Публикации
Способы и приёмы повышения мотивации обучающихся учебных центров профессиональных квалификаций
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Способы и приёмы повышения мотивации обучающихся учебных центров профессиональных квалификаций
Автор: Мацаева Ирина Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Способы и приёмы повышения мотивации обучающихся учебных центров профессиональных квалификаций
Автор: Мацаева Ирина Геннадьевна
Методические рекомендации«Способы и приёмы повышения мотивации обучающихся Учебных центров профессиональных квалификаций»Подготовила: Мацаева И.Г. – преподаватель Башкирского подразделения Куйбышевского учебного центра профессиональных квалификаций – структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»2021ВведениеВажность мотивации обучения в учебных центрах профессиональных квалификаций (КУЦ ПК) определяется тем, что мотивация представляет собой решающий фактор эффективности обучающего процесса.Формирование мотивации у обучающихся в учебных центрах ОАО «РЖД» можно назвать, без преувеличения, одной из центральных проблем современного дополнительного образования, подготовки квалифицированных работников .Особую важность вопрос о мотивации имеет именно на начальной ступени обучения на выбранную профессию. Сложность заключается в том, что учебные центры работают с сформированными личностями, с разными судьбами и опытом обучения в школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.Актуальность работы обусловлена тем, что преподаватели специальных дисциплин испытывают ряд профессиональных дефицитов, и это - формирование мотивации к обучению. Поэтому возникла необходимость поиска и отбора таких форм обучения, методов и приемов, которые позволят повысить эффективность усвоения знаний, помогут распознать в каждом обучающемся его индивидуальные особенности и как следствие, станут побуждающим мотивом к обучению.Приемы и методы повышения мотивации к обучению«Ничему нельзя научить – всему можно только научиться».В.А. СухомлинскийМотив – направленность обучающегося на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением обучающегося к ней [1]. Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [2]. Понятие «мотивация» шире понятия «мотив». Мотив является одним из видов побуждений мотивации или представляет собой её важную составляющую часть. Мотивация учебной деятельности – сложное, системное образование, состоящее из познавательных и социальных мотивов учения; представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности. Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития познавательной активности обучающегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни [4].Однако, несмотря на большое количество работ по проблеме мотивации учебной деятельности обучающихся, недостаточно изученными остаются особенности и содержание деятельности преподавателя по формированию учебной мотивации обучающихся в процессе обучения специальных дисциплин.Выделяют следующие учебной мотивации:Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения:1. Широкие познавательные мотивы – ориентация обучающихся на овладение новыми знаниями. Проявление таких мотивов – это:- реальное успешное выполнение заданий;- обращение к преподавателю за дополнительными сведениями;- положительное отношение к необязательным заданиям;- обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке.2. Учебно-познавательные мотивы – ориентация обучающихся на усвоение способов добывания знаний. Это:- самостоятельное обращение к поиску способов работы, сопоставлению;- интерес к анализу собственных ошибок;- самоконтроль в ходе работы, как условие внимания и сосредоточенности.3. Мотивы самообразования – состоят в направленности обучающихся на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Это:- все реальные действия обучающихся по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т.д.).Социальные мотивы включают:1. Широкие социальные мотивы – состоят в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. 2. Узкие социальные – так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. 3. Мотивы социального сотрудничества – состоят в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с педагогом и другими ребятами, совершенствовать их. Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Обучающийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки, похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Мотивы, направленные на достижение успеха, проявляются в наличии у обучающегося позитивной цели, для достижения которой он активно включается в ее реализацию, выбирает средства и способы ее достижения. Обучение при этом вызывает положительные эмоции. Мотивы, направленные на избегание неудач, ведут к тому, что обучающийся выражает желание избежать неудачи в учебной деятельности, при этом не желает прилагать даже малейшие усилия для работы над собой. Как правило, такие студенты не уверены в себе, боятся критики. Учеба у них вызывает негативные эмоции, сталкиваясь с трудностями, возникает отрицательная реакция. Формировать учебную мотивацию – это не значит вложить в голову обучающихся готовые мотивы, а создать такие условия и ситуации на уроке, где эти мотивы могли бы развиваться. Активные методы обучения (АМО) помогут вам сделать урок не только современным, отвечающим требования новых стандартов, но и эффективным.Рассмотрим классификацию методов активного обучения для вуза предложенную Смолкиным А.