Публикации Формирование читательской грамотности на уроках литературы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование читательской грамотности на уроках литературы
Автор: Постникова Людмила Владимировна

Формирование читательской грамотности на уроках литературыПостникова Л.В.Учитель русского языка и литературыГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Кинель-ЧеркассыАктуальностьСовременный мир резко отличается от того, который был двадцать, а то и тридцать лет назад. Бурное развитие технологий, появление огромного количества новых профессий привело к качественному изменению всего общества и каждого человека. И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам требуются новые навыки, знания и умения. На первое место выходит навык быстро находить информацию под конкретную ситуацию, а также просеивать найденное, избавляясь от лишнего. Данное умение лежит в основе функциональной грамотности человека. «Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений» - Алексей Алексеевич Леонтьев. Вчерашние школьники порой не знают, как применять предметные знания в жизни. Задача школы научить их решать непростые жизненные задачи и мыслить творчески.Но решить задачу по математике, ответить на вопросы после текста невозможно без освоения читательской грамотности. Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Можно сказать, что читательская грамотность – основа всей функциональной грамоты.Цель: создать условия для формирования читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках литературы.Задачи:- рассмотреть теоретические аспекты процесса формирования функциональной грамотности;- способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений;-подобрать содержание материалов для образовательного процесса, обеспечивающее формирование читательской грамотности учащихся;- отобрать формы, методы и приёмы преподавания, обеспечивающие формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках литературы;- создать банк заданий, способствующих формированию и развитию читательской грамотности учащихся 5 классов.Проблема и пути решения«Чтение – основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, российского и зарубежного. Все остальные каналы (телевидение, радио, повседневное общение и др.) несут более поверхностную, часто сиюминутную информацию и выполняют вспомогательную роль своего рода «путеводителей», побудителей к поиску достоверной письменной информации, либо предоставляют иллюстрации к событиям прошлого и настоящего» (И.В. Вальдман).Проблема формирования у обучающихся потребности в систематическом чтении и читательской грамотности сегодня становится актуальной, ведь именно «читательский опыт», приобретенный за все годы обучения помогает выпускникам успешно справляться с написанием итогового сочинения в 11 классе, а также устного собеседования в 9 классе. В условиях введения ФГОС основного общего образования актуальность проблемы низкой читательской грамотности обучающихся также нельзя недооценивать. От того, как понимают информацию и умеют с ней работать обучающиеся, зависит формирование основ их читательской компетенции. И здесь вопрос не только к учителям русского языка и литературы. Развитие читательской грамотности связано в целом с развитием коммуникативной компетенции обучающихся, являющейся метапредметной. Поэтому и на уроках биологии и истории возможно организовать подобную работу. Важно, чтобы организованная в данном направлении деятельность носила не случайный, а системный характер.На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и нехватка знаний, информации. Несколько десятилетий назад наша страна была самой читающей в мире, а сейчас, что мы видим? Доля читающего населения сократилась. Ценность книги утрачена. Дети огромное количество времени проводят в телефонах и компьютерных играх. Возможно, нет личного примера перед глазами. Любая деятельность взрослого человека связана с компьютером. Как же решить эту проблему учителю в урочное время?Для формирования и совершенствования читательской грамотности необходимы определённые читательские действия:
  • вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
  • делать прямые умозаключения из этой информации;
  • интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
  • оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
  • Первые два действия непосредственно опираются на текст, на умение читателя извлекать информацию из текста и восстанавливать некоторые зазоры между авторскими сообщениями. Вторые два действия требуют от читателя значительно большей самостоятельности мышления и воображения. У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
  • умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
  • умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.
  • Для формирования читательской грамотности необходимо активно использовать стратегии работы с текстом. Выделяют предтекстовые, текстовые и послетекстовые стратегии.Стратегии предтекстовой деятельности. По технологии профессора Н.Н. Сметанниковой, чем лучше организован этап предчтения, тем легче обучающемуся читать текст и понимать его. Перед прочтением текста возможно следующее:
  • постановка цели и задач чтения;
  • актуализация предшествующих знаний;
  • формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий;
  • мотивирование читателя;
  • формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.
  • Стратегии текстовой деятельности:
  • выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение или отклонение, контекстуальная и смысловая догадка;
  • размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.
