Публикации Особенности организации учебно-исследовательской деятельности школьников.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности организации учебно-исследовательской деятельности школьников.
Автор: Московченко Николай Николаевич Московченко Елена Николаевна

Особенности организации учебно-исследовательской деятельности школьников.Проектная и исследовательская деятельности имеют много общего и в то же время принципиально отличаются результатом. Если в проектной деятельности на выходе получается заранее запланированный известный продукт, то результатом исследовательской деятельности является знание, заранее нам не неизвестное или доказательство истинности этого знания.Исследование – это, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Автор в процессе работы пытается доказать или опровергнуть выдвинутое научно-исследовательское предположение, так называемую гипотезу. Проект всегда ориентирован на практику. Школьник, выполняющий проект, решает реальную проблему. Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.Но нельзя забывать, что и в проекте есть исследовательская деятельность, но здесь она выступает, как элемент, часть работы. Так же и в исследовательской работе, могут присутствовать элементы проектирования, в виде опытов, экспериментов, практического моделирования и т. п.Главным результатом исследовательской деятельности всегда являетсяинтеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину врезультате проведённого исследования и оформленный установленным способом.Руководителям и авторам проектов необходимо понять: проект реализации исследования, не является проектом, как таковым, а остаётся исследованием, но организованным проектным методом. Как показывает практика, в некоторых положениях конкурсов проектных и исследовательских работ, а также в положениях об итоговом индивидуальном проекте обучающихся средних учебных заведений, результатом работы заявлен продукт практической значимости. Организаторы или не хотят разграничивать положения о разных видах деятельности или просто не понимают разницы между проектной и исследовательской деятельностью. Такие требования приводят к смещению целей проводимой работы и формируют неверное представление о проектно-исследовательской деятельности у школьников.Рассмотрим в сравнении алгоритм исследовательской и проектной деятельности относительно единой структуры предложенный Т. В. Уткиной и И. С. Бегашевой [1].Структура исследовательской и проектной деятельностиИтогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере. Формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать. Уяснение сущности исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель сформированности УУД и обеспечивают переход личности от учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.Литература:1. Уткина, Т. В. Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ / Т. В. Уткина, И. С. Бегашева. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018. – 60 с.