Публикации Внеклассная работа по иностранному языку как способ повышения учащихся к предмету

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеклассная работа по иностранному языку как способ повышения учащихся к предмету
Автор: Коркина Наталья Михайловна

Внеклассная работа по иностранному языку как способ повышения интереса учащихся к предмету.Содержание
  • Введение
  • Основная часть
  • Особенности организации внеурочной деятельности по иностранному языку
  • Опыт осуществления внеурочной деятельности по иностранному языку в МОУ Павинской СОШ
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Введение
  • « …замечательные, блестящие уроки есть там,где имеется еще что-то замечательно, кроме уроков,где имеются и применяются самые разнообразныеформы развития учащихся вне уроков».В. А СухомлинскийВнеурочную деятельность по иностранному языку можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ. В настоящее время организация учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна – две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие  у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни   ограничивает  достижение существенных результатов в обучении иностранному языку. Поэтому внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию интереса учащихся к изучаемому предмету. В этом и является актуальность выбранной методической разработки.Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:- расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;- стимулирование интереса студентов к изучению предмета;- всесторонне развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.Внеклассные мероприятия помогают обучающимся усвоить учебный материал и овладеть дополнительными знаниями по иностранному языку с помощью доступных и интересных методов. Осуществление внеурочной деятельности по иностранному языку направлено на решение следующих задач и развитие универсальных учебных действий:- усовершенствование навыков и умений, приобретенных на уроках иностранного языка (ведет к достижению предметных результатов);- развитие коммуникативных УУД ведет к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов;- развитие памяти, мышления, воображения, внимания (метапредметные результаты);- развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетическихвкусов (метапредметные результаты);- повышение интереса к истории и культуре страны изучаемого языка, приобретение страноведческих знаний (предметные и личностные результаты);- воспитание любви к своему краю, родине, культуре и уважения к другим людям, представителям других культур (личностные результаты).Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует развитию творческой активности обучаемых, их эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Важным моментом внеурочной деятельности, повышающим мотивацию и интерес к изучению иностранного языка, является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя.
  • Основная часть
  • Особенности организации внеурочной деятельности по иностранному языку
  • В условиях ФГОС одна из основных целей перед педагогом заключается в том, чтобы осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Существует много направлений и форм проведения внеурочной деятельности. Каждый педагог выбирает для себя наиболее подходящие, исходя из целей, задач, возрастной группы, способностей и интересов учащихся. Внеурочная деятельность по иностранному языку может быть организована по разным направлениям.- Научно-познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов, читательских студий, клубов юных музееведов, олимпиад, викторин и т. д. - Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено работой школьных лингвистических театров, проведением выставок декоративно-прикладного  и художественного искусства на иностранном языке и т. д.- Общественно полезная и проектная деятельность по иностранному языку может быть организована в форме лингвистических лагерей во время каникул с привлечением носителей языка – волонтеров из зарубежных стран, где в совместных добровольческих акциях возможна реализация социально значимых проектов. [1]Несмотря на то, что внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса, она имеет некоторые отличия от учебной деятельности. Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:Во-первых, добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся сами решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы, прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями.Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.Во- вторых, внеурочный характер занятий, который выражается в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. А так же, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. В-третьих, большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь преподавателя играет ведущую роль, во внеклассной работе ребята проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям. [3]Внеклассная деятельность строиться на следующих принципах:Принцип добровольности состоит  в том, что ученики включаются   во внеурочную деятельность по собственному желанию. Принцип массовости предусматривает   активное   участие   во внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем подготовки по предмету. Принцип учета и развития Принцип связи внеурочной деятельности с уроками, прежде всего, состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и   воспитательных   целей внеклассных занятий и мероприятий и уроков. Он также предусматривает связь учебных материалов, которые используются во внеклассной работе, с материалом действующих УМК по иностранному языку.Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и   в   комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности. В методической литературе и в практике школы традиционно различаю три формы внеурочной деятельности: индивидуальная, групповая и массовая.