Публикации Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Автор: Колегаева Оксана Николаевна

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования.Содержательная направленность психолого-педагогического сопровождения обеспечивает решение и реализацию следующих задач и направлений деятельности: 1) сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; 2) формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; 3) дифференциация и индивидуализация обучения; 4) мониторинг возможностей и способностей обучающихся; 5) выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; 6) формирование коммуникативных навыков.Задачи и направления деятельности. - Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни. Содержание психолого-педагогического сопровождения:1.Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема.2. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся. Проведение спортивных праздников, дней здоровья; Углубленные медицинские осмотры; Тематические беседы о здоровье с привлечением специалистов. Задачи и направления деятельности. Выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.---- Предметные олимпиады, творческие конкурсы, игры. Задачи и направления деятельности. Дифференциация и индивидуализация обучения. Предметный и психологический мониторинг индивидуального развития. Ведение и использование «Психологических карт класса» Какие требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы основного общего образования предъявляет Стандарт?Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:– преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности;– учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся , в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;– формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;– вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры, дифференциации и индивидуализации обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления); – диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации, осуществляющей образовательную деятельность); – вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).Модель аналитической таблицы для оценки базовых компетентностей педагогов.Создание благоприятного психологического климата на урокеПожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
  • От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность (норма – 15-20 минут урока, по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения), кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока (средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности; ориентировочная норма – 7-10 минут). Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.Достигается через:
  • учет особенностей класса (изучение и понимание человека);
  • учет периодов работоспособности детей на уроке (период   «врабатываемости», период высокой -  продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
  • учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (разных видов деятельности на уроках, их продуктивность);
  • наличие эмоциональных разрядок на уроках;
  • создание благоприятного психологического фона на уроке;
  • использование приемов, способствующих появлению и сохранения интереса к учебному материалу;
  • наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
  • создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
  • Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.Хочу привести оценку этих направлений:Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше.В своей работе использую различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Некоторые учителя боятся, как бы в процессе разделения по группам к ученикам не приклеились навечно ярлыки “сильный”, “средний”, “слабый”. Но учащиеся и сами осознают, кто есть кто. Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую. На уроках русского языка веду дифференцированную работу по ликвидации пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с помощью зачётных карточек. После каждой изученной темы предлагаю детям разноуровневые карточки. Это помогает адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей.Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из самых основных задач учителя. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность (Н.А. Менчинская, А.А. Смоленцева и др.).Исследователи О.В. Лишин, А.Н. Леонтьев и др. полагают, что основной источник умственного труда - интерес, который служит стимулом. Этому способствует занимательный игровой материал, который помогает сосредоточить внимание на важных моментах.Используя элементы занимательности, как средства привлечения интереса учащихся к предмету изучения, нужно переводить их с примитивной стадии ориентировки на более высокие ступени избирательного отношения к явлениям. Занимательность обучения должна быть только средством, подчиненным цели обучения и развития. Для результативного применения игрового занимательного материала на современных уроках русского языка следует учитывать следующие психолого-педагогические особенности. Информационные технологии, значительно расширяющие возможности предъявления учебной информации. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Итак, занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на человека, на школьника. В этой природе занимательности и заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющееся, как известно, началом всякого познания. Таким образом, занимательность, выступающая в качестве стимула познавательного интереса и как средство обучения, и как средство популяризации научных знаний, способствует, с одной стороны, приближению научных истин к пониманию человека (делает научные знания доступными), с другой же стороны, способствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания. Современной школе необходимо создать такие психолого-педагогические условия обучения, которые в полной мере способствовали бы формированию прочных знаний у каждого учащегося.Игра «Эпитеты»Правила игры: На листке бумаги или на доске написаны слова: снег, листья, тучи, речка, дом. Игрокам недолго показывают эти слова, чтобы они только успели их прочитать. Затем они должны написать на листках бумаги эпитеты к этим словам в том порядке, в каком расставлены слова. При комплексном подходе к воспитанию и обучению учащихся второй ступени в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для учащихся, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии учащихся. В ходе игр и упражнений с занимательным материалом обучаемые овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Учитель вооружает обучаемых лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.