Публикации
Методическая разработка открытого урока на тему: Использование игровых элементов, как метод развития вокально - хоровых и эмоциональных навыков, на уроках у дошкольников "Путешествие в музыкальный лес"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка открытого урока на тему: Использование игровых элементов, как метод развития вокально - хоровых и эмоциональных навыков, на уроках у дошкольников "Путешествие в музыкальный лес"
Автор: Липко Елена Сериковна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка открытого урока на тему: Использование игровых элементов, как метод развития вокально - хоровых и эмоциональных навыков, на уроках у дошкольников "Путешествие в музыкальный лес"
Автор: Липко Елена Сериковна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Детская школа искусств»Методическая разработка открытого урокаНа тему: Использование игровых элементов, как метод развития вокально - хоровых и эмоциональных навыков, на уроках у дошкольников «Путешествие в музыкальный лес»Выполнила:ПреподавательЛипко Е.С.Верхний Уфалей, 2020Содержание1. Пояснительная записка…………………………………………………..32. Информационная карта открытого урока по хоровому пению……….4-53. Ход урока…………………………………………………………………6-84. Литература………………………………………………………………..91.Пояснительная записка.Детство – это период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности ребёнка. А в дошкольном возрасте потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Поэтому важно на данном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.А чтобы помочь ребёнку понять мир музыки, мы будем приучаться слушать музыку и вникать в её содержание; овладевать навыками пения и движения под музыку в игровой форме. В результате чего накопится определённый запас музыкальных и двигательных представлений, на основе которых сформируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия от её прослушивания и исполнения, вырабатываются элементы музыкального вкуса.2. Информационная карта открытого урока по музыкально-хоровому воспитаниюПреподаватель: Липко Е.С.Концертмейстер:Сабирова О.А.Учебный предмет: Музыкально-хоровое воспитаниеСостав хора: учащиеся дошкольного отделенияМесто проведения:хоровой класс Продолжительность: 30 минутФорма занятия: открытый урокТема урока: Использование игровых элементов, как метод развитиявокально- хоровых и эмоциональных навыков, на уроках у дошкольников «Путешествие в музыкальный лес»Форма проведения: коллективнаяТип урока: комбинированныйЦель урока:формирование у детей интереса к музыке, к овладению навыками хорового пения и музыкальному творчеству через игровые методики. Задачи урока:Образовательные:1. Развить способность и желание слышать звуки и музыку.2. Продолжить формирование умения повторять песенные фразы.3. Упражнять детей в понимании ритма и ритмического рисунка, а так же воспроизведении его хлопками и музыкальными инструментами.4. Способствовать расширению музыкального кругозора.5.Научить эмоционально, исполнять произведения, используя различные приемы (инсценировка, мимика, сценическое движение).Развивающие:1. Развитие слухового внимания, логического мышления, творческих способностей детей (воображение, фантазия).2. Развитие у детей ритмического, темпового восприятия.3. Развитие координации движений.Воспитательные:1.Воспитывать любовь к музыке и музыкальному творчеству.2. Воспитывать самостоятельность в исполнении произведения.3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.4. Воспитать эмоциональное отношение к исполняемому произведению.Методы обучения:- наглядный (слуховой и зрительный);- словесный (образные сравнения, обсуждения характера музыки, словесная оценка исполнения);-объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным(вокальные и двигательные примеры учителя;затем воспроизведение, услышанного и увиденного, детьми).Методические приёмы:- сочетание пения и движений;- просить детей анализировать друг друга при исполнении произведения;- образное сравнение музыкального материала;- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся,- вариативность заданий при повторении упражнений;-обучение в форме игры;- поощрения и одобрения со стороны преподавателя, как стимуляция к дальнейшему обучению.