Индивидуальная внеурочная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия,   оформляют   стенгазеты,   альбомы,   стенды   и   т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.Групповая форма внеурочной деятельности имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки. Положительно комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно. Массовые формы внеурочной деятельности не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия, как вечера, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера   ит.п. [5]Форма подведения итогов: Итоговой работой по завершению каждой темы являются театрализованные представления, сценические постановки, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы.После каждого года обучения педагогу стоит провести показательные мини-спектакли, используя творчество и фантазию детей. индивидуальных особенностей и интересов обучающихся предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе. [1]2.2 Опыт осуществления внеурочной деятельности по иностранному языку в МОУ Павинской СОШОрганизация внеурочной деятельности в школе является неотъемлемой частью образовательного процесса. В своей работе внеурочную деятельность я организую с ребятами со 2 по 11 класс. Реализуя внеурочную деятельность, опираемся на следующие документы: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования; Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации; Концепция духовно-нравственного воспитания; Локальные акты ОУ. В свое работе я использую разные формы внеурочной деятельности. Ежегодно в нашей школе проходит неделя иностранного языка. Эта форма является массовой, так как предусматривает участие в ней большого количества учащихся разных возрастных категорий, в том числе и младших школьников, включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников. В рамках недели иностранного языка были проведены мероприятия: «Никто не забыт», (см. прил.1 ) «Праздник весны» (см. прил. 2) Материал, используемый на внеклассных занятиях при подготовке массовых мероприятий, я стараюсь делать интересным, познавательным, развивающим, учитывая индивидуальности, склонности и уровень подготовки учащихся по языку. Учащиеся с удовольствием принимают участие в данных мероприятиях. Впервые, на базе МОУ Павинской СОШ был организован летний лингвострановедческий лагерь. Основная идея – создание условий для физического оздоровления детей, их духовного развития, образовательного и содержательного досуга в период летних каникул. Повышение у обучающихся интереса и положительной мотивации к изучению английского языка, культуре, обычаям и традициям англоговорящих стран, совершенствовать навыки устной речи. Одним из результатов реализации программы является внеклассное мероприятие: инсценировка сказки братьев Гримм «Золотой гусь» (см. прил. 3)Так же ежегодно мои ученики принимают участие в олимпиадах и языковых конкурсах, которые привлекают их внимание. Цели и задачи олимпиады: развитие познавательного интереса ребенка к углубленному изучению дисциплины и выявление наиболее одаренных и талантливых учеников.В заключение хочу отметить, что именно во внеклассной работе на фоне отсутствия англоязычной среды учащиеся имеют практику в применении английского языка, в овладении коммуникативной компетенции, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка, сколько практическому овладению иностранным языком.
  • Заключение
  • Подводя итоги, можно сказать, что при изучении иностранного языка внеурочная деятельность обучаемых играет важную роль и проводится в соответствии со спецификой предмета. В процессе проведения внеклассной деятельности, у учащихся происходит расширение и углубление знаний по предмету. Я считаю что, одной из самых важных задач, которая решается в ходе внеклассной деятельности, является развитие интереса к изучению предмета. Так же она решает главные задачи: во-первых, способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции, углублению знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во-вторых, помогает организовать свободное время учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей. Для педагога, поле для работы в направлении внеклассная деятельность, разнообразно. Каждый, исходя из своих целей, задач, своей индивидуальности и творческого подхода к делу, может выбрать для себя нужное проведение во внеурочной деятельности. Для этого нужно знать методы, формы, принципы на которых стоиться эта деятельность. В конечном итоге эти знания и применения их в учебном процессе повлияют на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.Сделать внеурочную деятельность увлекательной доступно каждому учителю, стоит только немного задуматься о том, что сделать такого на занятии, что заинтересовало бы детей.
  • Список используемой литературы
  • 1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2013. 2.Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение /пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014.3. Гончаренко Н.Н. Развитие интереса к иностранному языку у младших школьников / Н.Н Гончаренко // Иностр. яз. шк. – 2008. – №1. – С. 51–53.4. Минаева И.Б. Мотивация – успеха – необходимое условие овладения иностранным языком. / И.Б Минаева // Иностр. яз. шк. – 2009. – №2. – С. 42–45.5. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. / С.Н. Савина. – М.: Просвещение, 1991. – 230 с.6. Шерстеникина В.А. Внеклассная работа по иностранному языку в контексте профессиональной компетентности учителя / В.А. Шерстеникина //Стратегия повышения качества подготовки специалистов в лингвистическом университете в контексте национальной инициативы «Наша новая школа». Научнопрактическая конференция (Иркутск,6 мая 2010г.). / Науч. Ред. Л.А. Выговский, Т.В. Живокоренцева. – Иркутск : ГОУ ВПО ИГЛУ, 2010. – 176 с.