Публикации "Внедрение элементов бережливых технологий в образовательном процессе"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Внедрение элементов бережливых технологий в образовательном процессе"
Автор: Покидько Ирина Васильевна

С начала 2018 года по настоящее день в Нижегородской области действует совместный проект с РОСАТОМ по внедрению бережливых технологий в различные сферы деятельности, в том числе и в детские сады. Перед педагогами ставятся задачи по внедрению бережливых технологий в свою работу, по формированию у дошкольников бережливого сознания. Это занимательная и полезная тема считает воспитатель детского сада №97 города Дзержинска Князева Людмила.При использовании любых технологий важно, чтобы они учитывали особенности моей группы, психовозрастные особенности, обеспечивали образовательный процесс в условиях многокомплектного детского сада. Это важный аспект, так как в большинстве детских садов группы переполнены. Также обеспечивали безопасность воспитанников и успешно развивали их по всем образовательным областям. Бережливые технологии удовлетворяют всем этим требованиям.БезопасностьВ первую очередь нам необходимо сформировать у детей представление о безопасности. Я считаю, основываясь на возрастных особенностях, что самое действенное – это воздействие на сенсорику дошкольников. Существуют сигнальные цвета: красный – непосредственная опасность, желтый – возможная опасность, зеленый – безопасность, синий – указание. Применив эти знания на практике, мы получили такой результат:
  •   На дверях шкафа с моющими средствами наклеены красные ладошки.
  • Желтым пунктиром обозначена траектория открывания дверей в группе.
  •   На дверках шкафчиков с игрушками располагаются зеленые ладошки.
  • АлгоритмыНе маловажно формировать у дошкольников организованность, приучать к порядку. Одним из способов являются алгоритмы. Алгоритм - схема, позволяющая ребенку прийти к верному выводу, опираясь на наглядно представленную необходимую последовательность действий. Основная его задача – подготовить детей к пониманию того, что для достижения результата необходимо выполнить действие в соответствии с условием, правилом, которое отражает последовательность действий. В младшей группе в начале года алгоритм должен состоять максимум из трех действий и находиться на уровне глаз ребенка.СтикерыЕще один способ организации порядка в групповом помещении – стикеры. Стикеры приучают детей к собственному месту для переодевания, умывания, сна, игры, помогают развиваться и понимать, что такое личное пространство. Стикеры также помогают детям наводить порядок в группе, расставляя все игры по своим местам. В нашей группе они оформлены в соответствии с названием – «Карамельки».Умная разметкаУмная разметка позволяет удовлетворить двигательную активность детей и решает ряд образовательных задач из области физического развития: хождение по прямой, змейкой, катание мяча, построение в круг (побольше, поменьше) и т.д. Это замечательный способ организовать совместную и самостоятельную детскую деятельность, а также помощь для педагога во время динамических пауз и физкультминуток в образовательной деятельности.Многофункциональные пособияПрименение многофункциональных пособий также является одним из способов решения образовательных задач по средствам бережливых технологий. С помощью макета можно как сформировать новые знания, так и закрепить и продиагностировать уже полученные. Макет компактен. Он подходит как для индивидуальной работы, подгрупповой, так и подходит для занятий в домашних условиях для частоболеющих детей.Математический столУ меня в группе скопилось достаточно много дидактических игр по математике, которые находятся в свободном доступе, но к сожалению в силу возраста у детей еще не достаточно развита произвольность, замотивировать их можно яркими пособиями и совместной деятельностью со взрослыми, которая может быть организована быстро здесь и сейчас. Для этой цели мной был разработан математический стол. Он представляет собой обычный детский стол с наклейками из оракала и комплектом демонстрационного материала, манипулируя которыми можно сформировать и закрепить понятия: большой/маленький, длинный/короткий, узкий/широкий, право/лево – также определить и закрепить форму и цвет и применить приемы обучения – наложение и приложение. Математический стол также экономит время при подготовке к образовательной деятельности.Работа с родителямиБережливые технологии, как и любые технологии, необходимо использовать совместно со всеми участниками образовательного процесса. На родительских собраниях я знакомлю родителей с инновациями и предлагаю их применить дома. Так, например, родителям было рассказано о важности алгоритма в младшем возрасте, а также было предложено использовать дома алгоритм мытья рук. Данное предложение получило положительный отклик от родителей.Бережливые технологии – технологии будущего. Они позволяют рационально использовать свое время и на примере себя постепенно приучать к рациональности детей, формируя бережливое сознание с самого начала жизненного пути дошкольника.