Публикации Конспект занятия "Осенние грибочки"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия "Осенние грибочки"
Автор: Денисова Дарья Александровна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи»городского округа ТольяттиКонспект занятия«Осенние грибочки»По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Акварелька»педагог дополнительного образованияДенисова Дарья АлександровнаТольятти 2021Тема: «Осенние грибочки»Возраст детей: 7-9 лет, 1 год обученияЦель: создание условий для развития знаний учащихся о пейзаже посредством художественного образования. Задачи: Обучающие:- ознакомить с новыми возможностями художественных техник (гуашь);- научить использовать разные материалы в одной работе совместно друг с другом;- закрепить признаки осени, расширить понятие колорит.Развивающие:- развивать ассоциативно-образное мышление, воображение;- способствовать раскрытию творческого потенциала через нестандартные приемы рисования;- развивать зрительную память, пространственное воображение, навыки композиции, а также мелкую моторику руки;- способствовать творческому отображению окружающего мира.Воспитательные:- формирование интереса у детей к изобразительному искусству и творчеству;- воспитывать усидчивость, точность, аккуратность в работе.Планируемые результаты:Предметные умения:- умение смешивать краски, создавать рисунок, используя выразительные свойства художественного материала.Метапредметные:- развитие образного мышления и эстетического восприятия окружающей природы;- развитие способности к творческому самовыражению, оценивание результата своего труда;-  умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждать результаты художественно – творческой деятельности;Личностные: - получение эмоционального удовлетворения от творческой самореализации, осознание роли искусства в жизни человека.Тип занятия: комбинированный.Форма занятия: групповая, с элементами индивидуального обучения.Методы и приемы обучения: Методы:- наглядный (иллюстрация, показ способов изображения, наблюдение, сравнение);- словесный (рассказ, беседа, пояснение, обсуждение);- практический (творческая работа, импровизация);Оборудование:для педагога – компьютер, презентация, репродукции картин, гуашь, кисти, бумага, баночка для воды, палитра, листья.для детей – листы бумаги формата А3, простой карандаш, гуашь, кисти, баночка с водой, клеенка, листья, палитра, набор смайликов в конверте. План занятия
  • Вводная часть
  • Приветствие, вступительное слово педагога.
  • Организационный момент.
  • Вводная беседа.
  • Основная часть
  • Объяснение нового материала.
  • Практическая работа.
  • Игра-викторина.
  • Практическая работа.
  • Выставка работ.
  • Заключительная часть
  • Обобщение и проверка пройденного материала на занятии.
  • Рефлексия и оценка занятия.
  • Прощание.
  • Ход занятияI.Вводная часть1. Приветствие, вступительное слово педагога.- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие – для создания рисунка мы будем использовать настоящие листья!2. Организационный момент.Давайте проверим, все ли у вас есть необходимое для урока, или каких-то материалов вам не хватает. (Проверяем готовность к уроку)3. Вводная беседа.У нас сегодня будет необычный урок – урок превращений, на котором вы будете в роли художника-волшебника. Поэтому у вас все получится. В конце урока мы сделаем небольшую выставку из наших рисунков и посмотрим, что у нас получилось.II.Основная часть
  • Объяснение нового материала.
  •  Сегодня мы с вами отправимся на прогулку. Но гулять мы будем не совсем обычным способом. Мы отправимся в путешествие по осеннему лесу, даже не вставая со своих мест.- Посмотрите, что у нас здесь такое? (обращаю взгляд детей на изображение лесной поляны с грибами, рис. 1)- Да здесь настоящая осенняя лесная полянка! Сколько же здесь разных грибов! Грибы, которые можно употреблять в пищу называются съедобными, а которые нельзя - несъедобными.- А какие съедобные грибы вы знаете?- Как вы их узнаете?Боровик: растет в бору. Бор – это лес, где растут хвойные деревья: сосны и ели. А боровик еще называют белым грибом. (слайд 2)Лисички: похожи на лис – рыжие и красивые. (слайд 3)Опята: растут около пней. (слайд 4) Подберезовик: растет под березками в роще. (слайд 5)- Но не все грибы можно употреблять в пищу. Какие вы знаете ядовитые грибы, которые нельзя кушать? (мухомор, бледную поганку).- Вот вы идете по лесу. Вдруг видите: растет вот такой красивый гриб (показываю мухомор рис. 2).- Какой это гриб? Как вы его узнали?