Публикации Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя реабилитационного центра

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя реабилитационного центра
Автор: Джумагазиева Фирюза Гарифуллаевна

Использование современных педагогическихтехнологий в работе воспитателя реабилитационного центраСовременные педагогические технологии являются одним изнеобходимых условий эффективности инновационнойдеятельности социально-реабилитационных центров длянесовершеннолетних.Ряд изменений, которые происходят в нашей стране в последнеедесятилетие, заставляет воспитателей и специалистовреабилитационных центров работать и вносить в свою работу рядсерьезных изменений в обучение и воспитание детей:· обновлять содержание коррекционно- развивающих программ;· внедрять новые педагогические технологии, обеспечивающиеразвитие личности.Педагогические технологии, которые используются в работе,направлены на решение сложных психолого-педагогических задач:научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми ивзрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искатьпричины затруднений и уметь преодолевать их.Социально- реабилитационный центр - особое учреждение, котороедолжно стать не просто местом адаптации и самоутверждения детей, апространством разнообразных форм общения.Роль воспитателя должна заключаться в организации естественныхвидов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлятьсистемой взаимоотношений в этой деятельности.Целью педагогической деятельности в данном учреждении являетсясоздание условий для успешной коррекции и реабилитации детей,оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им помощи вжизненном самоопределении, адаптации в обществе.Отсутствие в учреждении четкой регламентации деятельностиучастников реабилитационного процесса, комфортность условий длятворческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов клюбой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия длявнедрения личностно-ориентированных технологий в практику ихдеятельности.Педагогические технологии на основе личностноориентированного подхода:Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И. С.);Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход,индивидуализация обучения).Коллективный способ обучения.Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);Технология КТД;Проблемное обучение;Коммуникативная технология;Технология программированного обучения;Игровые технологии;Технологии развивающего обучения.Технология личностно-ориентированного обучения (И. С.Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельностьобщества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).Цель технологии личностно-ориентированного обучения –максимальное развитие (а не формирование заранеезаданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка наоснове использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.Задача воспитателя – не «давать» материал, а пробудить интерес,раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную,творческую деятельность каждого ребенка.В соответствии с данной технологией для каждоговоспитанника составляется индивидуальная карта развития в соответствиис его возрастом, где фиксируется уровень актуального развития ребенка инамечается зона ближайшего развития. В технологии личностноориентированного обучения центр всей образовательной системы –индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основуэтой технологии составляют дифференциация и индивидуализацияобучения.Технология индивидуализации обучения (адаптивная) –такая технология обучения, при которой индивидуальный подход ииндивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обученияосуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому еесчитают проникающей технологией.В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороныучителя, а в социально- реабилитационном центре – со сторонысамого воспитанника, потому что он идет заниматься в то направление,которое ему интересно.Главным достоинством индивидуального обучения является то, что онопозволяет адаптировать содержание, методы, формы к индивидуальнымособенностям каждого воспитанника, следить за его продвижением вразвитии, вносить необходимую коррекцию. Это позволяетребенку работать в меру своих сил и возможностей, контролировать своизатраты, что гарантирует успех в обучении и воспитании.Групповые технологии.Групповые технологии предполагают организацию совместныхдействий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь.Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповойопрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут;нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированныезанятия и др.).Особенности групповой технологии заключаются в том, что группаделится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач;задание выполняется таким образом, чтобы был виден вкладкаждого воспитанника. Состав группы может меняться в зависимости отцели деятельности.Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:· одновременная работа со всей группой;· работа в парах;· групповая работа на принципах дифференциации.Во время групповой работы воспитатель выполняетразличные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры,оказывает помощь.Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когдакаждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяетразвивать самостоятельность и коммуникативность.Групповая технология складывается из следующих элементов:· постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;· планирование работы в группах;· индивидуальное выполнение задания;· обсуждение результатов;· сообщение о результатах;· подведение итогов, общий вывод о достижениях.Существуют технологии, в которых достижение творческого уровняявляется приоритетной целью. Наиболее плодотворно в нашем центреприменяется Технология коллективной творческой деятельности (И. П.Волков, И. П. Иванов).В основе технологии лежат организационные принципы:· социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;· сотрудничество детей и взрослых;· романтизм и творчество.Цели технологии:· выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить ихк многообразной творческой деятельности с выходом на конкретныйпродукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение,произведение, исследование и т. п.)· воспитания общественно-активной творческой личности испособствует организации социального творчества, направленного наслужение людям в конкретных социальных ситуациях.Технология предполагает такую организацию совместной деятельностидетей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют впланировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению исамоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность,соревнование. Коллективные творческие дела – это социальноетворчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота одруге, о себе, о близких и далеких людях в конкретныхпрактических социальных ситуациях. Творческая деятельностьразновозрастных групп направлена на поиск, изобретение иимеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог,речевое общение равноправных партнеров. Учебные кабинеты создаютсякак творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические,лингвистические, художественные, технические и т. д., в которых детинезависимо от возраста получают начальную профессиональнуюподготовку.Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы,выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оцениваниярезультатов разрабатываются специальные творческие книжки, гдеотмечаются достижения и успехи.Можно говорить о некоторых принципах организации коллективного делакак творческого. Это принципы состязательности, игры, импровизации,которые работают потому, что они опираются на глубокиепсихологические основания: потребности человека в самоутверждении,самовыражении, общении.Конкретных форм КТД великое множество.Трудовые дела: трудовой десант, подарок далеким друзьям, рейд.В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляютзаботу через труд-творчество. В центре внимания воспитателей —освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду,собственности, материальным богатствам нашего общества, к такимсторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическомулучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, илипомогая другим людям.Цель трудовых КТД — обогатить знания воспитанников обокружающем, выработать взгляды на труд как основной источникреабилитации и социализации, воспитать стремление вносить свой вкладв улучшение действительности, а также умение и привычку реально, наделе заботиться о близких и далеких людях, работатьсамостоятельно итворчески.Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит вовзаимосвязи с другими видами общественно ценной практики.Познавательные дела: вечер весёлых идей, путешествие, вечерразгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, защитафантастических проектов, пресс– конференция, рассказ – эстафета,собрание – диспут, турнир– викторина, турнир знатоков, устный журнал.Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями дляразвития у воспитанников таких качеств личности, как стремление кпознанию непознанного, целеустремленность, настойчивость,наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческоевоображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.Художественные дела: кукольный театр, литературно-художественныеконкурсы, турнир знатоков поэзии.Спортивные дела: веселые старты, спартакиада народных игр.Педагогика сотрудничестваНазвание этой технологии было дано группой педагогов-новаторов,в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы(К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой, школы советского периода (С.Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) изарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) вобласти психолого-педагогической практики и науки.В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр образовательнойсистемы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.Цель — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы ивозможности, использоватьих для более полного и свободного развитияличности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеивыйвзгляд на личность как цель образования, личностную направленностьучебно-воспитательного процесса;гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатовв современных условиях;новую трактовку индивидуального подхода;формирование положительной Я-концепции, т. е. системы осознанных инеосознанных представлений личности о самом себе, на основе которыхона строит свое поведение.2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решениивопросов «чему» и «как» учить детей; содержание обучениярассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющаяцель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам испособам мышления; интеграция,вариативность; используетсяположительная стимуляция.Совершенствование методов и форм учебного процес о раскрывается вряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагоговноваторов: опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р.Штейнера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П. М.Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитииличности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительскихИ. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, и др.3. Концепция воспитания. Концептуальныеположения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции,согласно которым развивается воспитание в современной школе:превращение школы Знания в школу Воспитания;постановка личности школьника в центр всей воспитательнойсистемы;гуманистическая ориентация воспитания, формированиеобщечеловеческих ценностей;развитие творческих способностей ребенка;возрождение русских национальных и культурных традиций;сочетание индивидуального и коллективного воспитания;постановка трудной цели.Идеология и технология педагогики сотрудничества определяетсодержание образования.4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничестваставит в ведущее, ответственное положение по отношению к остальныминститутам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена иорганизована с позиций педагогической целесообразности.Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающуюличность, являются школа, семья и социальное окружение. Результатыопределяются совместным действием всех трех источников воспитания.Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления,сотрудничества с родителями, влияние на общественные игосударственные институты защиты детства.Игровые технологии (Пидкасистый П. И., Эльконин Д. Б.) обладаютсредствами, активизирующими и интенсифицирующимидеятельность воспитанников. В их основу положена педагогическая игракак основной вид деятельности, направленный на усвоение общественногоопыта.Различают следующие классификации педагогических игр:-по видам деятельности (физические, интеллектуальные,трудовые, социальные, психологические);-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные,познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные,развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные идр.);-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные,уличные, компьютерные и др.).Основные принципы игровых технологий:-природо – и культуросообразность;-умение моделировать, драматизировать;-свобода деятельности;-эмоциональная приподнятость;-равноправие.Цели образования игровых технологий обширны:-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике,развитие определенных умений и навыков;-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества,общительности, коммуникативности;-развивающие: развитие качеств и структур личности;-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация кусловиям среды.Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание иособенности методики проведения игр зависят от возраста.В практической работе воспитатели часто используют готовые,хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическимматериалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом,например, "Моделирование случаев из жизни", "Стихийное бедствие","Путешествие во времени" и т. п. Особенностью таких занятий являетсяподготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальныхзатруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которойученику необходимо действовать.Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимисяразличного возраста и используются при организации занятий по всемнаправлениям деятельности, что помогает воспиатнникам ощутить себя вреальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.Новые информационные технологии обученияНовые информационные технологии (по Г. К. Селевко) –это технологии, использующие специальныетехнические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - этопроцессы подготовки и передачи информации обучаемому, средствомосуществления которых является компьютер.Цели новых информационных технологий:· Формирование умений работать с информацией, развитиекоммуникативных способностей.· Подготовка личности «информационного общества».· Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объемаматериала, сколько он может усвоить.· Формирование у детей исследовательских умений, умений приниматьоптимальные решения.Концептуальные положения новых информационных технологий:· Принцип адаптивности: приспособление компьютера киндивидуальным особенностям ребенка.· Диалоговый характер обучения.· Взаимодействие воспитанника с компьютером может осуществлятьсяпо всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.· Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.· Поддержание у воспитанника состояния психологического комфортапри общении с компьютером.ЗаключениеВсе обучающие, развивающие, воспитательные, социальныетехнологии, используемые в работе реабилитационного центра,направлены на то, чтобы:-разбудить активность детей;-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;-подвести эту деятельность к процессу творчества;-опираться на самостоятельность, активность и общение детей.Новые педагогические технологии могут радикально перестроитьпроцесс обучения и воспитания. В условиях социальнореабилитационного центра ребенок развивается, участвуя в игровой,познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедренияинновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда вучении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства,решить социальную проблему развития способностей каждого ученика,включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемойтеме до формирования устойчивых понятий и умений.Таким образом, воспитатель при внедрении новой технологии вобразовательный и воспитательный процесс должен уметь:· применять методы и приемы обучения и воспитания, используемые вданной технологии;· проводить и анализировать занятия, построенные поновой технологии;· научить воспитанников новым методам работы;· оценивать результаты внедрения новой технологии впрактику, используя методы педагогической диагностики.