  • Стратегии послетекстовой деятельности. Цель данной стратегии – применение и использование материала в самых различных ситуациях, сферах, формах и включение его в более масштабную деятельность: тестирование, таблицы, планы, сценарии, плакаты, иллюстрации и т.д. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.Хочется отметить, что только систематическая работа по формированию читательской грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования грамотного читателя. Для этого необходимо правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его и в учебной и во внеурочной работе, а также привлечь к данной проблеме родителей.Методологические основы проектаДля формирования коммуникативной компетенции на уроках литературы необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология учебно-группового сотрудничества, развития критического мышления. Например, можно применить элементы технологии развития критического мышления (это составление простых и сложных вопросов, кластеры, проблемные ситуации, творческие задания: придумай продолжение басни, сочини сказку или загадку, измени финал рассказа, составление синквейнов). На уроке литературы особенно актуальна информационно-коммуникационная технология. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.Использование игровых технологий (игры со словами, ребусы, кроссворды, инсценирование, чтение по ролям) – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.Задание «Мозговой штурм» относится к технологии развития критического мышления. Целью является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.Задание «Коллаж» относится к технологии учебно-группового сотрудничества. После знакомства с текстом, ребята в группах получают общее задание. Цель – научиться работать в команде и представлять в устной или письменной форме результаты совместной деятельности.Задание «Простые и сложные» вопросы. Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока литературы. Можно обучающимся предложить задание: составьте вопросы по тексту. «Простые» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «сложные» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. После прочтения текста обучающимся предлагается сформулировать по три простых и три сложных вопроса. Затем они спрашивают друг друга, используя таблицу простых и сложных вопросов.Применение на уроках рефлексии дает возможность учащимся глубже проникнуть в те знания, которые они приобрели, вспомнить, что они узнали и зафиксировать – где данные знания можно применить.Критерии оценки эффективности обученияПри введении данной системы обучения нужно будет отойти от стандартного метода оценивания. Так как обучающиеся будут сами находить пути решения поставленных задач, их просто нельзя оценивать по пятибалльной системе. Намного целесообразнее будет уровневое оценивание.Характеристиками уровневых показателей функциональной грамотности учащихся являются:1) целеполагание: осознание учеником потребности и способности к самореализации; возникновение учебно-познавательного интереса; владение приемами самостоятельной работы; осмысление понятий, общеучебных умений и навыков;2) планирование: способность ориентироваться в тексте; выделение алгоритма поиска необходимой информации;3) принятие решения: анализ планов деятельности;4) выполнение: умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком.5) оценка результатов, которая проходит по критериям: не может быть допустимой, допустимая, высоко допустимая и наиболее эффективная.В результате определения уровневых показателей выявляются недостаточно сформированные учебные навыки и умения учащихся на каждом этапе формирования функциональной грамотности.Полученный результат является для учителя основной для проектирования разноуровневых индивидуальных домашних заданий для обеспечения адекватных форм подачи нового материала, для выбора формы вопросов и заданий при отработке и усвоении учебного материала.Для учащихся такой самоанализ является основой для осознанной работы по преодолению пробелов по предмету, для повышения уровня учебных достижений.Ожидаемые результатыПри использовании на уроках литературы указанных приемов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной деятельности. Систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках русского языка и литературы, но и на всех остальных уроках, добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ, развивать умения грамотного читателя, проводить постоянный мониторинг понимания прочитанного. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова станет неоспоримой.Ожидаемые результаты:
  • Повышение уровня читательской грамотности.
  • Формирование потребности активно воспринимать, усваивать и передавать информацию:
  • общее понимание текста, ориентация в тексте;
  • глубокое и детальное понимание содержания и формы текста;
  • использование информации из текста для различных целей.
  • Ресурсное обеспечениеДанный проект завязан на профессионализме педагога. Прежде всего, необходимо желание педагога, владеющего функциональной грамотностью, педагогическими методами, справедливого и последовательного в своих действиях, умеющего заинтересовать детей.Информационное обеспечение: информирование педагогов, учеников, их родителей; Интернет-ресурсы.Мотивационное обеспечение: проведение мотивационной работы среди педагогов, учеников, родителей о необходимости работать в данном направлении.Список литературы
  • Алексашина, И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П. Киселев; науч. ред. И.Ю. Алексашина. - СПб.: КАРО, 2019. - 160 с. - ISBN 978-5-9925-1413-1.
  • Сметанникова, Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.: Баласс, 2013. – 128 с.
  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
  • ПриложениеМетодическая разработка урока литературы с применением технологии учебно-группового сотрудничества, способствующей формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся на уроке