- Что вы сделаете, если встретите мухомор? (полюбуюсь и не трону, потому что им лечатся больные звери, медведи, лоси).Шляпка у мухомора ярко-красная, покрытая кое-где выпуклыми бугорками-пятнышками. Стоит он на высокой белой ножке, имеет возле шляпки кольцо-бахрому (слайд 6).Сегодня мы с вами нарисуем этот несъедобный, но красивый гриб. Но для начала посмотрим картины художников, на которых изображен осенний лес с грибами. На слайде представлена картина Ивана Шишкина «Мухоморы», написанная в 1878 году (слайд 7). Картина одна из ранних. Это становление стиля «пейзажа». Шишкин созерцает красоту растущих под соснами мухоморов. Грамотно и точно передает цветовую гамму, которую создала природа: сочетание ярко-красного и белого цвета. На фоне зеленых веток и коричневатого дерна они выделяются и видны из далека.На картине Владимира Жданова мы видим расцвет осени с яркими красками: красный, оранжевый, желтый (слайд 8). День пасмурный, но на переднем плане выделяются ярко-красные ягоды рябины.- Какой жанр живописи представлен на данной картине? (пейзаж)- Что такое «пейзаж»? (картина, изображающая природу)Предлагаю прослушать произведение Петра Ильича Чайковского «Времена года. Ноябрь» и еще раз вспомнить как мы любовались красотой осенней природы в лесу (список информационных источников 6). Мы слушали голоса улетающих птиц, вдыхали осенний воздух, наслаждались последними теплыми лучами солнышка, нарядными уборами деревьев и кустарников.2. Практическая работа.Сегодня на занятии мы с вами будем рисовать мухоморы, растущие в лесу.-Это съедобный гриб?-А какого он цвета?-Какого он размера?-Какая форма?-Гриб делиться на две части, на ножку и шляпку. Шляпка имеет форму полукруга, а ножка формы цилиндра. В центре листа будет находиться самый большой гриб. Простым карандашом в верхней части листа нарисуем шляпку – большой полукруг. Ниже шляпки нарисуем вытянутую ножку гриба с кольцом-юбочкой (слайд 9). Справа и слева нарисуем еще грибочки меньшего размера.Дальше будем рисовать гуашью. Белой краской закрасим ножки грибов. Красным цветом нарисуем шляпки мухоморов.Охрой нарисуем землю под грибами. Для изображения травы будем использовать светло-зеленый, темно-зеленый и желтый цвета. Обратите внимание, что травинки мы рисуем снизу вверх.На шляпках грибов поставим белые точки. 3. Игра-викторина.Если видишь на картине чашку кофе на столе. Или морс в большом графине,Или розу в хрустале.Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт,Или все предметы сразу,Знай, что это… (натюрморт)И собаку и павлинаСлепим мы из … (пластилина)Для рисунков наших домНазывается… (альбом)4. Практическая работа.А теперь будет самая интересная часть нашего рисунка. Мы будем изображать падающие осенние листочки необычным способом. Для этого у нас есть настоящие осенние листья. Цвета, которые нам понадобятся: красный, желтый, оранжевый, зеленый, охра. Со стороны прожилок покрасим листок гуашью, прикладываем листок на рисунок, слегка прижимаем и поднимаем лист. У нас получился красивый живописный отпечаток. Таких листочков у нас может быть много.Чтобы грибочки хорошо росли нарисуем осенний дождик.Тонкой кисточкой черным цветом слегка обведем мухоморы, чтобы линия была четкой и яркой.Наш рисунок готов! Посмотрите, какие красивые мухоморы у нас получились!III. Заключительная часть1. Обобщение и проверка пройденного на занятии. В каком жанре мы выполнили работу? Картины, какого художника вы запомнили? Что нового вы сегодня узнали?2. Рефлексия и оценка занятия.Ребята, у вас на партах лежат конверты со смайликами. Если вам понравилось занятие, вы узнали много нового, и у вас хорошее настроение, то возьмите смайлик который улыбается. Если вам занятие не понравилось, и нового вы ничего не узнали, то возьмите смайлик, который грустит. Смайлики мы приклеим на специальную доску.3. Прощание.-   Молодцы, ребята, вы очень красиво нарисовали. У вас у всех разные рисунки. Но все они очень интересны и очень красивы.- До встречи на следующем занятии!Список информационных источников.1. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Поурочно-тематическое планирование, 1 класс, методическое пособие. – М. 2014 г.2. С.Швейк Художественная мастерская для детей. – СПб.: Питер, 2014 г.3. Музеи мира. Описание картины «Мухоморы» Шишкин И.И. 4. Загадки для детей. 5. Жанры живописи. 6. Чайковский «Времена года. Ноябрь» Приложение.Рис. 1 Изображение лесной поляны с грибамиРис. 2 МухоморРис. 3 Рисунки детей Рис. 4 Рисунки детейРис. 5 Смайлики для рефлексии