Публикации Внеклассная работа по дисциплине, как средство реализации межпредметных связей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеклассная работа по дисциплине, как средство реализации межпредметных связей
Автор: Глазырин Александр Викторович

Внеклассная работа по дисциплине, как средство реализации межпредметных связейИзменение требований к современному специалисту обусловливают необходимость корректировки традиционной дисциплинарной модели обучения, которая не обеспечивает комплексного подхода к освоению выбранной профессии.Поскольку в учебных дисциплинах отражены определенные взаимосвязанные явления объективной действительности, то они не могут быть абсолютно изолированными в учебном процессе. Необходимо обеспечить такую подачу материала, при которой осуществлялись бы взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь содержания различных учебных дисциплин с целью направленного формирования у студентов всесторонней, взаимосвязанной системы научных представлений. Данный подход возможно реализовать посредством междисциплинарных связей.При реализации междисциплинарных связей в процессе обучения в рамках учебного заведения необходимо решить множество задач согласовательного характера. Например, нужна специальная методика поиска и планирования материалов, обеспечивающих реализацию междисциплинарных связей. Построение ленточного графика прохождения учебных дисциплин; корректирование календарных планов отдельных дисциплин; обеспечение преемственности и непрерывности, а также единства и систематического обобщения понятий и т.д. Использование внеклассной работы по дисциплине не требует согласований, достаточно договоренностей между преподавателями – предметниками.Внеклассная работа по дисциплине - организация учителем различных видов самостоятельной учебной деятельности учащихся через индивидуальные, групповые и массовые внеурочные занятия. Внеклассная работа открывает дополнительные возможности для осуществления межпредметных связей, стимулирующих самообразование учащихся: их обращение к дополнительной литературе, повторение учебного материала по разным предметам под новым углом зрения, расширение кругозора в результате организованного общения.Внеклассная работа может быть непосредственно связана с уроками - выполнение текущих домашних заданий: подготовка проектов, докладов, рефератов, выступлений в группе, а может быть связана с уроками опосредованно и проводится в свободное от учебных занятий время.Целями внеклассной работы по дисциплине являются:- расширение и углубление знаний, умений и навыков по изучаемым дисциплинам;- стимулирование интереса учащихся к изучению дисциплин;- всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально- волевую и духовно-нравственную сферы.Внеклассная работа по дисциплине решает такие задачи:- совершенствовать знания, умения и навыки, приобретенные при изучении дисциплин (каждая дисциплина рассматривает изучаемый объект с одной стороны, а в ходе выполнения заданий внеклассных мероприятий студент путем синтеза полученных знаний решает не стандартные задачи, использует эвристический метод решения);- помочь студенту в формировании комплексного подхода в решении поставленных профессиональных задач (например, в рамках КВНа, интеллектуального кафе олимпиад дается для решения комплексная профессиональная задача, для решения которой необходимы знания различных предметов);- развивать творческие способности студентов, самостоятельность, эстетичный вкус (при подготовке к внеклассным мероприятиям практически всегда студентам выдается задание для самостоятельной работы, например, конкурс «Домашнее задание» в КВНе требует и творческого подхода и эстетического вкуса);- воспитывать чувство гордости за овладение своей профессией (предлагаемые для рассмотрения на внеклассных мероприятиях вопросы, носят практический характер, затрагивают существующие в обществе на сегодняшний день актуальные проблемы, студентам предлагается выявить их причины, последствия и варианты выхода из них, т.е. на основе полученных по своей специальности знаний, студент может дать анализ существующей ситуации и попробовать найти выход из нее). Внеклассная работа строится на следующих принципах: 1. Принцип связи обучения с жизнью.2. Принцип коммуникативной активности учащихся. Предпосылкой которого является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: использование новых, неизвестных учащимся материалов, взаимосвязь, знаний полученных при изучении различных дисциплин, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении и повышают его качественный уровень.3. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. 4. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по дисциплинам.Внеклассная работа с использованием междисциплинарных связей может проводиться в форме комплексного вечера, межпредметных конференций, профориентационных выставок, межпредметных КВНов, а также межпредметных олимпиад. Задания для таких внеклассных мероприятий составляются преподавателями - предметниками совместно. В практике работы нашей цикловой комиссии, неоднократно, в рамках недели специальности, которая уже сама является массовой комплексной внеклассной работой, проводились междисциплинарные КВНы, конференции, интеллектуальное кафе и другие подобные мероприятия, в ходе которых использовались информационные технологии.Анализ опыта осуществления внеклассной работы на основе межпредметных связей позволяет выделить ряд условий, обеспечивающих эффективность в организации такой работы:
  • выдвижение комплексной проблемы, позволяющей группировать знания из разных дисциплин вокруг одного объекта познания;
  • включение воспитательных задач, вопросов практической деятельности учащихся во внеклассные мероприятия межпредметного содержания;
  • опора на уже имеющиеся устойчивые интересы учащихся и умение найти такую совместную работу для учеников с разными интересами, которая вызвала бы потребность в изучении общей для них области знаний;
  • закрепление,  расширение и углубление объёма знаний, полученных на уроках, использование научно-популярной литературы по предметам, тесная связь учебной и внеклассной работы.
  • Современные условия определяют качественно новые требования к подготовке кадров. При подготовке специалиста выявление и осуществление междисциплинарных связей создает оптимальные условия для формирования профессиональных умений и навыков.