Публикации
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования как ресурс повышения педагогического мастерства
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационная деятельность педагога дополнительного образования как ресурс повышения педагогического мастерства
Автор: Сильвестрова Любовь Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационная деятельность педагога дополнительного образования как ресурс повышения педагогического мастерства
Автор: Сильвестрова Любовь Анатольевна
Сильвестрова Любовь Анатольевна, методист МБУДО «Центр детско-юношеский г.Челябинска»Silvestrovа L.A., Methodist, MBUDO "Children's and youth Center of Chelyabinsk"Инновационная деятельность педагога дополнительного образования как ресурс повышения педагогического мастерстваINNOVATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION AS A RESOURCE TO IMPROVE TEACHING SKILLSАннотацияСовременный педагог – это не только специалист, передающий знания в порядке формализованного обучения. Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане. Поэтому обращение к поиску новых путей развития сегодня и формирует педагогическое мастерство. АbstractA modern teacher is not only a specialist who imparts knowledge in the order of formal training. Professional activity of the teacher is defective if it is built only as reproduction of once acquired methods of work if objectively existing opportunities for achievement of higher results of education are not realized in it if it does not promote development of the personality of the teacher. Without creativity there is no teacher-master. Today, the reality is that it is necessary to constantly grow professionally. Therefore, the appeal to the search for new ways of development today and forms pedagogical skills.Ключевые словаИнновационная деятельность, педагог, педагогическое мастерство, дополнительное образование, ресурс повышения мастерстваKeywordInnovation, teacher, pedagogical skills, further education, a resource of excellenceАктуальность поднимаемой проблемы можно обосновать на различных уровнях. В первую очередь, это социальная актуальность. В современном мире активных перемен в социальных процессах новое значение приобретают вопросы развития и образования подрастающего поколения. Во вторую очередь, это связано с новыми экономическими тенденциями, так как сегодня стране интересен не просто подготовленный специалист как продукт информационного развития, а важен специалист с новым типом мышления, то есть творчески развитый и активный. Школы и детские сады не всегда справляются с такими задачами. Особое значение в этом процессе отводиться именно роли дополнительного образования, что подтверждается очевидной статистикой (рисунок 1).Рисунок 1 – Роль дополнительного образования в общем развитии детейОчевидным является утверждение о том, что инновационная деятельность педагога является основой его постоянного самосовершенствования [1]. Экономический (рыночный подход) в формировании инновационной компетентности современных педагогов заставляет формировать профессиональное мастерство с учетом многих факторов [6].На основании заявленной актуальности мы сформулировали цель исследования – изучить текущую ситуацию организации инновационной деятельности педагога в МБУДО «Центр детско-юношеский г. Челябинска» и установить степень ее зависимости с их педагогическим мастерством и ролью методиста в этом процессе. Для достижения цели мы сформулировали основные задачи исследования: Изучить степень разработанности вопроса в отечественной педагогической науке; Сформулировать идею, гипотезу и проблему исследования; Провести анализ фактических результатов опроса педагогов по выявленной проблеме. Степень разработанности вопроса в науке достаточно высока, если начинать анализ с области общих педагогических подходов. Тем не менее, мы можем отметить широту разработанности вопроса именно в теории, что существенно усложняет реализацию вопроса на практике. Для классической педагогики тема профессионального мастерства не является новой. И многие ученые в области образования уже сказали самые важные и фундаментальные идеи. К их числу мы можем отнести Беспалъко В. П., который детально изучал слагаемые педагогической технологии. Также труды Кан-Калика В. А. и Никандрова И. Д., которые стали основоположниками по педагогическому творчеству [1,2]. В число уважаемых теоретиков в области образования вошли Котова И. Б., Шиянов Е. Н., Неудахина Н.А., Зязюн И.А., Сластенин В.А., Хозяинов Г.И. и др. [3,4,5,7,8].Однако всё больше внимания вопросам образования сегодня уделяют и специалисты из других смежных областей. Так, например, вопросы совместимости образования и экономики активно рассматриваются в трудах Перевозовой О.В., которая в вопросах формирования педагогической компетентности обязательным условием развития педагогов считает их личное развитие профессионально важных качеств, которые, в свою очередь, приобретают актуальность в конкретных экономических условиях функционирования социума [6].Идея нашего исследования, исходя из проанализированных источников, заключается в том, что большее значение в образовательном процессе имеет инновационная деятельность самого педагога, так как усиливает его мастерство и становится ресурсом в повышении профессиональной компетентности, но в обязательном сопровождении консультаций методистов.Проблему нашего исследования мы видим в том, что практика сегодня рассматривает эти вопросы, отталкиваясь от классических форм образования, забывая о роли и месте именно дополнительно образования, хотя эта форма особенно важна для развития профессионального мастерства.Гипотеза исследования в этой связи у нас звучит следующим образом: если в системе дополнительного образования педагог будет существенное внимание уделять вопросам инновационной активности и поиска новых форм, то этот фактор станет очевидным условием для повышения его педагогического мастерства. Терминологическое поле исследования мы ограничим несколькими важными понятиями:Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития [1]. Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [2]. Мы полностью соглашаемся с взглядами теоретиков, которые считают, что инновационные процессы реализуются сегодня практически во всех сферах человеческой деятельности. Нововведение в учреждениях дополнительного образования являются достаточно важным и необходимым механизмом творческой деятельности, который отличает одно образовательное учреждение от другого. Объектом нашего исследования для доказательства гипотезы и подтверждения идеи мы выбрали МБУДО «Центр детско-юношеский г.Челябинска», в котором инновационная деятельность лежит в основе формирования педагогического мастерства всех педагогов. Современный педагог в МБУДО «Центр детско-юношеский г. Челябинска» – это педагог не только передающий знания в аудитории (что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент). Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане. Анализируя деятельность педагогов, мы установили, от каких факторов и условий зависит их инновационная активность.Инновационная деятельность педагога зависит: от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности, а именно: - личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);- специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения). от существующих в конкретном образовательном учреждении условий: - финансовая заинтересованность: доплаты, премии;- благоприятный морально-психологический микроклимат и творческая атмосфера; - помощь в получении информации об инновационных технологиях;- содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога с обучающимися и коллегами - правильный отбор наиболее значимых стимулов в соответствии со спецификой их взаимосвязи и с учетом влияния барьеров. Далее мы проанализировали, готовы ли педагоги МБУДО «Центр детско-юношеский г. Челябинска» к совершенствованию педагогического мастерства и получили следующие результаты (рисунок 2).Рисунок 2 – Готовность педагогов МБУДО «Центр детско-юношеский г. Челябинска» к применению педагогического мастерстваДалее мы установили, какие факторы негативно влияют на инновационную деятельность педагогов и получили следующие ответы. Негативно влияют на инновационную деятельность педагога следующие факторы: - низкий уровень заработной платы (98 % респондентов);- формальные требования и часто необъективная оценка со стороны администрации (28 % респондентов); - недостаточная учебно-материальная база (73 % респондентов);- недостаточная информация об интересующих педагога инновационных технологиях (98 % респондентов).Далее мы провели опрос по следующей формулировке: «Что может служить для Вас источником инновационных идей на работе?» и получили следующие утверждения: - неожиданное для самого педагога событие (успех, провал, как толчок к развитию деятельности);- различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);- потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);- изменениями в ценностях и установках детей (влечет за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения) и т. д.Результатом нашего исследования стало понимание необходимости ряда факторов, создающих в МБУДО «Центр детско-юношеский г. Челябинска» необходимые условия для активизации инновационной деятельности как обязательного ресурса повышения педагогического мастерства. Интересным результатом завершился опрос педагогов (рисунок 3) о наиболее значимых факторах, побуждающих к инициативе инновационной деятельности. Рассмотрели эти факторы с трех позиций (методист, руководство, сам педагог)Рисунок 3 – Степень влияния на педагогов МБУДО «Центр детско-юношеский г. Челябинска» стимулов, необходимых для совершенствования педагогического мастерстваВ качестве вводных данных определили: идею, методику, стимулы и условия.Видим, что на этапе выработки инновационных педагогических идей педагоги в меньшей степени зависят от руководства, то есть присутствует фактор личной самостоятельной инициации, что подчеркивает качество их креативности. Однако очевидно необходимой является помощь методиста и надежда на его поддержку. На этапе методического сопровождения педагоги также в первую очередь ориентируются на личные наработки и опыт, существенно зависят от сопровождения методиста, в меньшей степени от руководства. На этапе стимулирования роль руководства возрастает, так как любые усилия, в том числе, развития инновационной педагогической деятельности требуют материального стимулирования и материальной поддержки для приобретения методических материалов. На этапе выбора педагогических технологий и применения их в непосредственной работе с детьми педагоги также придают большое значение условиям, которые, по их мнению, в большей мере обеспечиваются методистами, чем руководством.Таким образом, вывод нашего исследования заключается в том, что при активизации инновационной деятельности педагога для повышения его педагогического мастерства необходимы постоянные сопровождения педпроцессов методистами и их консультирование в выборе применяемых методик. Литература:1. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1999. 378с.2. Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 319с.3. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 298с.4. Неудахина Н.А. Основы педагогического мастерства: Учеб.-метод. пособ. Барнаул: АлтГТУ, 2012. 152 с.5. Перевозова О.В. Экономический (рыночный подход) в формировании инновационной компетентности специалистов / Управление инновационным развитием экономики: теория, методология, практика: Сборник посвящается 95-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Челябинск, 2014. С. 152 – 1556. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 2012. 510с.