывает у него радостные эмоции, координирует движения, помогает в развитии мелкой моторики руки, учит преодолевать страх.Изучение опыта работы воспитателей и анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня и современные требования общества диктуют необходимость создания системы работы с детьми по социально-личностному направлению ДОУ как с родителями, так и с воспитанниками.Описание проектаРеализация данного проекта в детском саду начинается с раннего возраста воспитанников.Многие годы в ДОУ детский сад №6 работает в приоритетном направлении по социальному и личностному развитию детей. Разработана и адаптирована Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад № 6, на основе и с учётом основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (принятой на педсовете № 1 от 24.09.2015, приказ от 24.09.2015 № 65). Для успешной социализации  воспитанников широко используется парциальные программы:- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стёркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой,;- «Приобщение детей к истокам русского народного творчества» (О. Князевой, М. Маханёвой;- Программа «Здоровье» на 2010-2015, 2015-2020 гг., разработанная и адаптированная в ДОУ. Особое внимание в процессе работы уделяем миру социальных отношений воспитанников (Ребёнок входит в мир социальных отношений). В связи с этим постоянно используем в практике работы детского сада программу развития навыков общения у детей 3-6 лет - «Азбуку общения» Л.М. Шипицыной.Опыт работы педагогического коллектива обобщён. Неоднократно ДОУ принимал участие в различных мероприятиях на уровне района, области и по Программе международного сотрудничества. Работая в системе, пришли к выводу, что социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям, так то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.  Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь, матерью, отцом и ребёнком, поэтому уделяем в ДОУ достаточное внимание развитию социального партнёрства педагогов и родителей по вопросам социально-личностного направления. Привлекаем родителей к работе е, вырабатываем единую систему условий и требований как в ДОУ так и в семье.   Реализация проекта поможет нашим воспитанникам в сложном процессе вхождения в мир людей, в умении адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознании самоценности собственной личности и принятии личности других людей.Этапы реализации проекта.1 этап: - подготовительный
  • Анализ предметной среды группы;
  • Сбор информации, материала для реализации проекта: определение исходного состояния работы по социально-личностному развитию детей;
  • Формирование проблемы проекта, определение цели задач проекта и конечного результата проекта.
  • Изучение семей и быта детей.
  • 2 этап: «Мотивационная основа»
  • Составление перспективного плана проекта.
  • Подбор и накопление материала: методической литературы, дидактического и наглядно- печатного материала.
  • Подбор по проблеме консультаций для родителей и воспитателей детского сада, отчёт о работе на педсовете.
  • Организация самообразования.
  • Создание творческой группы ДОУ.
  • Совместная работа психолого-педагогического консилиума.
  • 3 этап: «Практика» (в течение учебного года)
  • Создание предметно-развивающей среды в группе воспитанников и в интерьере детского сада (переориентация предметно-развивающей среды на развитие личности каждого ребёнка).
  • Работа с детьми по перспективному плану.
  • Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.
  • Сюжетно — ролевые, строительные, театрализованные, дидактические игры, развлечения по данной теме
  • Проведение мониторинга речи воспитанников в начале учебного года и в конце.
  • Организация игрового взаимодействия.
  • Выставка книг с различными жанрами фольклора.
  • Чтение, беседы, рассматривание иллюстраций фольклорных произведений .
  • Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
  • Составление картотек: потешек, пословиц, поговорок, колыбельных песен, считалок. Собрание библиотечки русских народные сказок.
  • Оформление в картотеку русских народных игр.
  • 4 этап: «Работа с родителями» (в течение учебного года)
  • Изучение особенностей семейного взаимодействия.
  • Анкетирование родителей на тему «Семейные традиции»; сочинение на тему «Мой ребёнок».
  • Организация консультативно-просветительской помощи родителям (консультации индивидуальные и групповые, тренинги, наглядно – печатная пропаганда, просмотр родителями праздников, режимных моментов).
  • Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.
  • Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».
  • Наглядная агитация: консультации: «Роль потешки в развитии речи  детей во II группе раннего возраста», «Влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста»; буклеты для родителей: «Потешки в период адаптации дошкольника в ДОУ».