М. Он различает имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях. Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие [3 С 30]. Какие же приёмы и методы формируют познавательный интерес у обучающихся?Я предлагаю следующие приемы и методы развития учебной мотивации:Метод «Синквейн» основан на смысловой зависимости. Эта технология универсальна. Она применима не только на уроках общеобразовательных дисциплин, но и на уроках профессионального цикла. Метод можно использовать: -В самом начале урока;-Во время урока /чтобы понять, как понимают обучающиеся, то что успели пройти; -В конце занятия, можно провести маленький срез знаний по пройденной теме Правила составления:1 строка – одно существительное, выражающее объект, о котором идёт речь.2 строка – два прилагательных, характеризующие признаки объекта, о котором идёт речь. 3 строка – Описание действия объекта, о котором идёт речь в 3 словах (глаголы, причастия). 4 строка – Фраза из 4 слов, выражающая отношение к данной теме (разные части речи). 5 строка –одно слово, ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.Метод «Кластер». Кластеры- графический способ организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Иногда такой способ называют «наглядный мозговой штурм».Правила составления:1. В центре доски записывается ключевое слово – тема урока. 2. Предлагается обучающимся высказать слова или словосочетания, которые возникают с этой темой. 3. Идеи фиксируются преподавателем на доске (не исправляя и не комментируя). 4. Установка связей между понятиями, определение темы урока.Метод «Триз-технологии». Метод «Мозгового штурма» – педагогический метод по свободной выработке множества идей по заданной теме. Цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.Может применяться в любой области знаний. При этом возрастных ограничений не имеется.Причинами неудачи применения метода мозгового штурма на уроке может быть отсутствие интереса к теме урока у обучающихся, либо боязнь проявлять активность.Метод «Инсерт». Инсерт – это метод технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Применяется он в начале изучения новой учебной информации. Чтобы понять, что это такое – инсерт на уроке, достаточно узнать, что его название является аббревиатурой, которая с английского переводится как «интерактивная познавательная система для эффективного чтения и мышления».На первом этапе обучающимся предлагается к чтению параграф из учебника, в которой они делают специальные пометки четырех видов:«V» – это та информация в тексте, которая ребенку уже знакома;«+» — это тезисы и мысли, которые являются для читающего новыми;«-» — это противоречия той информации, которую ребенок уже знал ранее;«?» – это те моменты в тексте, которые непонятны читающему и требуют дополнительных объяснений для него.На втором этапе инсерта предлагается составить таблицу:На третьем этапе несколько обучающихся читают все, что они записали. Без обсуждений и критики со стороны педагога и одноклассников.На четвертом этапе обучающимся предлагается прочитать текст вновь и дописать таблицу, если в этом появится необходимость. При этом обучающиеся начинают более глубоко осмысливать прочитанноеМетод «Синектики». Синектика – современный метод активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий.Автор синектики Уильям Дж. Гордон (США, 50-е годы). В переводе с греческого синектика означает «объединение однородных элементов». По Гордону, существуют два вида процессов творчества: - превращение незнакомого в знакомое или неизвестного в известное, ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны - это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения. Этот процесс неуправляемый и основан на интуиции и вдохновении.- превращение знакомого в незнакомое - означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В "известном мире" предметы всегда имеют свое определенное место. 1. Личная аналогия - способность поставить себя на место образа или предмета и понять его трудности как свои собственные.2. Прямая аналогия - объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений.3. Символическая аналогия - неожиданное, яркое определение, показывающее предмет с необычной стороны.4. Фантастическая аналогия - способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство. На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию обучающихся, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний.Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации обучающихся.ВыводКак на занятии создать атмосферу творчества и развития? А для этого педагогу необходимо демонстрировать живое мышление, владеть и грамотно пользоваться приёмами аналогий, не передавать информацию в готовом виде, а рассуждать совместно. Из прошлого опыта обучающихся и на основе уже имеющихся знаний превращать любое занятие в интересное путешествие. Задача учебного центра - воспитание такой личности, которая способна принимать самостоятельные решения, находить выход из разных ситуаций, обеспечивать безостановочную и безаварийную работу железнодорожного транспорта.Список литературы1. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2001. С. 15.2. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2003. 688 с.4. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.3. Чуканова Т.В. Проблема мотивации в исследованиях отечественных и зарубежных психологов в конце XX века URL : .ru/2015/article/2015017507.