Публикации
Тема по самообразованию: "Эффективная организация самостоятельной работы обучающихся как фактор формирования общих и профессиональных компетенций»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема по самообразованию: "Эффективная организация самостоятельной работы обучающихся как фактор формирования общих и профессиональных компетенций»
Автор: Подрезова Ольга Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема по самообразованию: "Эффективная организация самостоятельной работы обучающихся как фактор формирования общих и профессиональных компетенций»
Автор: Подрезова Ольга Михайловна
Тема по самообразованию: « Одной из важнейших стратегических задач современного профессионального образования является формирование общих и профессиональных компетенций будущих работников любой отрасли. Требования ФГОС делают акцент на развитие у обучающихся творческой инициативы, потребности в самообразовании, стремление к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений самообразовательной деятельности. В требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, выпускники всех профессий должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Эти компетенции предполагают формирование у выпускников умение самостоятельно работать, добывать знания в течение всей жизни, совершенствоваться в профессии и в личностных качествах. Самостоятельная работа организуется на всем протяжении изучения Профессионального модуля (ПМ) и составляет 50 % от общего количества часов по учебному плану, она является одним из основных видов учебных занятий и проводится с целью:обобщения, систематизации, закрепления, углубления и расширения полученных знаний и умений; формирование умений поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач профессионального и личностного роста; развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирования самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации; формирования умения использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; развития культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирование умений работы к команде. В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы студентов (СРС):аудиторная; внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по профессиональному модулю выполняется на учебных занятиях и под руководством преподавателя или мастера п\о. Она включает в себя традиционные виды работ: изучение материала учебников, дополнительной литературы, конспектирование текста, ознакомление с нормативными документами, составление таблиц, схем, тематических кроссвордов, решение проблемно -ситуационных задач, заданий в тестовой форме, подготовка к деловым играм. Для эффективности проведения аудиторной самостоятельной работы необходимо обозначить тему занятия и ознакомить с инструкцией проведения:провести краткую беседу, нацеливая студентов на связь темы самостоятельной работы с базовыми знаниями, умениями, общими и профессиональными компетенциями, необходимыми для выполнения задания; ознакомить с формой проведения и критериями контроля; четко контролировать ход работы и при необходимости помогать студентам; провести подведение итогов занятия по выполнению самостоятельной работы. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя или мастера п\о, при их методическом руководстве, но без его непосредственного участия. Мною используются создание памяток, буклетов, информационных рекомендаций для самостоятельной, плодотворной работы. А также помощь в подборе основной и дополнительной литературы и электронных образовательных ресурсов. В качестве методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов провожу зачеты, тестирование, заслушиваю доклады, сообщения, просматриваю презентации и т.д. Критериями оценки результатов самостоятельной работы являются:уровень усвоения учебного материала; умение студентов использовать теоретические знания на практических занятиях; умение обосновать и четко изложить ответ; умение оформления материала в соответствии с принятыми учебным заведением требованиями. Мною разработаны сборники заданий в тестовой форме, рабочие тетради, которые является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы обучающихся, а также требования к оформлению по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. Поэтому можно сделать вывод, для того, чтобы самостоятельная работа была эффективной она должна быть хорошо организована, правильно проведена (под контролем), четко проверена, должна иметься возможность для обучающегося выбора формы организации работы, в соответствии с его творческими способностями, личными и профессиональными интересами. Проведя анкетирования, удалось выяснить у студентов, что для них значит самостоятельная работа. Более половины опрошенных получают максимальную информацию из Интернет источников и отрабатывают умения на практических занятиях. Остальные обучающиеся тратят на самостоятельную работу мало времени по различным причинам: (неумение организовать ее, отсутствие интереса к предложенным заданиям, отсутствие контроля выполненных заданий, отсутствие мотивации к овладению профессиональными компетенциями). Поэтому можно сделать вывод, для того, чтобы самостоятельная (аудиторная и внеаудиторная) работа была эффективной она должна быть хорошо организована, правильно проведена (под контролем), четко проверена, должна иметься возможность для обучающегося выбора формы организации работы, в соответствии с его творческими способностями, личными и профессиональными интересами. Подготовка рефератов, докладов, сообщений, презентаций, составление проблемно -ситуационных задач, тестов, составление конспектов, заполнение таблиц, написание ПЭР предусмотрено учебными планами техникума. Поэтому я считаю, что моя тема по самообразованию «