Психологические условия на уроке:- создание здоровье сберегающей среды, то есть рациональная организация урока; чередование различных видов учебной деятельности (пение песен, игровые методики, творческие задания);- психологически-комфортная атмосфера;- эмоциональное удовлетворение от занятия;- учёт индивидуальных особенностей детей.Материалы и оборудование:Фортепиано, сборник с песнями, наглядные пособия, шумовые инструменты, колонки, ноутбук.3.Ход урокаСтруктура урока:1.Организационный момент2.Работа над музыкальным материалом, игровые моменты3.Планируемые результаты урока1.Организационный моментЗдравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в музыкальный лес! Вы любите путешествия и приключения? Но для начала нам нужно сделать разминку.Мимическая гимнастика:Изображение, с помощью мышц лица, следующей последовательности эмоций: удивление (открыт рот, глаза широко открыты, брови приподняты), злость (рот закрыт, стиснув зубы; брови нахмурить, всё лицо напряжено), грусть (все мышцы лица расслаблены, уголки рта опустить вниз), радость (широкая улыбка).Цель: Стимуляция ребёнка показывать эмоции, которые активизируют работу и развивают подвижность мышц губ, щёк и глаз.Артикуляционная гимнастика. Преподаватель рассказывает сказку: Жил-был язычок. Проснулся он утром, а вокруг темно. Решил язычок пойти погулять. Постучался он в дверку (стучим языком в щеку) не открывается, постучался в другую(стучим в другую щеку) не открывается.Испугался язычок и давай сильнее стучать в дверки. Не открываются. Решил язычок постучать в другую сторону (стучим в верхнюю губу) не открывается, в нижнюю и открылась дверка. Вышел язычок погулять. Лежит на травке отдыхает (язычок лопаткой свободно лежит), вдруг прилетел комарик,хотелукусить язычок (спрятать язычок в рот) (можно повторить три раза). Спрятался язычок в ротике, а тут на него зубки кусачие напали (кусаем язычок от кончика к корешку и по бокам). Думал язычок, думал почему это зубки такие злые, наверное их никто не чистил (чистим зубки), умываем (облизываем губы круговыми движениями, и любуемся какой ротик стал чистый и красивый –улыбаемся –целуемся).Или можно проговорить скороговорку: От топота копыт пыль по полю летит. Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.Дыхательная гимнастика: «Сдуть свечку». (Учащиеся в кулак зажимают правую руку и ставят её перед собой (образ свечи), по показу учителя все вдыхают носом, задерживают дыхание и медленно выдыхают ртом. При этом нужно чувствовать холодный воздух поверх кулака.)Цель: выработка глубокого певческого дыхания.В детском возрасте часто встречается поверхностное дыхание (ключичное). Задача педагога научить воспитанников правильно дышать. Одновременно брать вдох, без поднятия плеч, затем задержка дыхания, подготавливающая весь аппарат певца к началу пения. Фонопедическое упражнение, способствующие укреплению губных мышц и расширению диапазона: 1. Упражнение ракета –— от буквы «у» на глиссандо поднимаемся вверх на гласную «а», замираем и сверху с гласной «а» на глиссандо опускаемся вниз к гласной «у», при этом нужно следить за формой губ, за правильной позиционной установкой.Вокально-технические упражнения:1.Выстраивание унисона на одном, на двух звуках на слоги — ма-мэ-ми-мо-му, да-дэ-ди-до-ду по полутонам вверх от звука ре.2.Исполнение песенки-попевки «Едет, едет паровоз. Две трубы и сто колес» с соблюдением штриха legato и единой манеры исполнения.-Вот мы и размялись, давайте уже скорее отправимся в путь! А поможет нам в этом разноцветный автобус (строимся друг за другом). Ой, ребята, одно колесо у автобуса сдуто, давайте его надуем. Превращаемся в насосы (дыхательное упражнение на согласный «с», по системе А. Н. Стрельниковой). Ура! Поехали. (Звучит запись песни неизвестного автора – «Колёса у автобуса крутятся…»)2.Работа над музыкальным материалом, игровые моменты-Ой, куда это мы попали (звучит любая музыка, изображающая лес)? Смотрите тут стоит сундучок музыкальный. Давайте его откроем и посмотрим что там. Я так и думала! Вот они! Музыкальные ушки! Посмотрите ушки то не простые, одно ухо правильное, а другое перевернутое. Оденем их и споём песенку, может, кто и придёт к нам, услышав музыку.