  • Проведение открытого занятия по социализации ребёнка раннего возраста тема «Петушок и его семья».
  • Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
  • 5 этап: «Анализ»
  • - Анализ состояния психолого – педагогического здоровья детей.
  • - Проведение диагностики (анализ выполнения программы по социальному воспитанию детей).
  • Проведение мониторинга речевого развития воспитанников на конец года.
  • Анализ, обобщение и распространение результатов проекта выступление на педагогическом совете, разработка методических рекомендаций и пр.
  • Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку в коммуникативных навыков, развитие сотрудничества и гуманных отношений воспитанников в группе сверстников. Ожидаемый результат
  • Пополнение методической базы наглядно – печатным и дидактическим материалом по данной теме. Показать вариант практического решения проблемы создания условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
  • Обеспечение эмоционального комфорта всем участникам педагогического общения во время реализации проекта.
  • Дети познакомятся:  с устным народным творчеством: потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с народной песней. У них вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения, разовьётся речь и мышление.
  • Закрепление воспитанниками полученных знаний в практической деятельности и развитие у детей таких личностных качеств как самостоятельность, ответственность, сострадание, отзывчивость, внимание, коммуникативность, чувство собственного достоинства;
  • Обновление и обогащение пространственной среды наглядно-практическим, игровым, дидактическим и методическим материалом для обеспечения успешного индивидуально-личностного развития каждого ребёнка и формирования его личности.
  • Повышение уровня педагогической культуры родителей через вовлечение родителей в данный педагогический проект. У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии детей. Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве по вопросам развития и воспитания своего ребёнка.
  • Литература:1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.2.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с. 4.Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.5.Князева О.А. Парциальная программа. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Спб.кцидент, 1997.Аникин В. П., “Русская народная сказка”, М.:Художественная литература, 1984.6.Хрестоматия для маленьких. /Составитель Елисеева Л. Н. Москва. 1998.7.Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. – М.: Просвещение, 1972.8.Белая, К.Ю. Первые шаги. Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2002 г.9.Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.10.Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.11.Авторские разработки педагогов (интернет).Приложение Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями детей раннего возраставо время режимных моментовПриложение Консультация для родителей«Роль потешки в развитии речи  детей во II группе раннего возраста» Потешка – это малый  жанр устного народного творчества, песенка-приговорка, напрямую связанная с жестами. Это  элемент педагогики, который нужно начинать использовать в самом раннем возрасте.        В раннем дошкольном возрасте  потешка играет особую роль в воспитании детей.  Особенно ценно для ребенка неповторимое своеобразие звукового речевого потока. Простая рифма, эмоциональная окраска, повторяющиеся звукосочетания, их напевность создают эффект музыкальности. В первую очередь, потешка служит помощником в воспитании звуковой культуры речи, развитии речевого слуха и обогащению словаря.        Во-вторых, в ней содержится много ярких и красочных словесных картинок, что позволяет усвоить новые формы слов и словосочетаний. Рекомендуется многократное чтение потешек, что способствует их запоминанию и употреблению слов в речи ребёнка. Содержание многих потешек богато глаголами. Происходит естественное обогащение словарного запаса ребенка, формирование грамматического строя речи, развитие монологической и дилогической речи.Важнейшую роль в потешке играет ритм, который желательно сопровождать движением рук. Общеизвестный факт прямой связи между речью ребенка и развитием пальчиковой моторики.   Заучивание потешек с участием рук и пальцев приводит к лучшему запоминанию текста, развитию воображения и активизации мыслительной деятельности малыша. Совокупность мелкой моторки рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, нормализует темп и формирует правильное произношение. У ребенка развиваются такие качества как дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания, он учиться распознавать радость, тревогу, сожаление, грусть, нежность.        Можно сказать, что в период раннего дошкольного возраста потешки являются самым доступным, интересным, музыкальным и развивающим средством для понимания ребенка, которое позволяет заложить прочный фундамент психофизического, познавательного и социального развития ребенка дошкольного возраста.