«Добрый жук» сл. Е.Шварца, муз. А.Спадавеккиа. (Закрепление ранее изученного произведения).-Посмотрим, послушаем… Никого не видать. А теперь немного поиграем, исполняем произведения «Слово на ладошке» сл. Н.Пикулёвой, муз. Е.Попляновойпо принципу «эхо». Цель этой игры – правильно исполнять слова песни и хлопать точный ритмический рисунок, как это делает преподаватель.-К сожалению, никто не пришёл. Но зато у нас есть такие большие уши! Ребята, а для чего всем нам нужны ушки? Чтобы хорошо слышать. А что же можно услышать в лесу? Разные звуки. Как прыгает зайчик, как поёт птичка, как шагает медведь и многое другое. Главное очень внимательно слушать!Игра «Угадай, кто идёт!» Цель: сформировать навыки слухового восприятия, активизировать творческое образное мышление, развить у детей внимание.Ход игры: учащимся предлагается прослушать и запомнить три небольшие мелодии, одна из которых характеризуется как «мелодия медведя» низкий регистр. Другая – как «мелодия птиц» высокий регистр, а третья – как «мелодия зайца» средний регистр. Руководитель предлагает учащимся также упражнения: когда звучит «мелодия птиц» поднять руки и ходить по кругу на носочках, когда звучит «мелодия медведя» опустить руки и медленно ходить, как медведь. А если зазвучит «мелодия зайца» - прыгать. С помощью этой игры дети быстро усваивают разницу между высокими, средними и низкими звуками. (Звучит запись «Елизавета Терентьева – Чередование птичка, заяц, медведь).- Молодцы, ребята, справились с заданием. Споем еще одну песню о животном, которое живёт в лесу «Жил в лесу колючий ёж» сл. Н.Зарецкой, муз. И.Бодраченко.(Закрепление музыкального материала при исполнении, повторение слов с хлопками с точным ритмическим рисунком произведение, наблюдение за координацией учащихся во время пения – голос и движения должны быть точными и выполняться одновременно.)Как хорошо мы спели, это всё музыкальные ушки нам помогают. Смотри, а в нашем сундучке, есть еще музыкальные инструменты. Давайте немного поиграем на них. Задание: пока звучит весёлая и быстрая музыка играем на инструментах, как только характер музыки меняется на медленную и спокойную – инструменты молчат. (Для этого задания подойдёт любая музыка, имеющая заданный характер).Цель: закрепить понимание у учащихся и умение определять настроение и характер музыкального произведения.-Ребята, посмотрите, в нашем волшебном чемодане не осталось сюрпризов и нам надо возвращаться назад.Но перед тем как мы попрощаемся с лесом и его жителями, я хочу у вас спросить понравилось ли вам путешествие? Кого мы встретили? А что интересного мы нашли в музыкальном сундучке? Ребята, мне то же очень понравилось путешествие но, к сожалению, пришла пора прощаться, а на память о нашем путешествии у вас останутся музыкальные ушки – подарок от меня и лесных друзей.До свидания (пропевает учитель).До свидания (пропевают ребята).3.Планируемые результаты урока:1.Закрепление навыков вокально-хоровой работы и их применение при исполнении произведения.2.Понимание сформулированной преподавателем задачи.3.Проявление индивидуальных творческих способностей привыполнении упражнений и заданий.4.Умение анализировать, сравнивать, различать звуки по высоте.5.Испытывать чувство общности коллектива.6.Стремиться выполнять задания качественно; быть активными, внимательными и собранными в выполнении заданий.4.Использованная литература1.М. Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой».2.Т. Огороднова–Духанова «Музыкальные игры на уроках сольфеджио».3.Меньших И. «С музыкой растем, играем и поем». – Ростов- на-Дону «Феникс», 20074.Огороднов Д.Е «Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе». Издательство «Музыка» Ленинградское отделение, 1973.5.Струве Г. «Школьный хор» - М., «Просвещение», 1981.6.Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором» - М., «Владос», 2002.7.Шереметьев В.А. «Эстетические критерии и постановка певческого звука в детском хоре» - Санкт-Петербург, 2006.8.Интернет ресурсы